Чары Ру >> Публикации >> Ведическое знание

Ведическое знание с точки зрения практики духовной реализации.

Знание. Ведание. Сколько существует мироздание с осознающими сущностями, сущностями обладающими сознанием, живыми существами, столько существует оно. Оно - это знание. Это Веда! Пришедшее из глубин веков от Самого Творца к древним ариям оно прошло и проходит через различные периоды творения и разрушения, катаклизмы и потрясения и дошло до наших дней хотя и не в полном изначальном объеме, но все же дошло. По пути оно обросло комментариями, различными практическими рекомендациями о том, как достичь конечной цели бытия. Цели Бытия, которые для различных личностей (с их врожденными наклонностями, приобретенными привычками и представлениями. Да мало ли факторов, что влияют на личность и на ее жизненные цели и устремления) выглядит и мыслится по-разному.
Это знание, Веда пришло к Древним Ариям, кои изначально были преимущественно осознающими себя жрецами (браминами) или божественными воинами (раджами) и лишь потом из них выделились ваишьи (торговцы и землевладельцы) и шудры (рабочие). И вот оно дошло до нашего времени.

О Древних Ведах, вселенском знании было сказано и написано не мало. Не хотелось бы тут очередной повторяться. Повторять то, что уже было жевано-пережевано. Писано-переписано разными учеными профессорами и браминами-жрецами, заезжими проповедниками, просто публицистами и т.д.

Но все же дать некую общую осмысленную картину в рамках небольшого эссе постараюсь. Картину того, что собой представляют Веды, особенно на данный момент времени, и что из этого знания может помочь обычному человеку достичь духовного развития вообще и успешности и материальной жизни в частности.
Безусловно, мое описание будет субъективно, как описание чего либо или кого либо любым из обусловленных живых существ, чье восприятие не свободно от ограничивающих его рамок нашего материального мира. Кроме того, существует множество Ведических и тантрических школ, которые могут несколько оспорить мой рассказ с точки зрения своих традиций и учений, с точки зрения своего видения этого всё охватывающего знания. Но что делать. Не существует единого мнения относительно того, о чём говорят Веды, да и конечные цели у каждой традиции могут различаться. Так что буду исходить из своего личного опыта изучения части ведических писаний и их персонального осмысления.

