Чары Ру >> Хари-бхакти-виласа >> виласа II

Хари-бхакти-виласа - II

1
Я предлагаю мои почтительные поклоны лотосным стопам моего духовного дедушки и духовного учителя всего мира Шри Кришна Чайтанйадеве. Просто благодаря Его милости даже незначительная собака может пересечь огромный океан. Хотя я очень незначителен, я всё же считаю, что способен написать эту главу по Его милости.
2
Сейчас я опишу процесс инициации, как он описан в книге Крмадипика, составленной Шри Кешавачарьей. Не получив сначала посвящения, никто не квалифицирован поклоняться своему возлюбленному Господу.
3-4
(процесс получения инициации вечен)
(говорится в Агамах)
Подобно тому, как мальчик-брахман не квалифицирован совершать свои предписанные обязанности и изучать Веды, если он не инициирован – так и тот, кто не инициирован не способен повторять трансцендентные мантры и поклоняться Верховному Господу. Приняв инициацию в воспевание Вишну-мантр, человек становится достойным прославления даже Господом Шивой. Как человек не может отделить себя от поклонения Верховному Господу, также он не может отделить себя от принятия инициации.
5
(в беседе между Брахмой и Нарадой, описанной в Картика-прасанге, части Сканда-пураны, мы находим следующее утверждение)
Тот, кто не получил посвящение от духовного учителя, в соответствии с предписаниями и правилами, и тот, кто не поклоняется Верховному Господу, Джанардане, так же хорош, как и животное, поскольку его жизнь проходит впустую. Здесь утверждается, что инициация – это вечный процесс.
6
Вишну-ямале, в беседе между Рукмангадой и Мохини мы находим следующее)
О прекрасная, вся деятельность, совершаемая неинициированным человеком, бесполезна. Не только это – после смерти такой человек получает тело животного.
7
(В Вишну-ямале особенно указывается)
Если духовный учитель даёт инициацию неквалифицированным кандидатам из-за привязанности или из-за жадности, то он и его ученики становятся объектами проклятия полубогов, равно как и главного божества мантры, которую они повторяют.
8
(Вишну-рахасйа)
Просто поклоняясь Верховному Господу, человек достигает ошемлоляющих результатов. Какой тогда смысл принимать инициацию от духовного учителя? В ответ на это говорится: Если человек поклоняется Господу Хари, не узнав вначале от своего духовного учителя правил и предписаний в поклонении, оставленных предыдущими махаджанами, то он достигает только 1/100 результата поклонения. Если человек поклоняется Господу под руководством своего духовного учителя, он получает полный результат.
9-10
(слава инициации)
(Вишну-ямала)
Дикша – это процесс, благодаря которому человек пробуждает трансцендентное знание и уничтожает все греховные полученные в прошлом. Человек, сведущий в изучении открытых писаний, называет этот процесс дикшей.
Обязанность каждого человека – предаться истинному духовному учителю. Предлагая ему всё, включая своё тело, ум и разум, человек должен получить от него вайшнава инициацию.
11
(в беседе между Брахмой и Нарадой, содержащейся в Сканда-пуране, мы находим следующее)
Тот, кто получает посвящение, уничтожающее все страдания человека, становится гораздо выше аскетов, карми и ментальных спекулянтов.
12
(В Таттва-сагаре говорится)
Как колокольный металл, смешиваясь с Меркурием, преобразуется в золото, так и человек, даже если золото нечисто, может превратиться в брахмана или двиджу просто благодаря процессу инициации.
13-15
(Очищение времени, месяца, дня и положения планет с целью принять инициацию)
(Агамы)
Приняв инициацию в воспевание мантр в месяц Март-Апрель, человек избавляется от беспокойств. Получив инициацию в месяц Апрель-Май, человек обретает богатство. Приняв посвящение в месяц Май-Июнь, человек встретится со смертью. Приняв инициацию в месяц Июнь-Июль, человек потеряет своих друзей и родственников. Приняв инициацию в месяц Июль-Август, человек встретится с опасностью. Приняв инициацию в месяц Август-Сентябрь, человек потеряет своих последователей. Приняв инициацию в месяц Сентябрь-Октябрь, человек достигне всего самого благоприятного. Получив посвящение в месяц Октябрь-Ноябрь, человек человек достигнет процветания. Получив инициацию в месяц Ноябрь-Декабрь, человек обретает хорошую удачу. Знание человека приведёт его к заблуждению, если он принял инициацию в месяц Декабрь-Январь. У инициированного в месяц Январь-Февраль возрастёт разум, а приняв инициацию в месяц Февраль-Март, человек возьмёт всех под свой контроль. Это мнение ачарьев.
16
(Агастья-самхита)
Если человек получает посвящение в месяц Июль-Август, он достигает процветания. Если он принимает инициацию в месяц Октябрь-Ноябрь, то достигает знания, и если он получает посвящение в Феврале-Марте, то достигает процветания. Тем не менее, не следует получать посвящение в дополнительный месяц под названием Пурушоттама-адхика-маса.
17-19
(В Гаутамья-тантре)
Если человек принимает инициацию в Гопала мантру в месяц Март-Апрель, он достигнет всех целей в жизни. Если он получает Гопала-мантру в Апреле-Мае, то обретёт все богатства. В Мае-Июне – встретится со смертью, в Июне-Июле – потеряет своих друзей, в Июле-Августе – будет наслаждаться долгой жизнью, в Августе-Сентябре – потеряет всех своих последователей, в месяце Сентябрь-Октябрь – обретёт все богатства, в месяце Октябрь-Ноябрь – достигнет совершенства в воспевании своей мантры, в Ноябре – Декабре – обретёт тот же результат, в Декабре-Январе – его будут беспокоить враги, в Январе-Феврале – усилится интеллект, в Феврале-Марте – удовлетворятся все его желания. Запрещается принимать инициацию в добавочный месяц под названием Пурушоттама-дхика-маса.
20
(В Сканда-пуране, в беседе между Рукмангадой и Мохини находим следующее утверждение)
Те, кто получает посвящение в месяц Карттика, не родятся снова в этом мире. Поэтому человек должен попытаться приложить все усилия, чтобы получить инициацию в месяц Карттика.
21
Хотя существует ограничение касательно получения инициации в месяц Март-Апрель, это не касается получения инициации в воспевание Гопала-мантры.
22
В соответствии с Гаутамья-тантрой, человек должен получать инициацию в Воскресенье, Понедельник, Четверг, Среду или в Пятницу.
