Чары Ру >> Крия - 3

НАДА САНЧАЛЯНА

На санскрите слово «нада» означает «поток»; в контексте данной практики оно означает поток сознания в форме звука «АУМ». А санскритское слово «санчаляна» означает «вращение, движение». Таким образом, в переводе на русский язык «нада санчаляна» означает «движение звука сознания».

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ
Эта крия является первой в группе из трех крий: Нада Санчаляна, Паван Санчаляна и Шабдха Санчаляна. Следующие друг за другом в предложенной последовательности, они вызывают постепенное развитие чувствительности психических каналов и чакр. Нада Санчаляна готовит практикующего для последующих крий. Она предотвращает блокаду потоков праны, текущих по психическим каналам арохан и аварохан. Начиная с этой крий, у вас начнется увеличение тока чувствительности и целеустремленности ума.

УНМАНИ МУДРА
Эта крия и последующие четыре крий используют очень простую мудру, называемую унмани мудра. Слово «унмани» буквально означает «безмыслие, недумание», а посему эта мудра имеет перевод, как «состояние недумания» или — это лучший перевод — как «состояние медитации».
Физически эта мудра очень легка в исполнении. В крия йоге она делается следующим образом:
Широко, но без напряжения, откройте глаза. Сосредоточьтесь на бинду. Как только ваше сознание начнет скользить вниз по чакрам: аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхистхана — к мулядхаре, глаза начинают медленно закрываться. И хотя ваши глаза открыты, ваше сознание скользит по чакрам и следует по ходу канала аварохан... Получается так, что глаза ваши открыты, но смотрите вы внутрь себя. Ваши глаза должны постепенно закрываться или быть чуть-чуть открытыми, когда сознание достигнет мулядхара чакры. Проделайте это на своем личном опыте. Когда вы будете делать это, вам не следует слишком напрягаться. Исполняйте все легко и естественно, так, как получается.
Эта практика больше ментальная, чем физическая. Несмотря на то, что постепенно глаза закрываются, гораздо более важным является тот процесс, который вы совершаете ментально. Хотя глаза и открыты, вы практически ничего не воспринимаете из внешнего мира. Это и есть унмани мудра.
Состояние унмани получается само во время медитации. Хотя вы остаетесь как бы действующим в окружающем мире, но на самом деле вы находитесь в состоянии безмыслия. На санскрите это называется «Унмани Авастха» (состояние безмыслия). Ум функционирует, но без каких-либо помех в виде конфликтных мыслей или анализа. Вы сознательны, ум функционирует, но кажется, что его нет вовсе. В этом состоянии глаза воспринимают, но ничего не видят. Это унмани.
О состоянии унмани широко упоминается в древних манускриптах йоги и тантры. В частности, Хатха Йога Прадипика гласит: «Без поддержки ума практикующий становится обессмысленным. Он попадает в пространство, внутри и снаружи которого все исполнено шумом и суетой. Это и есть состояние медитации, унмани» (стих 4:50). «Что бы не было в этом мире, живое или неживое, это лишь представление ума. Когда ум поднимается в сознание унмани, тогда неведение и двойственность пропадают» (стих 4:61). Унмани подразумевает состояние, которое находится за пределами мысли, — медитацию. Это состояние, где все воздействия и влияния объектов мира отсутствуют. Целью крия йоги и является вызвать состояние унмани, а унмани мудра — это достаточно простая техника, которая позволит провести этот опыт.

ДВИЖЕНИЕ ПО ПСИХИЧЕСКИМ КАНАЛАМ
В Нада Санчаляне вам потребуется движение по психическим каналам арохан и аварохан. Арохан — это восходящий фронтальный поток, а аварохан — это нисходящий поток в области позвоночника.
В то время, когда вы будете двигать свое сознание по этим психическим проходам, постарайтесь почувствовать каждую чакру и ее поле — одну за другой, посредством могучего поля праны. Если вы захотите, то можете представить каждый из этих центров, подобный бусинке, а все они вместе, составляющие форму «Чакра Кшекрам Мали» (гирлянду полей чакр). Представьте, что каждая бусинка протыкается и проходит насквозь через острую иглу праны. Это проникновение должно восприниматься в большей степени на уровне чувств, чем на уровне мысли. Также постарайтесь избежать всевозможных интеллектуальных спекуляций.

МЕНТАЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ
Когда ваше сознание достигнет бинду, то там, на верхушке канала арохан, вам следует ментально сказать слово «бинду» три раза.
По достижению мулядхары, внизу канала аварохан, вам следует ментально повторить слово «мулядхара» три раза.
И по мере того, как ваше сознание проходит через центр, следует ментально называть имя той чакры, через которую вы проходите.