Начнем вкратце со структуры Вед, а так же их эволюции. Так как об этом можно написать очень пространно и долго, буду очень многие подробности и детали опускать. Постараюсь, как можно больше абстрагироваться от космологии и метафизики и других, очень важных аспектов подлинного знания. Все это предмет отдельного разговора. На самом деле обо всем об этом можно прочитать в специализированной литературе. Каждый момент и элемент эволюции знания неразрывно связан с очень многими аспектами существования бытия и является предметом огромного научного произведения.
Итак! Сколько существует это мироздание столько существует и знание о нем. Так как этот мир высокоорганизован, где каждый объект, поддерживающий восприятие целостности видения и ощущения картины миры находится строго на своем месте и работает строго по определенным законам и константам, которые в изобилии сейчас открываются современными учеными, то и источник этого мироздания, который создает, поддерживает и, в конечном счете, свертывает этот мир, должен быть сверх организован. Этот источник имеет много имен и определений. Часть этих имен и определений связаны с субъект-объектными отношениями малой самости (нашей сущности, дживы или дживатмы) с ее источником (большой самости), ну а часть есть имена-определения источника, которые не связаны с отношениями этого мира и существуют сами по себе и для себя. Этот источник эманирует из себя это знание, Веду. О чем же говорит это знание?
Существует непостижимый источник всего, который в зависимости от нашей модели и уровня восприятия, наших желаний и устремлений, может видеться нами как некоторый непостижимый, лишенный всех качеств Ниргуна Брахман, дающий освобождение и вечное знание; или же, как всепроникающая некая форма – параматман, сверхдуша, который, как второй, присутствует внутри каждого живого существа и мельчайшего объекта (атома) мироздания, поддерживающий всю его ткань; или же как Всеблагая Личность – Бхагаван, с которым, можно строить определенные вечные личностные взаимоотношения – Сагуна Брахман, Господь, наделенный вечными нематериальными качествами, чья обитель лежит за пределами этого феноменального мира.
Знание, Веда говорит, что вечно существует этот Источник всего – Брахман, который проявляет множество своих энергий, аспектов, потенций. Ни на одном языке мира сейчас нельзя в полной мере дать четкого определения всем терминам подобного рода. Итак, когда мы начинаем различать этот Браман ибо, не различая его и его характеристики, мы не можем говорить о нем так как он непостигаем ограниченными органами чувств, мы увидим, что он есть Пумс Браман – Ишвара, обладатель всех достояний и потенций. Он Сам в себе наделенный мужской природой и в нем существуют его бесчисленные потенции Шакти наделенные женской природой, из которых три самые основные – это Сат Шакти (потенция бытия), Чит Шакти (потенция знания, осознания), и Ананда Шакти или Хладини Шакти (потенция блаженства). То есть Он вечно существует, вечно осознает свое существование и ощущает вечное блаженство в своем существовании. Так же посредством этих Шакти он эманирует Антаранга Шакти – свою внутреннюю энергию, посредством которой он разворачивает множество своих духовных вечных миров, а так же Бахиранга или Майа шакти – как отражение или тень Антаранга шакти, посредством которой он разворачиваем бесчисленное количество материальных вселенных, что существуют только в течении одного его выдоха и вдоха, и потом исчезают в Нем и проявляются из Него вновь, а так же Татастха Шакти, или бесчисленное количество живых существ, джив, фрагментарных частиц сознания к коим относимся мы с вами. Дживы существуют вечно по своей природе и в крошечной мере, как и сам Шри Бхагаван (который наделен этими качествами в полной, абсолютной, бесконечной мере), наделены так же потенциями сат чит и ананда. Эти потенции в освобожденном состоянии (когда джива находится в духовных мирах созданных Антаранга Шакти) проявляются у дживы в полной мере, а в искаженной, крайней малой степени проявляются, если джива угодила в материальные миры Бахиранга Шакти (где она покрывается последовательно несколькими слоями тонких и грубого материальных тел и утрачивает свое истинное видение себя).
Как и почему происходит выбор дживы того или иного направления, так же как и что есть сущность освобождения – это предмет и вопрос дискуссий многих различных ведийских школ, каждая из которых в той или иной степени дает ответ на этот вопрос – откуда и почему мы попали в этот материальный мир. Все это происходит из-за того, что в материальном мире мы вынуждены рассуждать посредством своего материального ограниченного ума, который мыслит узкими временными рамками, а так же концепциями начала и конца. В духе же не существует тройственного времени в нашем его теперешнем понимании. Там как бы существует вечное настоящее, и эти вопросы сами собой разрешены. Можно лишь добавить, что быть ли в духовном мире, где Ишвара полностью проявлен и все и вся находится с ним в различных отношениях любви и почитания; оставаться ли просто в Бахиранга Шакти – ощущая свою безликую, лишенную всякой динамики самость; или уйти в материальный мир, покрывшись иллюзией ложного эго и в полной мере ощутить всю статическую прелесть ложной самости мира, где каждый сам себе такой микро-бог и где истинный Ишвара явно не проявлен, а так же, в конечном счете, ощутив всю тщетность найти в этом мире настоящее вечное счастье, хоть и изведав сполна всевозможные временные проявления искаженного материального наслаждения и страдания, - это все личный выбор каждой отдельной дживы. Источник всего – Шри Бхагаван, не посягает на этот выбор и полностью предоставляет нам право идти туда, куда мы захотим. Вместе с тем он предоставляет нам это вечное знание – Веду, дабы мы могли достичь любой доступной в мироздании цели либо освободиться из тисков материальной иллюзии и вернуться в Его вечную обитель и наше естественное, духовное не обусловленное ни чем состояние.
Наше мироздание, будучи управляемо тремя гунами, качествами природы, которые есть следующей трансформацией шакти Шри Бхагавана (раджас – страсть, созидание, саттва –благость, поддержание и тама – разрушение, инертность) проходит последовательно через различные циклы творения, поддержания и разрушения. Я не буду здесь вдаваться в детали – это тема еще одного ессе, скажу лишь, что в зависимости от периода времени, через который проходит в данный момент вселенная уровень сознания у ее обитателей и соответственно духовная практика различается. В наибольшей степени это соответствует именно земному плану жизни во вселенной. Так прежде единое знание, Веда, для постижения которой не нужно было много теоретического материала (так как уровень сущностей ее практикующих был очень высок) начинает делиться на шакхи – ветви. Знание, которое прежде передавалось лишь изустно, когда сознание практикующих его людей было высоко, память практически абсолютной (все запоминалось с одного раза) начинает записываться и разделяться.
Так Единая прежде Веда разделилась вначале на две части Риг и Саман (или как их еще называют: Веда религиозных гимнов, и Веда ритуальных песнопений соответственно), позже третья – Яджур (или Веда ведических жертвоприношений), и в конечном счете добавилась Атхарва (или как ее еще называют Атхарва-Ангираса или Веда заклинаний и заговоров) – четвертая Веда. Еще позже, когда уровень деградации в обществе стал нарастать еще больше, то для его спасения была дана так называемая пятая Веда, предназначенная уже для всех слоев населения, жизненных и социальных укладов – в нее входят Панчаратра, Пураны, Махабхарата, Мула Рамаяна, Итиахасы и другая литература канона Смрити.
Если первые четыре Веды предназначены только для изучения их двиджами или дважды рожденными – кем могли стать только первые три варны (но не 4-я варна шудры). Канон этих писаний называется Шрути (или то, что было услышано свыше). Шрути - знание абсолютно! Оно снизошло в виде звука или шабды непосредственно из уст Брахмы – творца Вселенной и не нуждается в доказательстве. Это как аксиомы в математике. Второй же канон – Смрити (или то что было запомнено или осмыслено) опирается на первый канон Шрути и может быть логически аргументировано и доказано на основе того же Шрути, а так же на основе пратьякши (непосредственного восприятия) и ануманы (логического осмысления). Смрити же в отличие от Шрути могут изучать уже все слои искренних искателей вне зависимости от пола, происхождения, качеств, варн…Изучать, что бы в конечном итоге достичь конечной цели человеческой жизни.
Прежде, на земле существовали только Брахманы – люди в высочайшем уровнем самосознания, позже по мере деградации и упадка общества четко разделилось на Варны – брамины (жрецы и священники функцией которых есть хранить и передавать знания), кшатрии (цари и воины, функцией которых есть защита всех подопечных им жителей), ваишьи (торговцы и землевладельцы, функцией которых есть администрирование и экономическое управление обществом) и, наконец, шудры (рабочие, крестьяне функция которых помогать трем другим Варнам и делать различные виды работ). Разделение шло исключительно по способностям, качествам человека и по уровню его сознания и в меньшей степени по его рождению.
Сейчас в Кали Йугу – 4-й период, когда деградация достигла апогея нам сложно понять и принять такое иерархическое разделение общества на классы. Сейчас все Варны смешались и у многих членов общества наблюдаются признаки всех или некоторых Варн одновременно, но в предыдущие три периода такое деление было оправдано и помогало всем членам общества достичь как частных целей, так и конечной цели человеческого существования. Такая структура помогала поддерживать общество в наиболее гармоническом и естественном его виде, осуществить все желания и цели, как всего общества, так и всех отдельных его членов.

