Чары Ру >> Крия - 6

МАХА МУДРА

Санскритское слово «маха» означает «великий, огромный», а слово «мудра» означает «психическое положение, поза». Таким образом, на русский язык это может быть переведено, как «великое психическое положение». Существует два метода, один из которых вам стоит выбрать для собственного исполнения.

НЕОБХОДИМЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ
Маха мудра — это первая из двух взаимосвязанных крий. Вторая называется Маха бхеда мудра. Вместе они образуют и высвобождают множество энергии психического, пранического и ментального тел. Крии, которые мы обсуждали ранее (то есть те, которые идут под номерами 1—5), связаны с отработкой пратьяхары — отвлечения сознания практикующего от чувственного восприятия внешнего мира и видений ума. Крии от № 8 и далее нацелены на вызов дхараны и ментальной целеустремленности. Так что Маха мудра и Маха бхеда мудра — это два промежуточных упражнения, которые разделяют высшие стадии познания от низших и помогают концентрировать ум. Они интенсифицируют сознательность.

УПОМИНАНИЯ В РУКОПИСЯХ И ДРЕВНИХ ТЕКСТАХ
Маха мудра упоминается во многих йога-тантрических манускриптах. Однако эти описания очень рознятся одно от другого и в целом не адекватны. Вот, в частности, что говорит «Йога Чудамани Упанишада»: «Маха мудра — это практика, которая очищает всю сеть пади (психических каналов), приводит к балансу иду и пингалю и поглощает расу (нектар блаженства) в такой степени, что это переполняет и пропитывает все человеческое существо» (стих 65).
«Подбородок должен быть придавлен к яремной впадине (джаляндхара). Левая стопа должна быть жестко закреплена напротив промежности (между анусом и сексуальным органом). Правая нога должна быть вытянута перед собой и твердо лежать на земле. Обе руки необходимо положить на правую ногу. Дыхание должно направляться в легкие и затем медленно исходить наружу. Это и называется Маха мудра — разрушитель болезней» (стих 66).
Это краткое описание подобно одному из методов, используемых в крия йоге. Но существенная разница здесь состоит в том, что джаляндхара бандха не практикуется в Маха мудре в крия йоге. Текст же продолжает: «Дыхание должно идти сначала через левую ноздрю, а затем через правую. В этом случае задействуются каналы ида и пингаля. Они приходят к балансу, а мудра получает свое полное воплощение» (стих 67).
Этот метод хатха-йоги использует Нади шодхана пранаяму при исполнении Маха мудры. Метод крия йоги отличен от этого, хотя и приносит тот же самый результат — медитацию. Далее в тексте продолжается описание выгоды от исполнения Маха мудры: «Благодаря силе этой мудры совершенно неприемлемая пища может быть переварена, а невкусная пища становится вкуснейшей. Происходит спокойное усваивание даже излишков пищи. Более того, благодаря этому упражнению, даже яд может усваиваться и превращаться в нектар. Различные заболевания, такие, как проказа, заболевание желудка, туберкулез, могут быть излечены и предупреждены» (стих 68—69).
«Маха мудра дарит духовную силу и дарует секрет, который не разглашается никому» (стих 70).
Маха мудра и в хатха-йоге, и в крия йоге никогда не изучалась широко. Она всегда передавалась от гуру к ученику. Однако, в связи с требованиями данной эпохи, эти техники получили право выхода на широкую публику.
Подробное описание Маха мудры дается и в Хатха Йоге Прадипике (гл. 3, стихи 10—18), и в Гхеранда Самхите (гл. 3, стихи 6—8). Здесь же мы рассматриваем Маха мудру в форме, приемлемой только для крия йоги.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Для того, чтобы практиковать Маха мудру, необходимо четко усвоить следующие техники:
1.Удджайи пранаяма
2.Унмани мудра
3. Кхетчари мудра
4. Шамбхави мудра
5. Муля бандха
С тремя первыми техниками мы были уже знакомы по предыдущему их применению в практиках крия йоги. Шамбхави мудра (сосредоточение на межбровном промежутке) и муля бандха также уже описывались, и для освежения их в памяти необходимо обратиться к ранним разделам данной книги.
ВНИМАНИЕ!!! В Маха мудре не должна исполняться муля бандха с помощью джаляндхара бандхи. У вас должен быть только контакт с промежностью, но без опускания подбородка на грудь.