23
(в Нарада-тантре говорится)
Рохини, Шравана, Адра, Дхаништха, Уттарашадха, Уттара Бхадрапада, Уттара Пхалгуни, Пушйа и Шатабхиша – это звёзды, под которыми рекомендуется принимать инициацию.
24
Человек должен давать инициацию, когда солнце проходит через следующие звёзды – Ашвини, Рохини, Свати, Вишакха, Хаста, Джйештха, Уттарашадха, Уттара Бхадрапада и Уттара пхалгуни.
25
(Сарасанграха)
Человек должен давать инициацию на 2, 5, 6, 12 или 13-й день Луны.
26
(также говорится)
Человек также должен давать инициацию в полнолуние, так же  как и на 5, 2,7,13 и 10 день месяца.
27
В соответствии с этими признаками, человек также должен давать инициацию в благоприятные дни, такие как четверг и пятница прибывающей Луны, так же как и когда Луна и звёзды находятся в благоприятном положении.
28
(Запреты)
Рудра-ямала
Человек должен давать инициацию (или принимать инициацию) в святом месте, во время солнчного затмения, на Павитраропана-двадаши, или во время фестиваля Даманака Господа Джаганнатхи, поскольку в эти дни не требуется никакого особого очищения, а также не следует беспокоиться о благоприятном положении звёзд.
29
В соответствии с вышеперечисленными ситуациями, положение луны и звёзд остаётся совершенным. Поэтому если человек получает инициацию в этих обстоятельствах, он проживёт долгую жизнь, обретёт большое богатство и попадёт в процветающую семью.
30
(также говорится)
Не существует лучшего времени для инициации, чем во время солнечного затмения. Всё, что совершается во время солнечного затмения, приносит безграничные плоды. Во время солнечного затмения не требуется очищения дня, месяца или времени для инициации.
31
(также в Таттва-сагаре говорится)
Очень редко можно получить общение с истинным духовным учителем. Поэтому если человек принимает такую возможность, так же как и разрешение духовного учителя, - это самое благоприятное время для получения инициации.
32
Не важно где находится человек: в деревне, в лесу или на рисовом поле; не важно, день или ночь, потому что лучшее время для инициации — время, рекомендованное духовным учителем.
33
Когда бы духовный учитель ни пожелал дать её – это совершенное время для получения инициации. Посещение святых мест, соблюдение обетов, совершение жертвоприношений, принятие священного омовения, или воспевание мантр, не является критерием для получения инициации. Напротив, даршан истинного духовного учителя и его верховная воля – критерии принятия инициации.
34-36
(Процесс устройства мандапы, или сцены)
Существует 4 вида инициации – крийавати, калавати, варнамайи и ведхамайи. Сейчас мы обсудим вкратце инициацию крийавати. В первую очередь нужно очистить специальное место и совершить поклонение главному божеству земли. После этого нужно соорудить квадрат, возвышение. Диаметр платформы должен быть 7 или 8 футов. С четырёх сторон платформы нужно поместить 8 флагов – по 2 с каждой стороны. Человек должен также поместить ветви баньянового дерева с обеих сторон алтаря, чтобы сделать ворота.
37-38
(процесс воздвигания кунды)
С северной стороны воздвигнутой платформы должна быть яма с навозом — 1 фут шириной, 1 фут длиной и  1 фут глубиной. Вне этой ямы должны быть 3 загородки, сделанные из кирпича.
39
Первая загородка должна быть 4 ангули в высоту и ширину, 2-я загородка — 3 ангули в высоту и ширину, и 3-я — 2 ангули в высоту и ширину.
40
С западной стороны вне этой загородки нужно выкопать другую яму — шириной 6 ангулей и длиной 12 ангулей.
41
Глубина этой ямы должна быть 1 ангули, и яма должна иметь дыру в середине, и выглядеть должна как нижняя губа слона.
42-43
Чтобы совершить 50 огненных жертвоприношений, человек должен выкопать кунду или яму глубиной 1 фут. Кунда для совершения 100 огненных жертвоприношений должна быть, примерно, 1 фут и 2 дюйма в глубину. Яма кунды должна быть в форме квадрата.
44-45
Это нормально совершать больше огненных жертвоприношений в маленькой кунде, но неправильно совершать немного жертвоприиношений в большой кунде. Разумный человек должен сделать кунду в соответствии с правилами и предписаниями. Иначе он встретится со множеством неприятностей.
46-47
(Из Тантр)
Если кунда сделана в соответствии с правилами и предписаниями, то она приносит желаемые результаты. Если кунда слишком большая или слишком маленькая, - человек подвергнется множествам неприятностей. Поэтому тот, кто желает, чтобы всё прошло хорошо, должен сначала всё проверить и затем сделать кунду примерно 1 фут, 4 дюйма в глубину, чтобы совершить небольшое огненное жертвоприношение.
48
(Смартта-харит)
Если кунда слишком большая или слишком маленькая, то человек сокращает продолжительность своей жизни. Если кунда слишком глубокая, то человек заболевает. Если слишком мелкая – теряет своё богатство. Если она кривая, — будет страдать и если стены сломаные, то в недалёком будущем
встретится лицом со смертью.
 49
Если стены слишком малы, то он будет страдать от плача. Если стены слишком большие, то он потеряет своих домашних животных. Если нет ямы, то он потеряет свою жену, и если нет стенок в кунде, то он потеряет успех и благоденствие.
 50
(измерение пальцами)
Размер одной ангули равен 8 зёрнам ячменя, лежащим рядом бок о бок, или трём зёрнам риса, положенным один за другим.
51
Существуют и другие процедуры постройки жертвенной кунды, и человек должен принять их из важных текстов. Боясь, что из-за этого книга будет слишком большой, я воздержусь от их описания.
52
(процесс выбора точного места для инициации)
Инструктор или главный жрец должен соорудить иниционную арену на платформе, должным образом очистив её панча-гавьей и водой, смешанной с сандаловой пастой.
53-54
Внутри арены нужно нарисовать цветок лотоса с восемью лепестками. Лотос должен быть окружён тремя кругами. Выше этих кругов должны быть нарисованы 12 знаков зодиака. Затем должно быть сделано красивое место для сидения, 4 прохода, дорожка, и четверо ворот. В конце концов нужно украсить арену различными украшениями, декорациями.
55
(поклонение различным деталям инициации)
Затем, выполнив свои утренние обязанности, духовный учитель должен поместить раковину и другие предметы для поклонения в соответствующие места.