Какие же это цели, которых можно достичь с помощью Вед? Все цели, условно говоря, можно разделить на три части, а всевозможные частные цели которые, ставят себе люди можно, так или иначе, свести к одной из этих трех. В наше время это, как правило, первая из «ведических» целей. В меньшей мере вторая, ну а третья практически никого не интересует. Соответственно целям существуют, грубо говоря (так как деления вед идет в разных направлениях, о чем мы и поговорим ниже), три раздела Вед, которые помогают эти три цели осуществить.
Первая цель это карма – деятельность ради достижения плодов деятельности, которыми потом можно наслаждаться. Это богатство или безбедное существование, положение в обществе, благополучное наслаждение семейной жизнью, различными вещами, развлечение и все в этом роде плюс возможность после смерти достичь иных миров (называются они райскими или высшими мирами) где все эти материальные наслаждения увеличены в разы. Для достижения всего этого существует раздел Вед-карма Кханда которая предписывает различные жертвоприношения, аскезы, ритуальные действия и главное – выполнение своего предписанного долга в своей Варне. Исполнение человеком своего долга согласно его качествам в его Варне – называется Дхармой, есть главное задача чему учит раздел Вед Карма Кханда. Этот раздел включает множество правил и предписаний, различной благоприятной ритуальной деятельности ит.д., соблюдая и выполняя которую человек сможет насладиться всеми благами в этой жизни и, в конечном счете, перейти на райские планеты или в миры предков после своей смерти. Когда же результаты его благочестивой жизни и деятельности (пунья), заработанные в земном существовании подойдут к концу – личность падает с райского плана существования и возвращается опять на земной план, где снова приобретает человеческое тело и получает возможность опять повторить все с начала. За деятельность противоречащую правилам и предписаниям Вед (не соблюдение своего долга, аморальные или злодейские поступки и прочие грехи) в земной жизни, существо падает в нижние миры или планы сознания после своей кончины, где страданиями в различных низших формах жизни (адских формах, формах животных и растений ит.д.) вынуждена искупать свои прегрешения. Когда срок искупления подойдет к концу, существо опять рождается в человеческом облике (как правило в низших варнах) где получает опять шанс на искупление и достижение лучшего положения. Это все называется круговорот самсары.
Как правило, карма-кханда начинает изучаться на уровне ученичества – брахмачарья и активно практикуется в семейном жизненном укладе - грихастхе.

Тут мы сделаем небольшое отступление и поговорим о жизненных укладах общества. Подобно четырем Варнам – социальным укладам, существуют четыре жизненных уклада или ашрамы. Ведическое общество – общество, где практикуются веды так, и называлось ранее – варнаашрамой (или обществом варнаашрамы). А соблюдение своих предписанных обязанностей по ашраму и Варне называется варнаашрама дхармой.

