Чары Ру >> Крия Йога

СВАМИ САТЬЯНАНДА САРАСВАТИ

КРИЯ ЙОГА
перевод с английского языка – Андреев С.В.

о авторе:
Парамахамса Сатьянанда родился в небольшом городке близ Альморы у подножья Гималаев. Будучи ещё ребёнком, он проявлял сверхъестественные качества и обрёл свой первый духовный опыт в 6 лет. Он был благословлён многочисленными мудрецами и садху, которые посещали его дом по дороге в Гималаи. Они пробудили в мальчике острое желание достичь таких же духовных вершин и заложили в нем прочную основу вайрагьи, столь необычную для ребёнка такого возраста.
В 19 лет он оставляет дом и отправляется на поиски своего Гуру. Через некоторое время он прибывает в Ришикеш и встречает здесь своего духовного Учителя, Свами Шивананду. За годы, проведённые вместе со своим Гуру, он настолько погрузился в Карма Йогу, что Свами Шивананда отмечал, что он выполняет работу за четверых. Будучи идеальным учеником, Свами Сатьянанда работал от зари до зари, принимая участие во всех делах ашрама: от уборки территории до управления делами. Служение Гуру было его страстью и радостью.
Обладая острым интеллектом и, будучи, по меткому определению Свами Шивананды «универсальным гением», Свами Сатьянанда обучался не только благодаря инструкциям, полученным в ашраме. Он самоотверженно следовал указанию своего Гуру: «Усердно трудись и ты очистишься. Ты не должен нести свет; свет должен исходить из тебя». Это и случилось. Он достиг просветления и понимания тайн духовной жизни, обрёл огромный авторитет в Йоге, Тантре, Кундалини, Веданте и Санкхье. Прожив со своим Гуру 12 лет, Свами Сатьянанда принял жизнь паривраджака санньясы, и в течение следующих 8 лет странствовал по Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону. В эти годы он встречался со многими великими святыми и йогами, проводил время в уединении, создавая и совершенствуя техники Йоги, которые могли бы облегчить страдания человечества.
В 1963 году он основал Движение Международного Общества Йоги. Его миссия реализовалась, когда он поселился на берегу Ганги в Мунгере и основал Бихарскую школу Йоги для того, чтобы помогать людям следовать по духовному пути. Сюда приходили люди со всех уголков Индии и из-за рубежа. Слава о его учении быстро распространилась по всему миру.
В 1968 году он отправился в своё первое из многочисленных мировых турне для популяризации древних йогических практик среди людей всех мировоззрений, вероисповеданий и национальностей. После этого Свами Сатьянанда стал известен на всех континентах, как выдающийся мастер Йоги и Тантры. Он руководил миллионами искателями духовной истины и вдохновлял людей на открытие многочисленных ашрамов и центров по всему миру. В то время, как большинство святых неспособно эффективно действовать в материальном плане, Свами Сатьянанда – не один из тех, кто ощущает себя за пределами кармы. Его миссия, состоящая в том, чтобы сеять семена мировой духовной культуры, является его основной мотивацией в жизни, и он играет активную роль в тренировке своих учеников – санньясинов. Хотя он обучает своих учеников всем аспектам жизни и даёт широкую возможность развивать свои положительные качества, никто не может превзойти его в блестящем планировании и организации.
Даже, несмотря на то, что он достиг космической реализации, он может с готовностью поговорить на любую тему, как обычный человек. Хотя он обладает глубоким знанием древних текстов и огромным интересом и пониманием современной науки, он – не просто мастер, который учит своих подопечных с помощью формального обучения и инструкций. Его способ обучения заключается в передаче и контакте. Подобно тому, как он является осуществлением мудрости своего Гуру, он также готов передать универсальное знание ученикам, которые предоставят для этого свои очищенные умы и будут готовы к восприятию. В 1983 году он назначил своим преемником, президентом Бихарской школы Йоги и духовным лидером всех связанных с ней центров – Свами Ниранджананду Сарасвати. В 1984 году Свами Сатьянанда основал Миссию Шивананды, благотворительную общественную организацию, а также Фонд исследования Йоги, независимую организацию для проведения научных исследований техник Йоги с целью духовного подъёма общества.
В 1988 году Свами Сатьянанда покинул Мунгер и принял Кшетра санньясу, оставив миссию и все дела. Он совершил паломничества по всем святым местам сиддх Индии, как странствующий санньяси, без личных вещей и какой-либо помощи со стороны ашрамов и организаций, которые он основал.
В 1990 году в Рикхии, штат Бихар он основал Шри Панчдашнам Парамахамса Алякх Бара. Это благотворительная, образовательная и бесприбыльная организация. Она поддерживает и распространяет высшие традиции санньясы: вайрагью (бесстрастность); тьягу (отречение) и тапасью (аскетизм). Предлагает образ жизни тапован, принятый риши и муни ведической эры, и предназначенный лишь для санньясинов, отрешённых, аскетов, тапасвинов и парамахамс.
Алякх Бара не управляет какой-либо деятельностью, типа Йоги, обучение или проповедование какой-либо религии или религиозной концепции. Здесь руководствуются правилами, предписанными традицией ведической садханы, тапасьи и свадхьяи или атма чинтаны.
Парамахамса Сатьянанда в настоящее время постоянно живёт в Алякх Бара. Он ведет образ жизни как Парамахамса санньяси, который действует не ради какой-то группы людей или миссии, а руководствуется Божественным видением, совершая Панчагни Видью и другие ведические садханы и прокладывая дорогу для будущих парамахамс, поддерживая их традицию.