56-57
(процесс размещения горшков)
В первую очередь, нужно совершить поклонение своему духовному учителю, его духовному учителю, парампаре и другим выдающимся личностям внутри жертвенной арены, предложив им цветы и сандаловую пасту. Затем нужно предложить им поклоны и попросить их благословений. Затем нужно предложить поклоны Ганапати, чтобы совершить поклонение безпрепятственно. Затем - разбросать необрушенный рис, обычный белый рис и траву куша на цветок лотоса, нарисованный на земле. Затем пригласить 10 экспансий бога огня.
Затем поместить кувшины с водой на платформу, повторяя ом.
58-63
(также говорится)
10 экспансий Агни – это Дхумрарчи, Ушма, Джвалани, Джвалини, Виспхулингини, Сушри, Сурупа, Капила, Хавйа и Кавйа. Некоторые люди представляют 10-лепестковый лотос, на корне которого находится кувшин с водой, и поклоняются 10-ти экспансиям Агни на этих лепестках. Некоторые представляют 12-ти лепестковый лотос внутри горшка с водой и поклоняются 12-ти экспансиям Сурьи, находящимся на этих лепестках. Всё же существуют и другие личности, которые сначала наполняют горшок водой Ганги и затем представляют 16-ти лепестковый лотос во рту кувшина и поклоняются 16-ти экспансиям Чандры, находящимся на этих лепестках.
12 экспансий Сурьи – это Тапании, Таапании, Дхумра, Бхрамари, Джвалини, Ручи, Сушумна, Бхогада, Вишва, Бодхини, Дхарини и Кшама.
16 экспансий Чандры – Амрта, Манада, Пуша, Тушти, Пушти, Рати, Дхртих, Шашини, Чандрика, Канти, Джйотсна, Шри, Прити, Рангада, Пурна и Пурнамрта.
64
(процесс помещения раковины)
Человек должен наполнить раковину чистой водой Ганги, повторяя мула-мантру, и затем сбрызнуть ею 8 видов ароматных порошков. Сделав это, он должен пригласить экспансии Агни, Сурьи и Чандры.
65
(названия 8 видов ароматических порошков)
Восемь видов ароматических порошков – ушира, кумкум, кустха, балака, агуру, мура, джатамамси и чандана. Эти порошки очень дороги Господу Хари.
66
В соответствии с некоторыми – чандана, карпура, агурура, кумкум, горочана, каккола, шихалака и джатамамси – 8 ароматических порошков.
67-68
После этого нужно должным образом совершить нйасу для раковины. Делая это, нужно объединить 10 кал, рождённых от буквы а, с десятью составляющими, начиная с ка, 10 кал, рождённых от у с десятью составляющими, начиная с та, 10 кал, рождённых от ма с десятью составляющими, начиная с па, 4 кал, рождённых от бинду, с четырьмя составляющими, начиная с ша – и 16 кал, рождённых от звука с 16-ю гласными звуками.
69-73
(говорится)
10 кал, рождённых от асршти, рддхи, смрти, медха, канти, лакшми, дхрти, стхира, стхитих и сиддхи.
10 кал, рождённых от уджара, палини, шанти, аишвари, рати, камика, варада, хладини, прити и диргха.
10 кал, рождённых от матикшна, раудра, бхайа, нидра, тантри, кшут, кродхани, крийа, уткари и мртйу.
10 кал, рождённых от бинду пита, швета, аруна, и асита.
16 кал, рождённых от звука – нивртти, пратиштха, видйа, шанти, индхика, дипика, речика, мочика, сукшма, асукшма, амрта, джнана, аджнана, апйайани, вйапини, вйомарупа и ананта.
74
После этого он должен вибрировать ом в начале мантры. Имя калы должно заканчиваться в четвёртом дативном падеже. Нужно заканчивать мантру намах. Например, ом кам сртайаи намах.
75-76
После поклонения 50 калам, но перед приглашением жизни, нужно повторить следующие 5 мантр из Рг-веды. После приглашения 10-ти кал, рождённых от а, нужно повторять хамсах шучишад. После приглашения 10-ти кал, рождённых от у, нужно повторить пратад вишнух. После приглашения 10-ти кал, рождённых от ма, нужно повторять трийамвамбакам. После приглашения 4-х кал, рождённых от бинду, нужно повторять тат савитух. После приглашения 16-ти кал, рождённых от звука, нужно повторить вишнур йоним.
77-78
После этого нужно вылить очищенную воду в раковине в кувшин с водой, повторяя мула-мантру. Затем нужно покрыть кувшин индра-валли, ветками манго и панча-паллавой. После этого нужно накрыть горшок крышкой, сделанной из глины. Затем духовный учитель должен предложить цветы, фрукты и необрушенный рис, положив их затем на крышку, и затем покрыть весь горшок дхоти. Затем он должен украсить горшок цветочной гирляндой и сандаловой пастой.
79-80
(процесс поклонения Господу в горшках)
После этого духовный учитель должен пригласить Верховную Личность Бога, Кришну в горшок и затем поклоняться Ему в соответствии с правилами и предписаниями, предлагая Ему асану, пищу и другие ингридиенты. В это же время он должен медитировать на трансцендентную форму Господа Кришны, находящегося в горшке и совершить 6 видов нйас.
81
В соответствии с другим мнением, в отдельности от кара-нйасы и питха-нйасы, нужно думать о безличном сиянии Абсолютной Истины.
82-83
Таким образом он должен поклоняться Верховному Господу, Кришне, вместе с Его спутниками, находящимися в горшке. После предложения пищи Господу нужно поместить побеги растений на множество тарелок, украшенных лампами гхи  и другими предметами, и положить их в различные места внутри жертвенной арены.
84-85
(процесс совершения огненного жертвоприношения во время инициации)
При приготовлении огненного жертвоприношения для инициации нужно подмести всю арену веником, сделанным из травы куша. Начать мести нужно с северо-востока, воспевая вайу-биджа мантру. После подметания нужно сбрызнуть водой всю площадь, повторяя варуна-биджа мантру. Затем надо разбросать семена кунжута по земле, повторяя астра-мантру. После этого нужно сбрызнуть арену панча-гавьей. После того, как всё это было сделано, нужно поклоняться главному божеству земли, так же как и 10-ти дикпалам.
86
Затем он должен очистить жертвенную яму, сбрызнув её водой с помощью травы куша. После этого он должен нарисовать круги и колёса на земле.