Итак, жизненные уклады -

Первый уклад - это ученичество или брахмачарья ашрам, когда человек постигает как учение Вед, так и прикладных наук которые так же неразрывно связаны с Ведами (например Кшатрии-воины постигают Дханур-веду – воинскую науку, медики – Аюр-веду и т.д.) в зависимости от своей Варны. Далее идет грихастха ашрам – семейный уклад, когда знания, полученные в предыдущем ашраме, используются на практике. Затем, по мере старения человек может перейти в следующий ашрам – Ванапрастха, он удаляется от дел и начинает задумываться о смысле всей прожитой жизни. В этот момент самые разумные из людей начинают практиковать следующий раздел Вед – Гьяна Кханду и получать знания об абсолюте, и все что с ним связано. И наконец, третий ашрам отречение или саньяса – когда человек осознал или начал осознавать Абсолют и свою связь с ним он принимает полное отречение от мира и начинает практиковать соответствующее знание. Считается, что он при жизни уже достиг освобождения и в тот момент, когда он оставит это бренное тело он переместиться в область абсолюта и навсегда покинет это материальный мир, вырвавшись из круговорота самсары и вступив в мир вечности. Как правило, ашрамы идут один за другим. В наибольшей степени это касается браминов. Считается, что перейти в ашрам саньяси может только брамин. Кшатрии и ваишьи, например, могут принять только ванапрастху. Ваишьи и шудры ограничиваются, как правило, ашрамом грихастхи или семейной жизни. Переход из низших ашрамов в высший не обязательно последовательный. Особо одаренные личности, постигнув в той или иной степени знание абсолюта, могут перейти, например, сразу из ашрама брахмачари в саньяса ашрам, но обратный переход недопустим и если, например саньяси падает и переходит в ашрам грихастхи, то он, дискредитировавшись, сразу, же становился вне общества варнаашрамы. Это было в высшей степени позором.

Вернемся к описанию целей жизни и соответственно к разделам Вед, где описано их достижение.

Вторая цель – знание или гьяна. Как достичь плодов этой цели, как и что, есть сама эта цель, описаны в разделе Вед – Гьяна Кханда. Когда разумное живое существо начинает осознавать всю тщетность кармической деятельности оно начинает искать выход из круговорота рождения и смерти и стремится к высшей цели своего существования. Оно стремиться к знанию об Абсолюте, об отношении с Абсолютом …
Третья цель – освобождение из пут самсары или мокша. Условно говоря, эту цель можно объединить с предыдущей, так как конечная цель развития знания об Абсолюте, в конечном счете, это достижение мокши или освобождения из пут обусловленного материального существования. Да и условно говоря, весь раздел Вед Гьяна Кханда, давая различные методы духовной практики (в основном не ритуального, но ментального или медитативного характера) имеет своей целью научить вопрошающего практическому знанию об Абсолюте, установить связь (упасану) между практикующим и Абсолютом, что бы практик (садхака) смог, в конечном счете, прийти к Нему.

По целям, которые ставит перед собой садхака (или искатель, практикующий) соответственно и поклоняемая форма Ишвары – Верховного существа различается. Карми, или те, кто стремится к плодам своей деятельности и в конечном итоге стремящиеся попасть на райские планеты поклоняются в основном Единому Вселенскому Пуруше в форме Деватов или Богов ведийского пантеона (главные из которых Варуна, Индра и др.) к которым в основном и обращены гимны самхит. Поклонение проходит посредством ведийских жертвоприношений, цитированием мантр, изложенных в Ведах, а так же посредством Арчаны или поклонению Божеству в Храме. В прочем эти же методы подходят и для садхак имеющих и другие цели. Далее Гьяни – стремящиеся к знанию поклоняются Верховному Сущему в виде сагуна (имеющего качества или атрибуты) или ниргуна (не имеющего качеств) Брахмана в основном посредством ментальной медитации, внутреннего повторения мантр, логических рассуждений и изучением Веданта Сутр.
Йоги-мистики стремящиеся к мистическим способностям и вознесению в высшие миры мистиков, поклоняются Высшему существу в форме сверхдуши или Параматмана, находящейся в сердце рядом с нашей сущностью-дживой. Они используют, в основном, так же внутреннюю медитацию и ментальное повторение мантр, как и гьяни, плюс контроль дыхания, асаны, для вознесения, в конечном счете, в мистические миры и для достижения мистических способностей и совершенств.
Ну, и наконец, беспримесные Бхакты Господа – цель которых чистое преданное служение Высшей Личности – они поклоняются ему в форме Бхагавана – Господа наделенного всеми достояниями использую все вышеперечисленные методы, но в ином, беспримесном настроении чистого преданного служения. Это так называемая четвертая и главная цель жизни любого живого существа (хотя в некоторых школах она ассоциируется с мокшей). Учения об этой цели, а так же правила и предписания для ее практики даны в следующем или третьем разделе – Упасана Кханде (Хотя следует заметить, что такое тройственное деление на три Кханды, очень условно). Здесь так же используются в основном Арчана (правила которой описаны в Нарада Панчаратре), медитация на Мантры Ишта-Дева – выбранного поклоняемого Божества и киртана – воспевание святого имени поклоняемого Ишта-Дева. Объектом поклонения Бхакт есть:

Шри Вишну Бхагаван или Нараяна, его формы и аватары (Его обитель находится за пределами материального мира и называется Ваикунтхой. Достижение этой обители и есть настоящая мокша которой, как правило, в конечном итоге вознаграждается искренне практикующий Садхака по сладкой воле поклонямого ими Ишта-Девы);

Шри Деви (или Дурга, Парвати) – великая Мать (ее обитель находится в особых мирах нашей материальной вселенной, которых в конечном итоге и достигает искренний и беспримесный Деви-бхакт) и Всеблагой Господь Шри Шива (или Шри Садашива) чья обитель находится между материальными и духовными мирами на границе перехода из мира материи в мир духа. Этой обители так же может достичь искренне поклоняющийся Господу Шиве.

При этом бхакти, или преданное служение может быть как средством, так и целью. Чистое, беспримесное бхакти Шри Вишну вознаграждается мокшей или освобождением из мира материи и приводит поклоняющегося в миры Шри Бхагавана. Но если цель не чистое бхакти и не мокша, а карма, гьяна или йога мистика, тогда бхакти есть только средство, но и в этом случае оно помогает искреннему садхаке достичь желаемого результата, если выполняется правильно и с полной самоотдачей. В этом случае бхакта, как правило, поклоняется не Господу Шри Вишну, а Шри Деви или Господу Шри Шиве, но может поклоняться и Господу Шри Вишну.

Теперь, когда вкратце описана социальная система, система жизненных укладов, а так же цели жизни живого существа, можно вкратце описать структуру Вед, ибо вся система Вед неразрывно связана, как с социальной системой и укладами жизни, так и с конечными целями которые ставят перед собой сознающие живые существа.
Как уже упоминалось выше, на данный момент существует 4-ре записанные Веды (Риг, Сама, Яджур и Атхарва) которые собственно относят к канону Шрути, а так же так называемая 5-я Веда которую относят к канону смрити. Все эти писания строго структурированы и дополнены значительным количеством добавочных писаний, комментарий, где излагается философия, метафизика, космология, а так же практические рекомендации для религиозной практики, правила и предписания на все случаи жизни человеческого общества, как проводить различные ритаулы и т.д. К ведическим или околоведичесим знаниям можно так же отнести любое прикладное знание общества варнаашрамы. Сюда входит как воинское исскуство, экономика, медицина, наука любви, и даже такие, казалось бы, фантастические разделы как искусство воздухоплавания и построения космических кораблей (Виманика Шастра) . Все человеческое знание (как духовное так и материальное) так или иначе берет свое начало в 4-х ведах и дальше разрабатывается уже на уровне конкретных прикладных школ. Но главная ценность Вед – это возможность с их помощью, в конечном счете, достичь цели человеческой жизни – получить освобождение от круговорота самсары и вернуться в обитель Шри Бхагавана. И даже это заключение не может в должной степени помочь оценить важность Вед, ибо Веды, как проявление Господа, изошедшие из его уст, самодостаточны и цены сами в себе и для себя, или для самого Ишвары и не нуждаются ни в каких доказательствах.

Но вернемся к структуре вед. Шрути (4-ре Веды) внутри себя еще делятся на 4-ре части, изучение которых ставится в зависимость от жизненных укладов (ашрамов), цели жизни и духовного уровня практикующего.