ПРАКТИКА ВАРИАНТ № 1 ПОЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ КРИИ
Положением для крии в данном случае является сиддха-асана (для мужчин) и сиддха-йони-асана (для женщин). Эти асаны выбраны не случайно, ибо в них можно оказывать давление на промежность, а точнее, на центральную точку чакры мулядхары. Если вы не можете сидеть в этой асане, практикуйте маха мудру по второму варианту.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ
Сядьте в сиддха-асану или в сиддха-йони-асану. Проконтролируйте еще раз, чтобы ваша пятка жестко надавливала на чакру мулядхару между анусом и половым органом. Поддерживайте позвоночник прямым. Ввергните язык в кхетчари мудру и удерживайте его там, в течение всей практики. Откройте глаза. Глубоко выдохните. Задержите дыхание. Опустите голову вниз. Ещё раз обратите внимание на мулядхара чакру и на давление, оказываемое на нее посредством пятки. Такова стартовая поза для начала исполнения этой крии. Затем повторите в уме три раза: «мулядхара, мулядхара, мулядхара». После этого вдохните с помощью удджайи пранаямы и начните посредством сознания подниматься по полям чакр канала арохан (смотри рисунок № 6):
свадхистхана, манипура, анахата, вишудхи, бинду.
Ментально повторять эти чакры не следует, достаточно лишь касаться сознанием. И как только ваше сознание начнет двигаться от вишудхи к бинду, ваша голова должна начать медленно подниматься. По приходу сознания в бинду и окончания вдоха, голова должна быть поднята и даже чуть-чуть откинута назад. Зафиксируйте свое сознание в бинду, задержите дыхание. Повторите мысленно: «бинду, бинду, бинду», а затем практикуйте муля бандху и шамбхави мудру до той поры, пока сможете удерживать дыхание (рис. 6а). Скажите мысленно: «шамбхави — кхетчари — муль», когда ваше сознание движется через эти центры (смотри рисунок № 6б). Когда вы говорите «шамбхави», ваше сознание должно быть зафиксировано на межбровном центре. Когда вы говорите «кхетчари», ваше сознание должно быть зафиксировано в самой дальней верхней части рта. Когда вы говорите «мул», ваше сознание должно быть зафиксировано на чакре мулядхаре. Прохождение сознания через «шамбхави — кхетчари — муль» следует исполнить три раза. Когда ваша практика приобретет постоянство, эти три раза должны быть увеличены до двенадцати в течение нескольких месяцев или даже более. После проделанного верните свой взор в исходное, прекратив делать шамбхави мудру. Затем также перестаньте делать муля бандху.
Снова вернитесь сознанием к бинду и, выдыхая с помощью удджайи пранаямы, позвольте вашему сознанию опускаться по чакрам позвоночного канала аварохан: аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхистхана (смотри рисунок № 6в). Еще раз напоминаем, что не должно быть никаких ментальных повторений названий чакр, только прохождение их сознанием. Как только ваше сознание начнет процесс опускания, начинайте выполнять унмани мудру. Когда же ваше сознание достигнет чакры мулядхара, выдох должен быть закончен и голова мягко склонена вперед.
Откройте глаза, и это будет окончанием первого цикла. Весь процесс отображен на прилагаемых рисунках. А теперь начните второй круг. Задержите дыхание. Зафиксировав сознание на мулядхаре чакре, ментально повторите: «мулядхара, мулядхара, мулядхара», затем позвольте вашему сознанию подниматься по фронтальному каналу арохан, как мы уже описывали. И так повторите двенадцать раз. Не напрягайтесь.
ДЫХАНИЕ
В течение всей практики исполняйте удджайи пранаяму. Один полный круг должен быть равен полному вдоху и выдоху. Задержите дыхание, когда вы повторяете три раза «мулядхара». Вдыхайте по фронтальному каналу. Задержите дыхание, когда три раза повторяете «бинду», и затем опускайте сознание через «шамбхави — кхетчари — муль». Выдыхаете по опускающемуся позвоночному проходу.

ПРОХОЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ ШАМБХАВИ, КХЕТЧАРИ И МУЛЬ
Продвижение сознания по этим центрам должно исполняться с задержкой дыхания. Естественно, для того, чтобы сделать полных двенадцать кругов, нужна долгая практика в задержке дыхания. А посему мы полагаем, что начинающим следует поначалу делать только три цикла прохождения сознания. Постепенно это количество будет увеличено до двенадцати. Мы считаем, что ритм добавлений должен быть примерно: один дополнительный круг в неделю либо вы можете выбирать ритм добавлений самостоятельно. Главным физическим показателем правильности увеличения нагрузок будет то, что ваше дыхание будет естественным, удобным. В практике крия йоги не должно быть усилий и напряжения ни в теле, ни где-либо еще.

На следующие моменты следует обратить особое внимание:
1. Глаза должны быть сведены в точку между бровей (шамбхави мудру), как только начнется процесс прохождения сознания по вышеуказанным центрам.
2. Постарайтесь быть сознательными при прохождении всех трех центров. Это может быть достаточно сложным на начальных этапах, но потом будет становиться все легче и легче.