ПЕНИЕ ЗВУКА «АУМ»
Как только ваше сознание начнет спускаться по каналам аварохан, вам следует начать петь мантру «АУМ». Звук должен быть долгим и резким в начале, когда вы находитесь в бинду. Но по мере движения сознания вниз по чакрам, звук должен приобретать менее резкий, гудящий отзвук. Постарайтесь почувствовать, как звук пронзает чакры одну за другой. Кроме того, вам нужно постараться идентифицировать звук с потоком праны. И звук должен закончиться, когда ваше сознание достигнет мулядхара чакры.
Мы можем суммировать весь процесс по следующим ступеням: от бинду к аджне — это сильный и резкий звук, от аджны до мулядхары — гудящий звук, сконцентрированный на области позвоночника.
Звук «АУМ» должен быть громким и проникающим. Именно тогда он сможет оказывать активные воздействия на чувствительность чакр. Однако, не всегда возможно производить достаточно много шума, особенно рано утром, когда вы можете разбудить или помешать другим людям, живущим в вашем доме, А посему в этих случаях старайтесь исполнять звук «АУМ» громким шепотом.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА
Лучше всего принять положение падма-асаны или сиддха-асаны (сиддха-йони-асана — для женщин). Эти позы должны исполняться так, как они предписываются в традиции. Однако, если вы не можете сидеть ни в одной из этих асан, выберите себе какую-нибудь другую, типа ваджра-асаны, ардха-падмасаны и тому подобное. Кроме того, так как эта крия № 3 следует за крией № 2, то вам лучше оставаться в том положении, в котором вы были в крие № 2.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ
По завершении крии № 2 «Чакра Анусандхана» вам следует перейти непосредственно к Нада Санчаляне. Не меняйте той позиции, в которой вы находитесь. Откройте глаза, обратите внимание на позвоночник, он должен быть прямым. Полностью выдохните. Наклоните голову вперед, однако, не кладя подбородок на грудь. Зафиксируйте шею в этом положении. Позиция для головы должна быть таковой, как будто вы заснули в сидячем положении. Затем зафиксируйте свое сознание на чакре мулядхара. Повторите ментально: «мулядхара, мулядхара, мулядхара», сконцентрировавшись при этом на ней. Тело должно пребывать в состоянии полной неподвижности, а дыхание задержано, затем вдохните во фронтальный канал арохан, исполняя удджайи пранаяму. И как только ваше сознание начнет подниматься по полям чакр, начинайте ментально повторять их имена: свадхистхана, манипура, анахата, вишудхи. Постарайтесь прочувствовать каждый центр, как бы пронзая его праной и сознанием. И как только ваше сознание начнет двигаться от вишудхи к бинду, начните медленно поднимать голову. Когда ваше сознание достигнет бинду, ваша голова должна быть поднята и должна смотреть вперед. Задержите дыхание на некоторое время. Задержав сознание на бинду, три раза повторите в уме: «бинду, бинду, бинду». Запомните: вам следует соблюдать полную концентрацию, соблюдая успокоение во всем теле и не двигая головой в то время, когда вы произносите «бинду, бинду, бинду». Затем выдохните с громким звуком «АУМ». В результате исполнения звука вы должны почувствовать очень сильное давление на бинду. А звук «АУМ» должен исполняться по мере того, как сознание опускается вниз по каналу аварохан, по позвоночнику от бинду к мулядхаре. Звук «ау» — первая часть «АУМа» — должен исполняться по мере того, как сознание движется от бинду к аджне. А звук «м-м-м-м» должен исполняться по мере того, как сознание движется от аджны к мулядхаре, становясь все более и более тонким по мере того, как сознание достигает мулядхары. При достижении мулядхары он должен быть исключительно тонким и нежным. По мере опускания сознания должна также исполняться практика унмани. И, кроме того, называние каждого центра, через который проходит сознание: аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхистхана. А когда сознание достигнет мулядхары, мягко наклоните голову вперед. Откройте глаза, это и есть конец первого круга. Сам процесс должен идти так, как указано на прилагаемом рисунке. По завершении первого круга движений, переходите тут же на второй. Повторите слова «мулядхара, мулядхара, мулядхара», а затем с помощью удджайи пранаямы начинайте восходить по фронтальному каналу арохан. Так проделайте тринадцать раз, а затем переходите непосредственно к крие № 4.

ДЫХАНИЕ
Следует сделать краткую задержку дыхания, когда вы повторяете слово «мулядхара» ментально три раза. Затем идет вдох посредством удджайи, который должен быть синхронизирован с подъемом сознания по каналу арохан. Затем снова идет короткая задержка дыхания на то время, когда вы ментально повторяете три раза «бинду». Потом следует выдох со звуком «АУМ» в то время, когда сознание направляется вниз по позвоночнику, по психическому каналу аварохан.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Постарайтесь исполнять крию в правильной форме, в состоянии бодрствования. Достаточно легко забыть часть практики или исполнять практику без внимания. Позвольте своим мыслям являть себя, но поддерживайте сознание практики. Если вы почувствуете сонливость, то примите холодный душ или просто омойте лицо холодной водой. Запомните — важно оставаться сознательным свидетелем собственных действий во время всех практик.

ПОДСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ПОЛНЫХ ИСПОЛНЕНИЙ
Всего нужно проделать тринадцать полных циклов. Поэтому в конце каждого вам нужно удерживать в памяти номер круга, который вы только что проделали. Это нужно делать только после того, как вы достигаете мулядхары, в конце звука «АУМ», в конце нисхождения по каналу аварохан. Для подсчетов используется несколько методов. Метод ментального подсчета достаточно прост, но имеет одно неприятное свойство. Практикующий бывает очень увлечен упражнениями и утрачивает счет как таковой. Если вы желаете, вы можете использовать собственные пальцы. Но есть метод, который используется с древнейших времен и который мы хотели бы вам рекомендовать. Это метод с помощью использования «мали» (гирлянды, четок). Вам следует нанизать на нитку тринадцать маленьких бусинок, а затем главную бусину, которая называется «сумеру». И когда вы начнете практиковать Нада Санчаляну, держите малю перед собой. Ваш палец должен приходиться на соединение между сумеру и первой бусиной. Когда вы завершаете новый круг, то соответственно сдвигаете одну бусину. Когда вы достигнете тринадцатой бусины, вы ощутите сумеру и поймете, что закончили тринадцать кругов. Эксперименты и опыт показали, что этот метод подсчета — наилучший.
На выполнение полных тринадцати циклов вам потребуется около семи—восьми минут.