Итак. 1-я часть Самхиты (то, что собственно, иногда, и называется Ведой особенно на западе). Самхиты Вед состоят из гимнов, мантр, жертвенных формул и заклинаний. Начинают изучаться Самхиты с 5-ти или 8-ми летнего возраста мальчиками Браминами на этапе брахмачарьи или ученичества (другие высшие варны (кшатрии и ваишьи), тоже могут быть допущены до изучения Вед, но в основном для них определены другие околоведические науки. Для других 2-х варн этот возраст начала обучения может быть позже – 13 для мальчиков-кшатриев и 17 мальчиков-ваишьев). Ознаменует переход от детства к ученичеству, а так же наделяет правом изучать веды, ритуал Упанаяна – в результате, которого Гуру (или духовный учитель) наделяет ученика (будущего брахмачарина) священным шнуром (ягья упавитой) и Гаятри мантрой (которую еще называют савитри) совершается так же огненное жертвоприношение или агнихотра. Так же этот обряд называется вторым рождением, а прошедшим его Двиджа или дваждырожденный. С этого момента будущий брахман начинает изучать Веду в виде ее первого раздела Самхит. Когда же он достигает зрелости в изучении – это, как правило, происходит к 25 годам он, вознаградив своего Гуру за науку, заплатив ему ритуальную Гуру дакшину, может перейти (и как правило всегда переходил) в следующий ашрам - Грихастха ашрам или семейный ашрам. Он женился, заводил семью и начинал практиковать уже следующий раздел Вед называемый Брахманы. Брахманы – это практические комментарии, указания, предписания и т.д. как жить, проводить ритуалы, ведические жертвоприношения, практиковать Веды на этапе семейной жизни. Как уже упоминалось, кроме брахманов проходили обучение у Гуру и две другие варны – кшатрии и ваишьи, они тоже проходили через обряд упанаяны, но на изучение духовной науки им уделялось меньше времени по отношению к прикладным наукам как то воинское исскуство (для кшатриев) и так называемая экономическая деятельность для ваишьев – так как дхарма этих варн соответственно защищать своих подданных и обеспечивать их экономическое благополучие. Но право на изучение Вед и Веданты (заключение Вед) они как и брахманы тоже имели. Так что в полной мере всем ведам обучались только брахманы, так как их назначение обучать ему и нести это вечное знание.

Когда домохозяин достигал уже преклонных лет – где, то уже приблизительно к 50-ти годам мог перейти в следующий ашрам – ванапрастха. Как правило, он оставлял свою семейную жизнь, дом и имущество и вместе с женой или без нее шел в лес выполнять аскезы и изучать следующий раздел вед – Араньяки (или лесные песни). Араньяки – это можно сказать изотерическая часть Вед. Некоторые ученые их привязывают к жизненному укладу ванапрастхе, некоторые нет. По сути, они нечто среднее между Карма Кхандой и Гьяна Кхандой. В них описан глубинный смысл ритаулов, результаты молитв, которые совершались и практиковались ранее на предыдущих жизненных этапах и которые были описаны в брахманах. Так же, считается, что в араньяках описаны разные секретные, опасные ритуалы и тонкости, которые не безопасно было практиковать и изучать на этапе семейной жизни. И, наконец, последний 4-й раздел вед – Упанишады (что в переводе означает сидеть внизу (подле учителя и смиренно внимать ему) или второй вариант – «то, что разрушает невежество»). Этот раздел наряду с Ведантой можно отнести к Гьяна Кханде. Когда отошедшие от дел ванапрастхи принимали решение о полном отречение от мира с полным погружением себя в изучение и служению Абсолюту они принимали саньясу и этот раздел Вед как раз предназначен для них. Практика Упанишад, как правило, ментальная, в отличие от предыдущих разделов Вед, где практика была ритуально-практическая. Упанишады постулирует знание об Абсолюте, источнике всего сущего, которого в Упанишадах называют Брахманом, или Парамантманом, способы его достижения, учение об индивидуальной душе дживе или атмане, о связи души с Брахманом или Параматманом (сверх душой). Учение о личностном аспекте Верховного Господа – Бхагавана или Ишвары и т.д. Всего существует 108 канонических упанишад, которые внутри себя еще поделены на разные каноны в разрезе 4-х Вед. Кроме этого существует множество упа-упанишад не вошедших в канон и практикующиеся не всеми школами вед, но только некоторыми.

Вот, собственно говоря то, что принято считать Шрути. Эти знания абсолютны, они не нуждаются в доказательствах подобно аксиомам в математике, они получены непосредственно от Верховного Самосущего Господа (Нараяны) к творцу Вселенной (Брахме) и затем через цепь ученической преемственности или парампары к Ришиям (великим мудрецам) и потом были переданы людям браминам и другим дваждырожденным. Когда изустная передача Вед стала уже не возможной, великий мудрец Вьсадева (литературное воплощение Всевышнего) систематизировал все разделы Вед и записал их. Так появились 4-ре Веды + 5-я (о которой поговорим ниже) Брамины передавали Веды в шакхах или школах вед. Структура шрути (чего к сожалению не скажешь о смрити) существует таким образом, что не возможно каким либо образом исказить изначальный текст Веды можно лишь потерять всю шакху целиком. К сожалению, до нашего времени дошли не все Шакхи и очень много изначального Ведического знания на сегодняшний день утеряно.