ИСТОРИЯ И ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Собственно, никаких источников по крия йоге не существует. Ее начало и развитие лежат в глубинах и тумане прошлого. Эта система была настолько секретна, что, фактически, не осталось даже мифа, объясняющего ее начало.
То, что у крия йоги нет истории, мы находим положительным. Это хорошо потому, что предотвращает разного рода спекуляции, ненужные размышления и рассуждения о началах и развитии этой системы. Будучи лишённой всего этого поверхностного рассмотрения, крия йога сохраняет свою чистоту и мощь благодаря получаемым результатам. Большинство прочих систем йоги обычно связано с бесконечной историей или хотя бы с мифами, рассказами, легендами, рассказывающими о различных людях, которые оформили эту систему или видоизменили ее. И, определенно, находится ряд людей, которые становятся весьма озабоченными изучением и разбором жизней тех, кто когда-то был вовлечен в эту систему, кто испытал на себе ее силу. Разбирают их мысли, высказывания, верования, религиозность и прочее. Эти «исследователи» становятся настолько заинтересованными в истории йоги, что совершенно забывают о практиках, которые, собственно говоря, и являются целью и сущностью всех йогических путей. Так что, отсутствие истории крия йоги для нас — это и есть одно из замечательнейших явлений, которое она нам дает. Это позволяет использовать техники крия йоги во все времена, для всех возрастов, для всех типов людей, не будучи ограниченных верованиями, традициями какой-то специфической эры. Такой подход позволяет крия йоге оставаться вневременной системой.
Что же касается истории, все, что мы могли бы сказать, это то, что крия йога передана нам от Свами Шивананды из Ришикеша. Если кто-либо захочет проследить линию учителей, предшествующих Свами Шивананде, и обнаружить какую-то историю, то скоро обнаружится что они взвалили на себя непосильную задачу, так как саньясины прошлых веков имели привычку растворяться в своем окружении и совершенно ничего не оставили для пера историков. Конечно, есть различные группы в Индии, кто практикует и учит крия йоге, например, Свами Йогананда, Юктешвар Гири, Лахири Махасая, Махатма Ганди и другие. Эти лидеры и их организации действительно существуют, они пропагандируют йогу не только в Индии, но и во всем мире, но и они также не знают источника крия йоги, а все, что они говорят, это то, что они были введены в традицию неким великим йогом Бабаджи, который был идеальным практиком для всех тех, кто ищет мудрости в нынешнюю Кали Югу. Крия йога, в принципе, достаточно широко известная, слабо освещалась в традиционных манускриптах. Многие тексты используют слово «крия», а также «крия йога», но в совершенно разных контекстах. Например, вот, что говорится в Сутрах Йоги Патанджали: «Крия йога включает в себя тапас (аскетизм), свадхьяю (познание самого себя) и ишварапранидхану (смирение перед божественной волей)» (2:1). В этой форме крия йога не слишком расходится с тем, о чем мы пишем в нашей книге. Форма, упоминаемая Патанджали, нацелена на предварительность, которая организует личностную жизнь и приготовляет садхака для раджа йоги. Крия йога также упоминается в Уддхавадгите Шримад Бхагаватам. Кришна описывает то, что он понимает под крия йогой, ответствуя своему ученику Уддхаве. Он описывает это как ритуальное богослужение какому-то божеству, исполняемое цветами, пищей и прочим, а также специфические мантры, способы сосредоточения на определенном божестве и т. д., а это, естественно, не имеет никакой связи с крия йогой в том смысле, в каком преподносим крия йогу мы. Различные тексты упоминают части крия йоги, но никогда их толком не детализируют. Это такие тексты, как Хатха Йога Прадипика, Гхеранда Самхита, Шива Самхита и другие. Они рассказывают о специфических деталях относительно асан, мудр и бандх, большинство из которых являются частями крия йоги, но которые не интегрированы вместе, как это сделано в крия йоге. Кулярнава Тантра — это один из очень практичных текстов, который поясняет Аджапу-Джапу, даже детализируя ее так, как это делается в крия йоге, но нигде и там крия йога не упоминается особо. Есть еще всякого рода упоминания о разного рода практиках, соотносимых с крия йогой, в других текстах, но и они по преимуществу больше намекают, чем рассказывают о деталях крия йоги.
Очень может быть, что крия йога была известна и в Китае. Она была изложена в учении и в рукописях, названных Тай Чин Хуа Цанг Чи (секрет золотого цветка). Этот текст был переведен на английский Ричардом Вильгельмом со вступлением Карла Юнга. Он описывает практику движения сознания по психическим каналам спереди и сзади тела, хотя движение это, по сути дела, имеет противоположное направление тому, как это предписывается практиками крия йоги в Индии. Поэтому мы не говорим, что китайские и индийские системы — это одно и то же, но отмечаем, что они имели ряд похожих элементов.
Интересно отметить, что Китай развивался по собственным уникальным схемам. Особенно известна динамическая медитативная система, называемая тай-цзи цюань. Хотя крия йога и тай-цзи цюань кажутся нам достаточно разными, но их основная цель та же, кроме того, тот и другой метод используют медитацию для установления постоянного баланса и гармонии физического, биоплазменного и ментального тел. И тот, и другой используют потоки праны, регулируемые с высокой степенью сознательности. Таким образом, все, что мы можем сказать об истории крия йоги, это лишь то, что это секретная техника, которая передавалась веками из уст в уста — от гуру к ученику.