Чары Ру >> Крия - 11

ШАКТИ ЧАЛИНИ

На санскрите слово «шакти» означает «энергию, прану или кундалини»; а слово «чалини» означает «движение или проведение». А посему, данная крия может быть переведена как «движение праны» или «пробуждение кундалини». Это одиннадцатая крия, вторая из группы практик, которые ориентированы на дхарану (концентрацию). Она должна исполняться сразу после Наумукхи.

УПОМИНАНИЯ В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ
Шакти Чалини широко известна в ведических текстах. Она описывается в Йога Чудамани Упанишаде (стихи 107— 108), в Гхеранда Самхите (стих 3:44—50) и в Хатха Йога Прадипике (стих 3:104—120). Описания, однако, рознятся, и Шакти Чалини исполняется по-разному в различных системах. И ни одна из этих техник не похожа на ту, которую выполняют в крия йоге. Если вы интересуетесь этим вопросом, мы полагаем, что вы можете проверить это самостоятельно. Однако мы считаем необходимым дать несколько выдержек из Хатха Йога Прадипики: «Кундалини свернута кольцами и по форме напоминает змею. Когда Шакти движется, тогда имеет место реализация. В этом нет сомнения» (стих 3:108). Этот стих указывает на важность пробуждения Кундалини (Шакти) при помощи метода, подобного методу Шакти Чалини. Однако необходимо упомянуть и о ментальном балансе: «Баляранда (кундалини) находится посередине между Гангой (идой) и Ямуной (пингалей). Когда они движутся, то достигают вверху Господа Вишну (источника света)» (стих 3:109). Этот стих указывает, что Кундалини не может быть разбужена до тех пор, пока не установится баланс между идой и пингалей. Без этого баланса Кундалини не будет разбужена, даже если вы будете практиковать Шакти Чалини или какие-нибудь другие йогические техники двадцать лет подряд.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ
Для того, чтобы практиковать Шакти Чалини, вам следует знать и уметь выполнять следующие техники: 1. Кхетчари мудра. 2. Удджайи пранаяма. 3. Йони мудра. Положения пальцев и рук для йони мудры были проиллюстрированы в предыдущей крие на рисунке № 126.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА
Сядьте в сиддха-асану или в сиддха-йони-асану. Если вы не можете сидеть ни в одной из этих асан, сядьте в какую-нибудь другую приемлемую асану. Лучше всего оставаться в том положении, которое вы использовали для Наумукхи; нет никакой необходимости сдвигать тело или открывать глаза.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ
Примите удобную позу. Обратите внимание на то, чтобы спина была прямая. Закройте глаза и держите их закрытыми в течение всей практики. Выполните кхетчари мудру. Глубоко выдохните. Наклоните голову вперед. Зафиксируйте сознание на мулядхара чакре. Отсюда начинается первый цикл обращения энергии.
Ментально произнесите мантру: «мулядхара, мулядхара, мулядхара». Когда вы начнете вдыхать с помощью удджайи пранаямы, позвольте вашему сознанию, подниматься по фронтальному каналу арохан. Осознанно проходите следующие центры один за другим: свадхистхана, манипура, анахата, вишудхи. Должен быть только мягкий ток сознания (рис. № 13). Никакого ментального произнесения чакр. Поднимайте голову, когда сознание начнет двигаться от вишудхи к бинду (рис. № 13а). Вдох должен быть закончен по достижении бинду. Задержите дыхание. Исполните йони мудру, закрыв глаза, уши, нос и губы пальцами (рис. № 136).
А теперь пусть ваше сознание движется по непрерывному замкнутому кругу, образуемому каналами арохан и аварохан. Параллельно постарайтесь визуализировать тонкую зеленую змейку, которая образует, заглотив свой хвост, петлю. Продолжайте задерживать дыхание. Змея должна продолжать двигаться вниз от бинду к мулядхаре по каналу аварохан, затем вверх от мулядхары к бинду по каналу арохан. Движение змеи должно быть интегрировано с движением вашего сознания. Змея должна образовывать замкнутую петлю (рис. № 136).
При визуализации змея обязательно должна заглатывать собственный хвост. Позвольте этой змее совершать движения по непрерывному кругу. Если она будет двигаться несколько различными путями, позвольте ей это: ваша задача — только наблюдать. Может так случиться, что змея выскочит с местоположения каналов аварохан и арохан. Не обращайте внимания. Позвольте ей двигаться так, как ей заблагорассудится. Главное — оставаться сознательным. Продолжайте эту визуализацию настолько долго, насколько удобно задерживать дыхание.

Ни в коем случае не перенапрягайтесь. Затем прекратите исполнение йони мудры и поместите руки на колени. Зафиксируйте сознание на бинду. Выдохните с помощью удджайи и затем пройдитесь сознанием по каждому центру канала аварохан в следующем порядке: аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхистхана, мулядхара (рис. 13в). Обращаем особое внимание: должно быть только прохождение сознания, никакого ментального повторения. Выдох должен быть закончен, когда сознание достигнет мулядхары. Спокойно опустите голову в нормальное естественное положение. Это окончание первого круга. Затем сразу же перейдите к исполнению второго круга. Ментально повторите мантру «мулядхара» три раза, а затем с помощью удджайи пранаямы начинайте поднимать сознание по центрам канала Арохан. Проделайте пять полных циклов. Поддерживайте правильное дыхание с помощью удджайи пранаямы в течение всей практики. Задерживайте дыхание, когда повторяете мантру «мулядхара», вдыхайте по восходящему каналу арохан, задерживайте дыхание, когда визуализируете движение внутренней змеи, выдыхайте, когда опускаетесь по каналу аварохан.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ
Когда вы достигнете мастерства в исполнении данной крии, то тогда пять циклов будут равны пяти полным вдохам и выдохам. Для начинающего, однако, это не так легко. Мы полагаем, что вам надлежит следовать инструкциям, которые мы оставили в описании предыдущей крии Наумукхи.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Необходимо осознавать процессы дыхания, центры в каналах арохан и аварохан, мантру «мулядхара», физические движения головы (ее подъем и опускания), а также визуализацию психической змеи.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
Если вы начнете практики крия йоги прямо с Шакти Чалини, то визуализировать змею будет достаточно тяжело. Однако если вы сначала исполните все десять крий, то визуализация змеи будет проходить намного легче. Змея будет появляться совершенно естественно. Если вы все же не можете увидеть змею, не беспокойтесь, со временем это произойдет.

КОЛИЧЕСТВО ЦИКЛОВ
Проделайте пять полных кругов. Это займет приблизительно пять минут, в зависимости от вашей способности задерживать дыхание и умения контролировать выдох и вдох.