Для того что бы подытожить знание изложенное в Ведах и в особенности в их разделах – Упанишадах Вьясадевой (или как его еще называют Бадараяной) были составлены Веданта Сутры относящиеся к канону Веданта (то есть заключения Вед) или ньяя – логико-эпистемологические рассуждения. Текст веданта-сутр состоит из кратких и емких афоризмов в количестве 555 афоризмов, разбитых на 4-ре главы адхйайи, которые сглаживает и гармонизирует все видимые противоречия заложенные в Упанишадах, систематизируя пути и средства ведущие к освобождению, а так же говорит о плоде или благе самого окончательного освобождения. Это квитессенция, суть вед. Но учитывая емкость и краткость изложения, сами Сутры нуждаются в комментариях. Существует несколько школ Веданты, которые комментируют ее сутры, порой диаметрально противоположным образом, проводя постоянно дебаты и философские споры на этой почве. Такие комментарии на Веданта Сутры называются Бхашьями. Школа не может претендовать на Ведичускю школу мысли, если у нее нет своих комментарий или бхашьи на Веданта Сутры.

Так же для блага всех обусловленных существ вне зависимости от Варны или положения в обществе, для людей с не очень развитым разумом и очень развитым и т.д. в общем, для всех слоев человечества – женщин, детей, неприкасаемых, шудр, а так же и для высших слоев была дана так называемая 5-я Веда или Упасана Кханда или канон смрити. Ее так же составил и систематизировал Шри Бадараяна или Вьясадева, хотя сами произведения существовали задолго до него.

Итак! Этот канон смрити включает в себя –

18 канонических Пуран которые разделяются на (раджасика – предназначенные для духовного продвижения людей находящихся преимущественно в гунне страсти, тамасика – соответственно для продвижения людей находящихся в гунне невежества и наконец саттвика – для людей находящихся в гунне благости. В каждой группе по 6-ть пуран превозносится Брахма, Шива и Вишну как Верховные формы или личности Бога соответственно). Кроме этих 18 Пуран существует еще множество Упапуран не вошедших в основной канон.

Итихасы или исторические хроники в них входят два крупнейших из известных на земле эпоса – Махабхарата и Мула-Рамаяна. Часть Махабхараты, входящая в ее 5-ю песню называемая Бхагават-Гитой или Гитопанишад является так же частью Прастханатрайи (3 главных текста Ведизма или Индуизма – Упанишады, Веданта Сутры и Бхагавад Гита) приравнена по своей важности к Шрути или Упанишадам.

Агамы или доктрины – они так же делятся на 3 категории – Ваишнавские (где Верховное Божество Шри Вищну и его аватары, Кто есть повелитель гунны благости или саттвы и источник и хранитель всех мирозданий), Шактиские (Верховное Божество – великая Мать Кали, Дурга – воплощенная Шакти Шри Бхагавана – олицетворенное проявление материальной природы или энергии) и Шайвские или Шиваитские (Верховное божество Шива, Махадев Великий Всеблагой повелитель вселенных и ложного эго, отвечающий за гунну невежества и разрушения или тамас и через которого проявляется все мироздания). Агамы так же делятся на разделы Мантру (мантры предназначенные для полонения божествам в процессе Арчаны или внутренней медитации), Тантру (тексты описывающие правила и предписания для поклонение Божествам в Храме или Арчану), и Янтру (сокральные геометрические символы служащие для закрепления внимания поклоняющегося на объекте поклонения). К агамам относится знаменитая Нарада Панчаратра описывающая правила и предписания для поклонения Господу Вишну или Господу Нараяне – источнику Вишну.

Своды законов или Дхарма Шастры. Состоят из 18 книг. Считается, что каждая книга относится к определенной временной эпохе. Знаменитая Ману Самхита или Ману смрити относится как раз к этому канону.

Ну и наконец, Веданги или как бы ответвления от Вед или части (анги) Вед. Они включают в себя следующие шесть разделов отраслей знания, предназначенные как для проведения ведических ритуалов и надлежащего толкования Вед, так и для повседневной жизни общества –

Шикша – фонетика и фонология. Целью шикши научить правильному произношению ведийского санскрита для дальнейшего употребления знания в произнесении ведических мантр и гимнов.

Чхандас – Описание метрики санскритских стихов (шлок) Наука о размере ведийского санскритского стиха или другими словами поэтического метра.

Вйакарана - грамматика санскрита или иными словами основная тема вьякараны - санскритская грамматическая традиция. Сюда входит знаменитая санскритская грамматика Панини.

Нирукта – этимологическая интерпретация. Нирукта есть грамматическая работа древнего санскритолога Яски (предшественника не менее знаменитого древнего санскритолога Панини) посвященная комментариям древнейших сборников ведийских слов. Его работа настолько была важна, что вошла в состав Веданг. Джйотиша – древнеиндийских трактат по Астрологии и Астрономии. В более широком понимании – ведическая астрологическая школа(ы). Калпа – ритуаловедение. Сюда входит большое количество различных сутр посвященных: проведению ведических жертвоприношений и ритуалов: Шраута сутр основанных на Шрути, а так же Смарта-сутр, посвященных правилам и предписаниям основанных на смрити шастрах (Грихья-сутры - посвященные бытовым ритуалам – свадьбам, рождениям ребенка ит.д. И Дхарма сутры - посвященные социальным обычаям и обязанностям принятых в обществе Варнаашрамы. Своего рода основной источник Ведийского права).