87-89
Нужно нарисовать шри-биджа мантру в центре священной кунды и сбрызнуть её очищенной водой с помощью травы куша. Затем нужно взять целый лист травы куша и поместить его туда. Затем жрец должен пригласить Лакшми и Вишну и поклоняться Им. До этого он должен счастливо принести огонь из дома агнихотри и поклоняться ему цветами и другими параферналиями. После этого нужно поклоняться огню, так же как и кунде, воспевая священный слог ом.
90
Установив таким образом огонь, нужно ещё положить в него очищенных дров, воспевая мантры, такие как вайшванара. Затем нужно раздувать огонь, воспевая мантры, такие как чит пингала. После этого нужно ещё положить дров в огонь, воспевая мантры, такие как агнин.
91
Затем он должен повторять мантры семи языков Агни, 6-ти анга-деват, и 8 форм Агни, вибрируя ом в начале и намах в конце, произнося имена в 4-м дативном падеже.
92
7 языков Агни – это Хиранйа, Гагана, Ракта, Кршна, Супрабха, Бахурупа и Атирупа.
93
(Главные божества частей Агни)
6 анга-деват – Сахасарчххи, Свастипурна, Уттиштха Пуруша, Дхумавйапи, Саптаджихва и Дханурдхара.
94
(9 божеств)
9 форм Агни – Джатаведа, Саптаджихва, Хавйа-вахана, Ашводараджа, Ваишванара, Каумаратеджа, Вишва-мукха и Дева-мукха.
95
Затем он должен предложить огню сухую траву куша, чтобы огонь стал ярче. Затем нужно три раза полить чистое гхи в огонь.
96
После этого нужно совершить свадьбу бога огня, предложив священному огню подношения 8 раз.
97
После поклонения священной арене и яме таким образом, нужно пригласить присутствовать Верховного Господа и поклоняться Ему благоприятными предметами, такими как сандаловая паста, цветы, благовония и лампы гхи.
98
Человек должен думать об огне как о языке Верховного Господа. Он должен полить гхи в огонь 108 раз или 1000 раз. Нужно также предложить сладкий рис Господу, полив его на огонь.
99
После этого духовный учитель должен удовлетворить главные божества различных планет, предложив им остатки пищи Господа в соответствии с правилами и предписаниями, описанными в шастрах.
100-101
(количество жертвенных ингредиентов)
Мудрые люди используют следующее количество ингридиентов для совершения огненного жертвоприношения: 10 грамм гхи, 40 грамм молока, 50 грамм панча-гавьи, 10 грамм мёда, 10 грамм сладкого риса, столько йогурта, сколько нужно для приготовления ачамана, и немного дутого риса.
102
Затем он должен предложить поклоны Господу и предложить Ему воду для питья. После этого предложить Господу ачаман. Затем нужно поклониться Господу, следуя всем правилам и предписаниям.
103
(Различные правила и предписания, предписанные для духовного учителя и ученика)
После этого старшие ученики духовного учителя должны привести будущих учеников, постящихся и держащих обет молчания, на иниционную арену. Они должны попросить их принести поклоны духовному учителю. Затем духовный учитель должен сбрызнуть водой Ганги все тела своих учеников, повторяя астра-мантру. Духовный учитель должен также совершить матрка-нйасу на телах будущих учеников.
104
Затем духовный учитель должен медитировать на Верховного Господа, также как и на Его спутников, как если бы они находились в ранее установленных горшках и повторять их поклоняемую мантру 1008 раз, касаясь горшка с водой. После этого духовный учитель должен лечь на чистую кровать, думая о ритуале иниционной церемонии.
105
Ученик должен постелить чёрную шкуру оленя поверх травы куша и лечь на неё, направив голову на восток или север, медитируя на своего духовного учителя. Все эти действия, описанные здесь, нужно совершать в день перед церемонией инициации.
106
После завершения своих утренних обязанностей духовный учитель должен сначала поклониться Верховному Господу, сидящему в горшке с водой, и затем совершить огненное жертвоприношение в этом месте. Затем он должен предложить остатки от Господа спутникам Господа и другим великим личностям. После этого он должен полностью предаться Верховному Господу и затем начать совершать другие ритуалы для горшка с водой.
107
Затем он должен думать о том, как все полубоги входят в тело Господа Кришны, показывая самхара-мудру. В это время он должен медитировать на Кришну, олицетворение нектара и полного трансцендентного блаженства. Затем он должен думать, что жертвенный огонь погружается сам в себя.
108
Затем он должен поклоняться флагам, воротам и главным божествам 10-ти направлений, также как и жертвенной яме и арене, считая их всех трансцендентными проявлениями.
109
Затем духовный учитель должен поклоняться Ганеше и Вишваксене, главнокомандующему полубогов. После этого духовный учитель должен коснуться горшка с водой и повторить свою поклоняемую мантру 108 раз.
110
Будущий кандидат на инициацию должен соблюдать пост в день инициации. Завершив свои утренние обязанности, он должен одеться в дхоти и чадар, украсить себя цветочной гирляндой. Затем он должен удовлетворить брахманов, помогающих проводить жертвоприношение, даровав им коров, землю, одежду и зёрна.
111
Будущий ученик должен считать духовного учителя неотличным от Верховного Господа. Он должен предложить ему поклоны и обойти его. Он должен затем предложить ½, ¼, или 1/10 всего своего богатства духовному учителю как дакшину. В конце он должен предложить себя в служение Верховному Господу.
112
В действительности это обязанность всех истинных учеников — отплатить долг своему духовному учителю, предложив ему с чистым сердцем своё богатство и даже свои жизни.
113
(процесс совершения абхишеки)
Затем духовный учитель должен посадить своих будущих учеников в стороне от жертвенной арены лицом на восток. Затем духовный учитель должен совершить очистительные ритуалы для блага своих учеников.
114
Духовный учитель должен затем совершить матрка-нйасу и питха-нйасу на теле своих учеников. После этого он должен предложить цветы Верховной Личности Бога.
115
Затем духовный учитель должен украсить лоб своих учеников знаками тилаки, сделанной из горочаны и гопи-чанданы. Он должен положить траву дурва, несваренный белый рис и цветы на голову учеников. После этого старшие преданные должны принести горшок с водой под игру музыкальных инструментов и поставить его за  учениками гуру.
116
Духовный учитель должен затем обратиться к Господу Кришне, чтобы Он благословил его учеников, и сам лично должен коснуться учеников одеждой, которая была обвязана вокруг горшка с водой. После этого он должен коснуться голов учеников ветками манго, которые лежали наверху горшка с водой.
117
(в связи с этим в писаниях говорится)
Духовный учитель должен сесть, повернувшись на север, поднять горшок с водой левой рукой и в уме повторить матрика-мантры после того, как он поместил манговые и баньяновые ветки с вершины горшка на головы учеников.
118
Затем духовный учитель должен сбрызнуть водой из горшка своих учеников, повторив мула-мантры 3 раза. Позднее он должен совершить абхишеку своих учеников, сопровождая её воспеванием благоприятных мантр учёными брахманами.
119-121
(Абхишека мантры)
(Вашиштха-самхита)
сураствам абхишинчам ту
брахма вишну махешварах
васудева джаганнатхас
татха санкаршано вибхух

прадйумнашча анируддхашча
бхаванту вибхавайа те
акхандала агнир бхагаван
йамо ваи ниртрис татха

варуна паванаш чаива
дханадхйакшас татха шивах
брахмана сахита хй эте
дикпалах панту вах сада
Пусть Брахма, Вишну, Шива и другие полубоги проведут тебе абхишеку. Пусть Васудева, Джаганнатха, Санкаршана, Вибху, Прадйумна и Анируддха увеличат твою славу. Пусть Индра, Агни, Йама, Нирти, Варуна, Павана, Ганапати, Кувера, Шива и Брахма вместе со всеми дикпалами всегда поддерживают тебя.
122-123
киртир лакшмир дхртир медха
пуштих шраддха крийа гатих
буддхир ладжджа вапух шантир
майа нидра ча бхавана

этаствам абхишинчамту
раху кетушча пиджитах
дева-данава-гандхарва
йакша ракшаса паннагах
Пусть матери – Киртти, Лакшми, Дхрти, Медха, Пушти, Шраддха, Крийа, Гати, Буддхи, Ладжджа, Вапух, Шанти, Майа, Нидра и Бхавана совершат тебе абхишеку. Пусть Раху, Кету, девы, Данавы, Гандхарвы, Йакши, Ракшасы и Сарпы совершат тебе абхишеку.
124-126
ршайо мунайо гаво
деваматара эва ча
дева патнйо дхрува нага
дайтйа апсарам ганах

астрани сарвашастрани
раджано ваханани ча
аушадхани ча ратнани
каласйа авайашча йе

саритах сагарах шаилас
тиртхани джалада надах
эте твамабхишинчам ту
дхарма камартха сиддхйе

Пусть мудрецы, медитирующие, коровы, жёны полубогов, матерей полубогов, Дхрувы, Наги, Дайтйи, Апсары, астры, шастры, цари, поддерживающие, медицинские травы, драгоценные камни, фактор времени, реки, океаны, горы, святые места, облака и ветры совершат абхишеку тебе, чтобы помочь в достижении трёх целей жизни.
127
(процесс передачи мантр)
После этого ученик должен взять свою мокрую одежду и положить на свежее дхоти и чадар. Он должен подготовить ачаман и затем сесть с правой стороны от своего духовного учителя, предложив Ему поклоны.
128
Духовный учитель должен затем предложить сандаловую пасту и другие предметы вместе с необходимым количеством сладкого риса Господу Кришне. Сделав это, он должен поклоняться Господу Кришне, предлагая Ему цветы.
129
Духовный учитель должен затем совершить 5 видов нйас на своём ученике, который должен сидеть со сложенными ладонями и украшенный золотым кольцом, цветочной гирляндой и знаком тилака, соответствующим ученической преемственности своего духовного учителя. В это время духовный учитель должен предложить своего ученика лотосным стопам Господа Кришны.
130-131
После этого духовный учитель должен положить свою руку на голову своего ученика и повторить иниционную мантру три раза в правое ухо ученика. Даже если мантра очень длинная, духовный учитель должен повторять её, пока ученик не будет способен воспроизвести её без затруднений. Ученик должен также повторять мантру, считая духовного учителя, Верховного Господа и мантру неотличными.
132-133
Духовный учитель затем должен сказать: «Пусть эта мантра принесёт благо тебе и мне», выливая немного воды в правую руку своего ученика. Он должен думать, что сияние духовного знания в форме мантры исходит из его тела и входит в тело ученика. Ученик также должен чувствовать себя очень удачливым, что он смог получить трансцендентное знание из тела своего духовного учителя.
134
Затем духовный учитель должен дать своему ученику остатки от Господа в форме сладкого риса. Он должен также благословить его, сказав: «Да будет у тебя долгая жизнь, хорошее здоровье, богатство, победа и хорошая судьба».
Благословив его таким образом, духовный учитель должен положить несколько зёрен риса на голову ученика.
135
Ученик должен повторять мантру, которую получил от своего духовного учителя 108 раз. После этого он должен спросить духовного учителя о правильном поведении, нйасах, процессе медитации и Вайшнавских религиозных принципах.
136
(Подходящее время для посвящения в воспевание мантры)
(В Нарада-панчаратре говорится)
Ученик никогда не должен никому раскрывать мантру, полученную от духовного учителя, не должен он и громко повторять её перед другими. Таким же образом он должен защищать литературу, такую как Шримад-Бхагаватам и другие книги, описывающие процесс поклонения, также как он защищает своё тело.
137
Ученик должен оказывать огромное почтение и преданность всем Вайшнавам, особенно своему духовному учителю. Он должен поклоняться им по мере своих сил, служить и защищать их, как только появляется возможность.
138
Ученик должен предлагать поклоны прасаду от Господа в виде цветов и других предметов, как только он их получает, и касаться ими своей головы. Затем он должен бросить их в воду, и не позволять им падать на пол.
139
Он должен думать, что Господь Вишну находится в солнце и луне, корове, баньяновом дереве, огне, духовном учителе и в брахманах. Он должен медитировать на Господа Вишну таким образом.
140
Если из-за зависти кто-то оскорбит его духовного учителя, то ученик должен вспомнить Господа Вишну и немедленно покинуть это место.
141
О Нарада, никогда не общайся с теми, кто оскорбляет духовного учителя, Верховного Господа и писания.
142
Особенно во время обхождения, гуляя, давая пожертвования, рано утром или вдалеке от дома – преданный должен постоянно помнить мантры, данные ему его духовным учителем.
143
Если во сне или непосредственно перед глазами человека происходит экстраординарный случай, то ученик не должен никому раскрывать его, кроме как своему духовному учителю.
144-145
(Панчаратра)
Человек не должен есть рыбу, мясо животных, таких как черепаха или свинья. Он не должен есть с тарелки, сделанной из колокольного металла или из тарелки, сделанной из баньяновых листьев. Он не должен плеваться внутри храма, должен попытаться избегать чихать в храме и не входить в храм в обуви.
146
Нужно полностью поститься на Экадаши растущей и убывающей Луны. Нужно бодрствовать всю ночь на Экадаши и поклоняться Верховному Господу.
147
(Саммохана-тантра)
Нельзя открывать имена своего поклоняемого Господа и своего духовного учителя никому и нигде. Также нужно в секрете держать свои мантры и чётки туласи.
148
Некоторые авторитеты считают, что если ученик готов следовать 104 правилам и предписаниям, данным духовным учителем, только тогда он квалифицирован получать инициацию.
149-162
(Вишну-ямала)
Духовный учитель должен тщательно проверить будущего ученика в течение 1 года. Делая это, он должен учить своего ученика следующим 104 правилам и предписаниям, относящимся к совершению преданного служения Господу:
Человек должен: (1) рано вставать во время брахма-мухурты, (2) пробуждать Божества Господа, (3) поклоняться Господу, играя на музыкальных инструментах, (4) принимать утреннее омовение, (5) одевать чистое дхоти и чадар, (6) поклоняться своему возлюбленному Господу в воде, (7) украшать свой лоб и всё тело знаками тилаки, (8) украшать своё тело знаками, такими как раковина, диск, палица, трезубец, лук и стрелы, (9) пить чаранамриту, (10) принимать украшения, (11) убирать цветы с тела Божества, (12) принимать цветочные гирлянды и сандаловую пасту, предложенную Господу, (13) поклоняться шалаграма-шиле и другим формам Божеств, (14) вдыхать и вкушать листья туласи, предложенные Господу, (15) срывать листья туласи, следуя правильной процедуре, (16) правильно совершать ежедневные ритуалы, (17) завязывать шикху, совершая любые религиозные обязанности, (18) предлагать подношения предкам, (19) поклоняться Господу Хари с великой пышностью, насколько это возможно, (20) совершать вечные и временные обязанности, не противоречащие принципам преданного служения Господу Хари, (21) совершать ритуалы для самоочищения, (22) предлагать Господу свежие фрукты и цветы с любовью и преданностью, (23) ежедневно поклоняться дереву туласи, (24) ежедневно поклоняться Шримад-Бхагаватам, (25) поклоняться Господу по-крайней мере 3 раза в день, (26) ежедневно слушать Шримад-Бхагаватам и другие Пураны, (27) принимать одежды, которые были предложены Господу, (28) принимать участие во всех фестивалях как слуга Господа, (29) слушаться приказов духовного учителя, (30) верить в слова духовного учителя, (31) принимать (ставить) тилаку, в соответствии со своим поклоняемым Господом и мантрами, (32-33) петь и танцевать перед Господом с любовью и преданностью, (34) дуть в раковину, поклоняясь Господу Хари (35) ставить спектакли с играми Господа (36) ежедневно совершать огненные жертвоприношения, в соответствии с правилами и предписаниями (37) ежедневно предлагать Господу пищу (38) почитать и поклоняться святым личностям (39) почитать остатки пищи Господа (40) почитать орехи бетеля, предложенные Господу (41) общаться с преданными (42) задавать вопросы о качествах Господа (43) правильно выполнять правила и предписания в день перед экадаши, в экадаши и в день после экадаши (44) быть удовлетворённым в любом состоянии (45) соблюдать различные фестивали (46) правильно следовать восьми Маха-двадаши (47) поклоняться Господу со всеми ингридиентами, которые доступны в различные сезоны.
163-165
Человек должен: (48) следовать Вайшнавским обетам (49) считать духовного учителя находящимся на уровне Бога (50) ежедневно собирать туласи (51) подготавливать кровать Господа (52) размышлять об инкарнациях Господа, таких как Рама.
Он не должен: (53) спать вечером (54) очищать своё тело глиной (55) совершать ачаман стоя (56) сидеть на асане духовного учителя.
166-178
Он не должен: (57) сидеть перед духовным учителем, вытянув ноги (58) наступать на тень духовного учителя (59) купаться, если это ослабляет его здоровье (60) неуважать полубогов (61) вставать или встречать кого-то перед Господом или духовным учителем (62) хвастаться перед духовным учителем (63) сидеть, обхватив руками колени (64) читать неподходящие мантры, рисуя тилаку или совершая ачаман (65) носить голубые одежды (66) общаться с непреданными (67) слушать литературу непреданных (68) сохранять привязанность к незначительному общению или незначительному счастью (69) есть мясо или пить вино (70) принимать какие-либо интоксикации (71) принимать красную чечевицу или горелый рис (72) есть шпинат (73) есть кабачок и бринджал (74) есть пищу, приготовленную непреданными (75) соблюдать обеты, не относящиеся к Господу Вишну (76) повторять мантры, отличные от Вишну мантр (77) практиковать магию или гипноз (78) предлагать простые предметы, даже если может предложить богатое поклонение (79) быть обержимым скорбью (80) соблюдать Экадаши, накладывающееся на Двадаши (81) различать Экадаши убывающей и прибывающей Луны (82) играть в шахматы или азартные игры, совершая враты (83) есть фрукты в день поста, если он способен соблюдать полный пост (84) совершать церемонию шраддха в Экадаши (85) спать в течение Двадаши (86) срывать туласи в Двадаши (87) купать Господа в Двадаши (88) совершать шраддху предкам с остатками от Господа (89) использовать листья туласи во время церемонии шраддха (90) совершать церемонию шраддха без жреца Вайшнава (91) использовать воду, чтоб очистить свой рот, выпив чаранамриту (92) поклоняться Господу Васудеве, сидя на деревянной асане (93) распространять слухи во время поклонения (94) предлагать Господу цветы карави и аканда (95) использовать подставку для благовоний или лампы гхи, сделанную из железа (96)  рисовать неправильную тилаку, даже по ошибке, случайно (97) предлагать Господу нечистые предметы (98) поклоняться Господу с беспокойным умом (99) предлагать поклоны на одну руку или обходить только 1 раз (100) смотреть на Господа в неподходящее время (101) не повторять установленное число кругов (102) открывать кому-либо иниционную мантру (103) извиняться и так обманом пользоваться возможностью не заниматься служением Господу (104) не оказывать почтение остаткам Господа Вишну.
Духовный учитель должен обучить этим 104 правилам и предписаниям своего ученика.
179
После того, как ученик согласился следовать этим правилам и предписаниям, духовный учитель должен сначала попросить его совершить поклонение  Верховному Господу и затем прочитать иниционную мантру ему в правое ухо.
180
После этого ученик должен аккуратно встать и поместить лотосные стопы своего духовного учителя на свою голову с большим почтением и преданностью. Затем он должен предложить поклоны своему духовному учителю, упав перед ним ниц на землю.
181
После этого духовный учитель должен использовать нйасу на его теле и поклоняться Верховному Господу в его уме. Затем он должен повторять иниционную мантру 1008 раз, чтобы защитить свою духовную жизнь.
182
Ученик должен предложить все предметы, которые были использованы, такие как горшок с водой, как дакшину своему духовному учителю. Он должен поклоняться духовному учителю и накормить Его, вместе с собранием брахманов, в соответствии со своими способностями.
183
Когда ученик получил таким образом благословения своего духовного учителя и брахманов, он должен попросить их разрешения, чтобы сесть вместе со своими друзьями и знакомыми и покушать.
184
Те удачливые личности, которые получили инициацию таким образом от истинного духовного учителя, сделали свои жизни удачливыми и достигнут совершенства.
185
(в беседе Господа Шивы и Парвати в Саммохана-тантре мы находим следующее утверждение)
Когда человек получает инициацию от духовного учителя благодаря этому процессу, то все виды богатств приходят под его контроль. О удачливая, не существует церемонии выше, чем церемония инициации. Кришна, конечно же, становится доволен тем, кто принимает инициацию от истинного духовного учителя.
186
Ранее представленный процесс инициации описан в Ведической литературе, такой как Прапанча-сара. Этот процесс называется тантрики. Сейчас я опишу процесс инициации в соответствии с Пуранами.
187
(процесс инициации, описанный в Вараха-пуране)
О богиня, сейчас слушай от меня о процессе поклонения Господу Вишну, Господину господ. Этот процесс награждает человека богатством и детьми, и уничтожает грехи убийства брахмана, питья вина, воровства, возлежанием с женой своего духовного учителя и общению с греховными людьми.
188
Как результат поклонения Господу с помощью этого процесса, люди бедные, больные, заражённые проказой, и лишённые почёта, могут быстро обрести богатство, длинную жизнь и удовлетворение в уме.
189-190
Тот, кто видит Нараяну, Господина господ, вместе с Его супругой, Лакшми, внутри иниционной арены и кто, в соответствии с наставлениями ачарьев, поклоняется Верховному Господу в образе мантры внутри 8-ми листьев лотоса, нарисованном на земле, конечно же, достигнет совершенства жизни.
191-192
Рекомендуется принимать инициацию на любой Двадаши, особенно на Двадаши, приходящийся на период растущей Луны в месяц Карттика.
О благоприятная! О удачливая! Тот, кто видит Господа Кришну, поклоняясь Ему по милости духовного учителя, во время солнечного затмения, или когда Солнце входит в знак зодиака, немедленно становится счастлив и все его греховные реакции вырываются с корнем.
193
Нет сомнения, что такая удачливая личность становится почитаема полубогами, возглавляемыми Господом Брахмой.
194
Духовный учитель должен тщательно экзаменовать своих будущих учеников, которые могут быть брахманами, кшатриями, вайшйами или шудрами, в течение полного года, исследуя их природу и деятельность.
195-196
Духовный учитель должен решить, квалифицированны ли будущие кандидаты в ученики для инициации или нет. Ученики также должны служить духовному учителю с любовью и преданностью в течение одного года, считая Его на равне с Верховным Господом. Таким образом, они должны удовлетворять своего духовного учителя в течение года.
197
бхагавамс тат прасадена
самсара арнава таранам
иччхамасту ахаитуким лакшмим
вишешена таподхана
Ученик должен молиться духовному учителю так: О Господин, по твоей милости я желаю достичь успеха в этой жизни и освободиться из океана материального существования во время смерти.
198-199
Разумный человек должен сначала молиться своему духовному учителю таким образом и затем совершить поклонение ему как он поклоняется Господу Вишну. Затем, с разрешения своего духовного учителя, ученик должен взять веточку растения кшира на десятый день растущей Луны месяца Карттика. Он должен положить этот росточек в свой рот и лечь на пол справа перед Божеством.
200
Если ученик увидел ночью сон, то он должен раскрыть его духовному учителю. В соответствии со сном, духовный учитель может решить будущее своего ученика. После этого, на Экадаши, ученик должен поститься и на следующий день он должен идти в храм после омовения.
201-202
Если духовный учитель очень учёный, то он должен нарисовать диаграмму на очищенном месте на земле. Он должен очень красиво нарисовать шодаша или нава-набха чакру, или цветок лотоса с 8-ю лепестками.
203
После этого духовный учитель должен хорошенько завязать белую ткань на глазах своего ученика, после чего дать несколько цветов в его руку, приведя его на арену.
204
Духовный учитель должен затем украсить иниционную арену пятью видами красящих порошков. После того как это будет завершено, он должен поклоняться Индре, главному божеству восточного направления.
205
Он должен поклоняться Агни в юго-восточном углу, Ямараджу на юге, Нирти на юго-западе, Варуне на западе, и Паване на северо-западе.
206
Он должен поклоняться Кувере на севере и Рудре на северо-востоке. Таким образом, он должен поклоняться Верховной Личности Бога, Вишну, в центре лотоса.
207
После этого духовный учитель должен поклоняться Санкаршане, находящемуся на восточном лепестке, Прадьюмне — на южном лепестке, Анируддхе — на западном лепестке и Васудеве, уничтожающему все грехи, — на северном лепестке.
208-211
После поклонения раковине в северо-восточном углу, диску в юго-восточном углу, палице в северном, лотосу в северо-западном углу, плугу в юго-западном углу, Гаруде в южном, духовному учителю в центре, Лакшми слева от Верховного Господа, и луку, трезубцу, знаку Шриватса и камню Каустубха перед Господом, он должен поклоняться Джанардане в соответствии с правилами и предписаниями. После поклонения Господу он должен поместить 8 горшков с водой в 8-ми направлениях и затем поместить 9 горшков с водой в середине арены.
212-217
Те, кто желает освобождения от материального существования, должны омыться с Вайшнава кумбхой. Те, кто желает материального счастья, должны омыться с Индра-кумбхой. Те, кто желает победы и влияния, должны омыться с Агни кумбхой. Те, кто желает победить смерть, должны омыться с Яма-кумбхой. Те, кто хочет победить врагов, должны омыться с Наирта кумбхой. Те, кто желает мира, должны омыться с Варуна-кумбхой. Те, кто желает уничтожить свои греховные реакции, должны омыться с Ваю кумбхой. Те, кто желает материального процветания, должны омыться с Кувера-кумбхой и те, кто желает получить знание, должны омыться с Раудра кумбхой.
Принимая эти процессы, все эти личности освобождаются от своих греховных реакций, достигают трансцендентного знания и становятся преуспевающими. Затем, что уж говорить о тех, кто омылся с водой 9-ти кумбх? Такой человек сразу же очищается и достигает положения, подобного положению Господа Вишну.
218
Человек также должен поклоняться главным божествам различных направлений, повторяя их соответствующие имена и совершая предписанные ритуалы.
219-220
После поклонения главным Божествам направлений духовный учитель должен пригласить будущих учеников, которых он уже проверил, и чьи глаза завязаны белой тканью. Затем он должен объяснить этим ученикам, очищенным воспеванием Агни, Ваю и Варуна мантр, различные правила и предписания.
221-225
Духовный учитель должен наставлять своих учеников, чтобы они никогда не оскорбляли брахманов, полубогов, Господа Вишну, Рудру, Сурью, Агни, Локапалов, главных божеств планет и старших вайшнавов. Напротив, он должен каждому оказывать почтение. Ученик должен радостно принять эти наставления.
После этого духовный учитель должен провести огненное жертвоприношение и очистить тела своих учеников, совершая ньясы. Духовный учитель должен провести жертвоприношение, повторяя 16-ти сложную мантру: ом намо бхагавате вишнаве сарварупине хум. Он должен предложить подношения Верховному Господу 3 раза и совершить все другие предписанные ритуалы. После этого духовный учитель должен открыть глаза своих учеников, посадить их перед жертвенным огнём и затем поведать им иниционные мантры.
226-227
После того, как огненное жертвоприношение завершено, разумный ученик должен дать дакшиину своему духовному учителю. Если ученик так богат, как царь, то он должен предложить слона, лошадь, драгоценные камни, золото и различные другие доступные вещи духовному учителю.  Если ученик из средней прослойки населения, то он должен дать соответствующую дакшину, и если он из бедной семьи, то должен предложить своему духовному учителю просто дхоти и чадар.
228
Невозможно описать благо и славу, которые получает человек, следуя вышеперечисленным процедурам.
229-230
Если после инициации ученик слушает Вараха-пурану от своего духовного учителя, то он получает результат от изучения всех Вед и Пуран, повторения всех видов мантр, также как и омовение в Пушкаре, Праяге, Гангасагаре, Наимишаранье, Курукшетре и Каши.
231-234
Результат, достижимый воспеванием мантр во время солнечного или лунного затмения удваивается, если инициированный человек слушает Вараха-пурану.
О поддерживающий живые существа, полубоги молятся, чтобы родиться на земле Бхарата-варши, получить инициацию от истинного духовного учителя, слушать Вараха-пурану и другие Пураны и посещать святые места, где повторялась Вараха-пурана. Они также моляться о том, чтобы стать свидетелями Вараха-пураны во время полнолуния в месяц Карттика.
235-236
О поддерживающий миры, так я вкратце описал тебе процедуру инициации. Она очень редко практикуется даже полубогами, Гандхарвами и Якшами.
О богиня, говорится, что любой, кто понимает это, кто видит жертвенную арену  и кто слушает священные наставления, достигает освобождения.
237-239
(в общем об инициации)
Когда наступает благоприятный момент, нужно установить внутри очищенной арены, предназначенной для инициации, новые горшки с водой, украшенные сандаловой пастой и цветами, завязанные одеждой, наполненные водой, медицинскими травами, 5-ю видами драгоценных камней и 7-ю видами глины. Горшки должны иметь 5 видов ростков на своих верхушках.
240-241
(7 видов глины)
7 видов глины: глина, оставшаяся из под копыт лошади (ашвашала), глина от следов слона (гаджашала), глина с вершины муравейника (валмик), глина с места пересечения 4-х дорог (чатушпата), глина с царского дворца (раджадвара), глина с пастбища коров (гошта) и с берега реки (надитира).
После поклонения Шри Кришне духовный учитель должен поклоняться горшку с водой, используя траву куша, повторяя соответствующие мантры 108 раз.
242
После этого духовный учитель должен совершить абхишеку в соответствии с вышеперечисленными правилами и предписаниями, с водой из этого кувшина и затем передать своему ученику иниционные мантры. После этого ученик должен с большой преданностью совершить поклонение своему духовному учителю и другим собравшимся брахманам.
243-244
(Упадеша-таттва)
Если кто-то не способен совершать эти процедуры, он должен поклоняться целому цветку лотоса, помещённому в горшок с водой, повторяя мула-мантры. Он должен совершить затем абхишеку своему ученику этой водой 8 раз. После этого он должен поместить свою руку на голову своего ученика и произнести иниционную мантру в его правое ухо. Когда мантры даются ученику во время лунного или солнечного затмения, в святом месте или в храме Господа Шивы, это называется передача упадеши, или наставлений.
245-246
(Описано в Нарада-панчаратре)
Людям, которые свободны от жажды накопительства богатства, боящихся материального существования, лишённых двуличия преданных Господа Вишну и бедных, духовный учитель должен провести огненное жертвоприношение, используя гхи и ячмень. Если он не способен сделать это, он должен совершить огненное жертвоприношение только водой или только с мантрами, затем благословив своего ученика, давая ему иниционную мантру.
247-249
Квалифицированный преданный Господа Вишну, равный всем живым существам, непривязанный к материальным объектам, свободный от зависти, чистый, искусный, свободный от каких-то недостатков, и уничтожающий страхи других своей деятельностью, мыслями и речью; знающий принципы Панчаратры, может иметь учеников по всему миру, что говорить о тех, кто принимает у него прибежище.
250-251
(Слава передачи мантр)
(Беседа Брахмы и Нарады из Сканда-пураны)
Нет сомнения, что человек, находящийся в гуне благости, достигнет славы, могущества, богатства, рождения в хорошей семье и счастья, просто обучая людей науке Сознания Кришны. Как Верховный Господь, Вишну, самый знаменитый среди полубогов, так и распространение этого знания – лучшая благотворительность.
252-253
Распространяя это знание воплощённым живым существам, греховные реакции человека, накопленные за многие 100 жизней, немедленно уничтожаются. Не существует лучшей формы благотворительности, чем распространение трансцендентного знания другим, поскольку, делая это,человек легко достигает лотосных стоп Верховной Личности Бога.

Так заканчивается перевод 2-й виласы Шри Хари-бхакти-виласы.