ВАРИАНТ № 2 ПОЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КРИИ
Данное положение имеет название «Уттан падасана» (поза вытянутой ноги). Оно имеет три основные позиции: 1.Правая нога вытягивается вперед, а левая размещается таким образом, чтобы левая пятка давила на промежность напротив мулядхара чакры (рис. 7).
2. Левая нога вытягивается, а правая нога подгибается так, чтобы пятка давила на мулядхара чакру.
3. Обе ноги вытягиваются вперед.
Каждая из этих позиций задействуется при исполнении Маха мудры во втором варианте. Однако позиции 1 и 2 более важны, ибо в этих случаях пятка оказывает достаточно жесткое давление на мулядхара чакру. Для мужчин давление должно быть посередине между анусом и половым органом; для женщин — напротив внутреннего края влагалища.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ
Сядьте в Уттан падасану с левой поджатой ногой и правой вытянутой. Расположите свое тело так, чтобы чувствовать себя удобно и комфортабельно. Поместите обе ладони на правое колено. Выпрямите спину. Исполните кхетчари мудру. Откройте глаза. Склоните голову вперед и надавите сознанием на мулядхара чакру (рис. 7а).
Далее до той поры, пока сознание не достигает бинду, следуйте по тем же самым инструкциям, которые давались для варианта № 1. Затем ментально повторите слово «бинду» три раза, наклонитесь вперед и захватите большой палец ноги пальцами рук. Сохраняя правую ногу выпрямленной, практикуйте шамбхави мудру и муля бандху.
Повторяйте:
«шамбхави — кхетчари — муль» от трех до двенадцати раз. Проходя сознанием через местонахождение этих мест, повторяйте их имена (рис. 76). Прекратите делать шамбхави мудру, затем завершите муля бандху. Выпрямите спину в исходную позицию и снова разместите ладони на правом колене. Снова зафиксируйте сознание на бинду и опускайтесь по каналу аварохан, как сказано в варианте № 1 (рис. 7в).
Первый круг будет полностью завершен, когда сознание достигнет мулядхары чакры. Весь процесс прохождения первого круга показан на прилагаемых рисунках. Затем немедленно перейдите ко второму кругу. Повторите ментально три раза «мулядхара» и поднимайтесь по фронтальному каналу. Проделайте четыре полных круга. Затем перейдите к сидячему положению № 2: левая нога выпрямлена, а правая поджата. Обязательно проследите местоположение правой пятки. Она должна оказывать жесткое давление на мулядхара чакру. И здесь тоже совершите четыре полных цикла. Затем перейдите в позицию № 3:
когда обе ноги выпрямлены. Здесь также проделайте четыре полных круга. Такова полная практика Маха мудры — вариант № 2.
ДЫХАНИЕ
Все детали точно такие же, какими они даются для варианта № 1. Помните, что основной тип дыхания — это удджайи пранаяма.

ОСНОВНЫЕ ДЕТАЛИ. ВЫБОР МЕТОДА
И первый, и второй метод одинаково хороши. И тот, и другой оказывают постоянное давление на мулядхару. Если вы достаточно легко можете сидеть в сиддха-асане, тогда лучшим методом является вариант № 1. Если вы не можете сидеть в сиддха-асане, тогда практикуйте вариант № 2.
Если вы практиковали предыдущие крии в сиддха-асане, то тогда незачем менять позу для Маха мудры и лучше остаться в сиддха-асане. Хотя с другой стороны, если чувствуете, что засыпаете во время практик крия йоги, то вам лучше сменить положение тела на вариант № 2. Хотя, конечно, последнее слово о том, в какой позиции вам пребывать, остается за вами.

МЕНТАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МУЛЯДХАРЫ
Через несколько месяцев практики вы обнаружите физическое сокращение мышц, расположенных в районе мулядхара чакры. Когда вы сможете четко локализовать позицию мулядхары и ваше восприятие станет более тонким, то тогда вы сможете просто «касаться» мулядхары своим сознанием. И в этом случае уже не будет необходимости сжимать мускулатуру. Физическое ощущение сжатия мускулов в районе мулядхары также поможет вам, если сознание блуждает то тут, то там. Со временем, когда ваше сознание станет более целеустремленным, ему будет достаточно даже легкого сжатия мышц. Но этот выбор должен быть сделан в зависимости от состояния своего ума.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Вы должны поддерживать сознательность: 1.Когда поток праны движется по каналу арохан и каналу аварохан; это должно быть синхронизировано с дыханием.
2. При ментальном повторении «мулядхара, бинду, шамбхави, кхетчари, муль».
3. При движении головы.
4. При движении глаз в унмани мудра.
5. При фиксации полностью завершенных кругов прохождения.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ
Вы должны проделать полные двенадцать кругов в зависимости от того, какой вариант — вариант 1 или вариант 2 — вы избрали. Новички, которые будут продвигать свое сознание только три раза, продвижение по шамбхави, кхетчари и муль, затратят в общем семь минут на полный комплекс практики. Те же, кто делает двенадцать полных кругов, затратят на это примерно десять минут.
Мы полагаем, что ментально вы считаете каждый круг вашего сознания, возвращаясь к мулядхаре.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Маха мудра должна исполняться немедленно после Шабдха Санчаляны и перед Маха бхеда мудрой.