Все вышеперечисленные священные писания, а так же множество упа-писаний, комментариев, различных работ древних ачарий-учителей, основателей и продолжателей различных школ Ведийской мысли есть то, что мы сегодня называем Ведическим знанием. Я лишь постарался дать беглый краткий обзор этого знания. Что можно еще добавить? К сожалению не все дошло в полной мере из этого огромного массива знания до наших дней. Так Пураны, которые передавались школой сут или изусных сказителей, дошли до наших дней в весьма урезанной и противоречивой форме. Школы сут уже не существуют, наверное, больше тысячилетия и из 18 канонических пуран авторитетными остались лишь две – Вишну Пурана и Бхагавата Пурана или Шримад Бхагаватам (которая есть зрелый плод ведического знания и естественными комментариями на Веданта Сутры самого Шрилы Вьясадева). Бхагавата Пурана составлена самим Вьясадевой и является его главным произведением, посвященным чистому преданному служению

Верховному Господу. Эти две Пураны наряду с Махабхаратой, были взяты в качестве одних из базовых священных писаний всеми основными ведическими школами, поэтому их авторитет не вызывает сомнений ни у кого в наше время. К сожалению, авторитетность остальных Пуран в современном их письменном виде вызывают сомнения у некоторых школ Ведийской мысли благодаря разности и противоречиям в списках этих Пуран дошедших до наших дней.

Что еще можно добавить. К сожалению, мы не знаем, что собой представляют, древние Арийские веды – насколько известно ни одна из современных поделок не внушает на сегодня доверия, а списки древних текстов, может быть, и существуют, но до сих пор себя не проявили. Сами по себе тексты практически ничего не значат, если нет живой школы, которая пронесла традицию через века и которая практикует знание, изложенное в древних писаниях. Наши же волхвы или жрецы были полностью уничтожены, а если кто-то в скрытом виде и остался, то затаился так глубоко, что на данный момент мы не имеем сколь, либо достоверной информации об их существовании и местоположении. Но, к счастью, остались древние ведические тексты с живыми практикующими традициями. И эти традиции принадлежат древней так называемой Индуистской культуре.

Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы добавить, что для духовной практики пути Вед необходима живая традиция и общение с ее адептами, которым это знание передалось из глубины веков. Посвящение (в), и практика традиции должна протекать в строгом соответствии с наставлениями духовных учителей – как их еще называют Гуру или Ачарьи. К сожалению, для практики Шрути Шастр мы не пригодны (мы не обладаем ни квалификацией, ни качествами, ни должным уровнем сознания для этого), но практиковать Смрити-Шастры мы можем. Получив дикшу - духовное посвящение в одной из традиции Ведийской мысли, живую дикша-мантру избранному Ишта-деву и практикуя поклонение и воспевание Святых Имен этого выбранного нами Ишта Дева строго соблюдая при этом все правила и предписания, установленные для этого шастрами и нашим Гурудевом, мы сможем идти путем Вед и прийти в конечном итоге к духовному совершенству, благополучно завершив при этом все земные дела в этом мире.

Большое спасибо за внимание и множество извинения за возможные ошибки или неточности сделанные в этой моей работе. Так же большое спасибо всем искренним искателям абсолютной истины и нашим учителям, помогающим и наставляющим нас на этом нелегком пути.

Андрей Коновчук
 

Комментарии 

  1. 1 savikalpa
    2012-02-1608:29:20 Отлично! Доступно, глубоко и вовремя
  2. 2 Юля
    2012-03-0817:41:35 Андрюш, Вам большое спасибо за Вашу искренность и в изложении непростого материала, который Вам удалось донести ясно и лаконично и за Ваши ответы на вопросы в живом общении. Зачастую информация из какого-либо источника оценивается через восприятие личности, которая её распространяет. Андрей Коновчук - наглядный пример достойного последователя избранной им традиции и при этом скромный , не высокомерный и открытый. Человек с чувством юмора, позитивным настроем и широким кругозором. Очень рада знакомству и благодарю тех, кто поспособствовал этому.

    С уважением
    Юля
  3. 3 Владимир Осипов
    2012-12-1315:52:20 Спасибо от начинающих. Все изложено последовательно, коротко и доходчиво.
  4. 4 Олег Ч.
    2013-09-0720:41:18 Извинения не до конца приняты. но за старания - спасибо.

    не люблю слово "адепты".

    грамматические ошибки в данном эссе следовало бы подправить, Андрей. ведь они искажают смысл, и следовательно. не суть.. кто надо - поймет.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить