Чары Ру >> Хари-бхакти-виласа >> виласа IV

Хари-бхакти-виласа - IV

1
Омывшись один раз в наиболее святом месте в форме воспевания святого имени Шри Кришна Чайтаньи, даже очень нечистый человек станет считаться выдающимся и станет квалифицированным проповедовать религиозные принципы.
2
Завершив омовение и предложив подношения, человек должен сначала предложить поклоны своему поклоняемому Господу и затем своему духовному учителю, затем другим старшим, кроме тех, кто может собирать цветы, дрова для ягьи, траву куша или воду, и, таким образом, могут не быть дома.
3
(утверждается в Нрисимха-пуране)
После омовения человек должен предложить свои поклоны Верховному Господу, считая, что Он находится в воде, до возвращения домой. Затем он должен поклоняться Шри Вишну, повторяя Пуруша-сукта мантру.
4-5
(очищение храма Господа)
Совершив ачаман и другие обязанности, человек должен очистить храмовую комнату Господа. Затем, медитируя на Божество, преданный должен предложить себя Господу, воспевая славу Его святых имён и трансцендентных качеств. После этого он должен смешать коровий навоз, чистую глину, воду и затем сбрызнуть алтарную водой, смешанной с коровьим навозом.
6
(Это утверждение подтверждается в ШБ 9.4.18 в истории с Махараджей Амбаришей)
Махараджа Амбариша всегда занимал свой ум медитацией на лотосные стопы Кришны, речь – описанием славы Господа, руки – мытьём храма Господа, и уши – слушанием слов, сказанных Господом или о Господе.
7
(Из беседы Верховного Господа и Уддхавы в ШБ 11.11.39)
Преданный должен считать себя Моим смиренным слугой, без двуличия, и помогать чистить храм, который является Моим домом. Сначала он должен вымести всю грязь, после чего вымыть водой и коровьим навозом. Вымыв храм, нужно сбрызнуть его ароматной водой и украсить храм мандалами. Человек должен действовать, таким образом, как Мой слуга.
8
(Слава подметания храма)
(Нрисимха-пурана)
Человек, который чистит храм Господа Нрисимхадева каждый день, становится освобождённым от всех греховных реакций и затем счастливо отправляется в обитель Господа Вишну.
9-10
(Вишну-дхармоттара)
Нет сомнений в том, что тот, кто чистит храм Шри Кешавы, освобождается от влияния гун страсти и невежества.
О царь, человек будет наслаждаться божественным счастьем в раю столько лет, сколько песчинок в пыли, которую он убрал, чистя храм Верховного Господа.
11-14
(Вараха-пурана)
О мать земля, человек будет наслаждаться блаженной жизнью в Шакадвипе столько тысяч лет, сколько он вымел метлой песчинок. После этого он родится как Мой преданный и будет наделён религиозностью, чистотой, преданностью и свободой от оскорблений. Насладившись жизнью на Шакадвипе, он сначала идёт в рай, где наслаждается общением с небесными женщинами в саду Нандана-канана. После чего он снова получает человеческое тело, станет устойчив в преданном служении Мне, отказавшись от всех видов материальных привязанностей, и затем вернётся в Мою трансцендентную обитель.
15-16
(Слава смазывания пола коровьим навозом, смешанным с водой в храме Верховного Господа)
(В том же месте Господь Вараха обращается к Земле)
Человек должен смазать коровьим навозом дверь Моего храма. Делая это, он будет жить со Мной как Мой преданный столько тысяч лет, сколько он прошёл шагов, смазывая коровьим навозом внутри храма и на земле вокруг него. Сколько шагов он сделает, смазывая коровьим навозом Мой храм, столько же тысяч лет он будет наслаждаться жизнью в раю.
17-18
После того как закончится период наслаждения жизнью в раю, он снова родится как благочестивый царь в Шалмалидвипе. Он станет Моим искренним преданным и будет очень хорошо знать все писания. Видя сильное желание преданного смазывать Мой храм коровьим навозом, Я чувствую огромное удовлетворение.
19
Корова, чей навоз используется для смазывания двери храма Верховного Господа хотя бы раз, освобождается после оставления тела коровы.
20-22
О мать Земля! О удачливая! Сейчас услышь от Меня об огромном благочестии, накопленном благодаря смазыванию Моего храма коровьим навозом и его очищению. О прекрасная, сколько капелек воды человек проливает на пол, очищая храм, столько же тысяч лет он будет наслаждаться  жизнью на райских планетах. О Васундхаре, такой человек становится объектом поклонения в Краунчадвипе столько тысяч лет, сколько капель воды упало на пол во время очищения храма.
23
Такой преданный, насладившись жизнью в Краунчадвипе, предаётся жизни в благочестии, отказывается от всех материальных привязанностей и в конце возвращается в Мою высшую обитель.
24-25
(Вишну-дхармоттара)
Регулярно смазывая пол коровьим навозом в храме Шри Вишну, человек легко переносится на наиболее благоприятные планеты в этой вселенной. Просто смазывая коровьим навозом весь пол в храме, даже площадь размером в 1 кв.фут, человек становится царём и идёт на райские планеты, где наслаждается жизнью с сотнями небесных женщин.
26
(Нрисимха-пурана)
Тот, кто смазывает храм Господа коровьим навозом, глиной и водой, обретает результат следования обету чандрайана и переносится в высшую обитель Господа после смерти.
27
(ругая своих посланцев, Ямараджа говорит)
Не приводите ко мне для наказания тех, кто мыл храм Верховного Господа и затем смазывал его коровьим навозом. Также не приводите ко мне предков их матерей, отцов или жён семьи.
28-29
(Слава сбрызгивания водой пола храма Господа)
(Вишну-дхармоттара)
Нет сомнения в том, что тот, кто сбрызгивает водой храм Верховного Господа, освобождается от всех несчастий. Человек, моющий внутренний двор храма, освобождается от всех греховных реакций и в конце своей жизни достигает обители Варуны.
30
Преданный должен усиливать красоту храма Шри Хари, рисуя на полу благоприятные символы, такие как лотос и свастика, используя порошки различного цвета.
31
(В связи с этим Нрисимха-пурана говорит)
Человек должен усилить красоту внутреннего двора, стен и основания храма, подметая пол, протирая и смазывая коровьим навозом.
32
(слава украшения храма Господа)
(В Карттика-врате, разделе Сканда-пураны, говорится)
Греховные реакции, накопленные из-за сексуальных связей с запрещёнными женщинами и вкушения запрещённой пищи, могут быть аннулированы украшением храма Шри Хари.
33-34
Тот, кто украшает храм Шри Кешавы глиной или другими материалами, даже единожды, становится способным жить в обители полубогов 100 кальп. Тот, кто рисует свастику перед шалаграма-шилой, особенно в месяц Карттика, очищает 7 поколений своей семьи.
35-36
Женщина, ежедневно рисующая мандалу перед Шри Кешавой, не будет вдовой 7 рождений. Женщина, рисующая мандалы перед Господом Кешавой коровьим навозом и другими субстанциями, никогда не будет разлучена со своим мужем, детьми или богатством.
37
Тот, кто украшает внутренний двор храма Господа разноцветными рисунками и свастиками, будет наслаждаться счастливой жизнью где бы ни оказался в 3-х мирах.
38
(Нарадия пурана)
Тот, кто смазывает пол храма Шри Хари глиной, коровьим навозом и цветными металлическими порошками, становится квалифицированным наслаждаться полетами на небесных аэропланах полубогов.
39
(В Хари-бхакти-судходайе говорится)
Тот, кто смазывает храм Шри Хари коровьим навозом и украшает его цветными рисунками, становится счастливым во всех состояниях жизни, и обитатели Вайкунтхи счастливо придут и поздравят его после смерти.
40
(Признаки свастики)
(В Ведах говорится)
Человек должен нарисовать квадрат, разделённый на 16 маленьких квадратиков, и затем покрасить их белым, жёлтым, красным и чёрным порошками, чтобы они выглядели как свастика.
41-42
(В связи с этим Панчаратра говорит)
Человек должен собрать порошок 5-ти различных цветов. Для белого он должен использовать порошок риса или ячменя. Для красного – кункум, красную киноварь или шафран. Для жёлтого он должен использовать хариталу или куркуму. Для чёрного нужно использовать порошок из жжёного ячменя и для зелёного – жжёный ячмень и куркуму.
43
(Украшение храма флагом)
После этого преданный должен украсить храм Господа красивыми разноцветными флагами и знамёнами.
44
(Слава украшения храма флагом)
(Из беседы Маркандеи и Прадьюмны в Дварака-махатмье, разделе Сканда-пураны)
Человек, с преданностью помещающий флаг на вершине храма Господа Вишну, становится квалифицирован жить на Брахмалоке и наслаждаться жизнью в обществе Господа Брахмы.
45-47
(В Брихан-нарадия Пуране говорится)
Полубоги, возглавляемые Брахмой, поклоняются преданному, который украшает храм Шри Вишну, помещая флаг на его вершину. Что ещё больше я могу сказать?
О знаменитый брахман, чем больше ткани на флаге, тем больше уничтожается греховных реакций – в этом нет сомнений. И не важно – очень греховный человек или наиболее греховный, — все его греховные реакции уничтожаются просто благодаря тому, что он ставит флаг на вершину храма.
48
Благочестивый человек, удовлетворённый созерцанием прекрасного флага, установленного на вершине храма Шри Кришны, сразу освобождается от миллионов греховных реакций.
49
Вся удивительная слава помещения флага на вершину храма, описанная в Брихан-нарадия-пуране, должна быть принята.
50
(Слава украшения храма Господа флагом)
(Дварака-махатмья, раздел Брихан-нарадия-пураны)
Тот, кто украшает храм Шри Хари флагом и знамёнами, несомненно, будет обитать в трансцендентном мире Господа  и нигде более.
51-52
(Вишну-дхармоттара)
О царь, тот, кто украшает храм Шри Хари цветочной гирляндой, становится объектом поклонения для полубогов и сотен тысяч небесных женщин. Тот, кто украшает храм Шри Хари банановыми деревьями, будет наслаждаться с наиболее прекрасными апсарами. В действительности, ему оказывает почтение даже Индра, царь полубогов.
55
(Очищение алтаря, одежд и посуды Господа)
Человек должен очистить металлическую посуду, одежды и алтарь Господа, следуя правилам и предписаниям.
56
(процесс очищения алтаря)
(Нрисимха-пурана)
Преданный должен начищать алтарь Шри Кришны листьями билва и затем мыть тёплой водой. Этот процесс способен освободить его ото всех греховных реакций.
57
(процесс очищения металлической посуды)
(Маркандея-пурана)
Человек должен полировать медную посуду кислыми субстанциями, стекло и жесть – пеплом, латунь – пеплом и водой. Просто благодаря нагреванию, субстанции, такие как гхи, очищаются.
58
(Ваю-пурана)
Драгоценные камни, короны, кораллы, жемчуг, раковины и каменные сосуды становятся очищенными благодаря полированию жмыхом из белого кунжута или сезамового кунжута.
59-62
(Брахма-пурана)
Если сосуды, сделанные из металла и других материалов,  таких как золото, серебро, раковина, камень, жемчуг, кристал, драгоценные камни, колокольный металл, железо, латунь, медь, жесть и свинец, — не приходили в соприкосновение с зёрнами, такими как варёный рис, то они могут быть очищены просто полосканием в воде. Если сосуды осквернены, будучи использованными шудрами, то они должны быть очищены трехразовым мытьём с пеплом, тамариндом и водой. Если сосуды сильно осквернены, то они должны быть правильно очищены перед использованием для служения гостям или для служения Верховному Господу. Это хорошо известный факт, что человек никогда не должен использовать осквернённый горшок в служении Верховному Господу.
63
(Ману сказал)
Человек должен очистить сосуды, сделанные из меди, железа, колокольного металла, латуни, жести, или свинца правильным образом, используя пепел, сок лимона и воду.
64
(Шанкха сказал)
Человек должен очистить сосуды из меди, жести и свинца, натирая их кислым соком. Сосуды из колокольного металла и железа должны быть очищены пеплом.
65
(также говорится)
Сосуды, осквернённые использованием женщинами, которые только что родили ребёнка, посуда, осквернённая прислугой, посуда, осквернённая при хранении вина, и посуда, осквернённая кровью, должны быть очищены 21 раз, чтобы стать чистыми. Тем не менее, горшки, сделанные из колокольного металла, могут быть очищены просто нагреванием их в огне.
66
(также говорится)
Если медная посуда не касалась мяса и другой подобной пищи, то она может быть очищена трением каким-либо кислым веществом. Тем не менее, если её касается мясо, рыба или яйца, то она может очиститься нагреванием в огне.
67
(Брахма-пурана)
Если человек хочет очистить горшки, использованные женщиной, которая только что родила ребёнка, или которых коснулось мёртвое тело, или испражнения, моча или женщина во время менструального периода, то надо держать их в огне столько, сколько он сможет держать их.
68-69
(Поэтому мудрец Девала советует)
Посуда из железа, так же как и из золота и серебра, может быть очищена трением пеплом и коровьим навозом. Если они очень осквернены, то они должны быть нагреты (прокалены),  чтобы очиститься. Посуда, сделанная из камня, очищается прокаливанием, трением каким-либо очищающим агентом или мытьём водой. Деревянная посуда очищается глиной, коровьим навозом или водой. Глиняная посуда очищается обжигом.
70
(Ману говорит)
Если глиняная посуда оскверняется вином, мочой, калом, слизью, гноем, слюной или флегмой – она не может быть очищена даже огнём.
71
(очень старый мудрец, Шататапа сказал)
Если только один горшок осквернён среди множества горшков, взятых вместе, - очищением только осквернённого горшка все другие горшки автоматически очищаются.
72-73
(Процесс очищения одежды)
(Шанкха сказал в связи с этим)
Грязная хлопковая одежда должна быть очищена мытьём с мылом и водой. После стирки, перед использованием, она должна быть высушена на Солнце, или на свежем воздухе. Шерсть, шёлк, лён, ворсистая одежда и одежда, сделанная из овечьей шерсти, так же как и кожа человека, должны быть очищены просто выставлением их на солнце, или в некоторых случаях, просто сбрызгиванием их водой.
74-76
Если вышеуказанной одежды касаются осквернённые объекты, то она должна быть очищена с использованием белых кунжутных зёрен, шелухой необрушенного риса или соком, выжатым из некоторых фруктов или коры.
Одежда, сделанная из хлопка, подушка, или одежда, расшитая золотом или серебром, должны быть помещены на солнце на некоторое время и затем, чтобы очистить, их нужно потереть рукой. После этого человек должен побрызгать на них водой. Если такая одежда очень осквернена, то её нужно очистить так, как было описано выше.
77
(Шататапа сказал)
Если одежды, покрашенной кусумбхой, кункумой или лаком, коснулся собакоед, то она должна быть очищена полосканием в воде.
78
(Ямараджа сказал)
Шкура пятнистого оленя должна быть очищена чистым воздухом, чамара – глиной и водой, раковина и предметы, сделанные из слоновой кости, должны быть очищены коровьей мочой и льняная одежда — с использованием белых кунжутных семян.
79
(Шанкха сказал)
Вещи, сделанные из слоновой кости и рога, должны быть очищены использованием белых зёрен кунжута. Посуда, сделанная из кокосового ореха, должна быть очищена хвостом коровы. Белые семена кунжута используются для очищения вещей, сделанных из костей.
80
(Ямараджа также сказал)
Густой сок некоторых особых деревьев, пальмовый сахар, соль, кусумбха, цветы, шерсть и хлопок могут быть очищены сбрызгиванием водой.
81-83
(Ману сказал)
Большое количество необрушенного риса и одежды должны быть очищены сбрызгиванием водой. Небольшое количество должно быть намочено водой. Кожаные вещи, также как  бамбуковые и тростниковые, должны быть очищены также как одежда, как было описано выше.
Очищение овощей, корней и фруктов должно быть таким же, как очищение необрушенного риса. Трава, дерево и солома очищаются сбрызгиванием водой. Дом человека очищается подметанием, а глиняные горшки — прокаливанием.
84
(также говорится)
Человек должен продолжать использовать воду и глину для очищения чего-либо из-за соприкосновения с нечистым до тех пор, пока пятно или запах нечистоты не будет устранён.
85
(Брихаспати сказал)
Вещи, сделанные из бамбука и кожи, очищаются мытьём водой. Одежда также очищается водой. Тем не менее, если такие вещи особо осквернены, то эта осквернённая часть должна быть отрезана, чтобы поддержать чистоту вещи.
86
(Шри Вишну сказал)
Если глины, листьев, травы или дерева коснулись собака, кости, собакоед или ворона, то они должны быть очищены солнечным светом, лунным или воздухом.
87
(Мудрец Баудхайана сказал)
Место для сидения, кровать, транспортное средство, лодки, дороги, трава и дома, сделанные из кирпича и цемента, очищаются солнцем и воздухом.
88
(процесс очищения зёрен)
Необрушенный рис, шпинат и другие овощи, корни и фрукты должны быть очищены сбрызгиванием их водой, удалением осквернённой части или очищением кожицы.
89
(Шанкха сказал)
Гхи, масло и другие молочные продукты должны быть очищены сбрызгиванием водой на сосуды, в которых они находятся (поскольку невозможно сбрызгивать эти ингредиенты непосредственно, то рекомендуется брызгать на посуду, в которой они находятся). Закрытую посуду с этими вещами нужно погружать в воду для очищения. Овощи, фрукты и корни должны быть очищены мытьём.
90-91
(Брахма-пурана)
Если предмет, который предстоит очистить, лёгкий и большой по размеру, то нужно его погрузить в воду вместе с тарой. Осквернённая часть необрушенного риса, другие зёрна, овощи и фрукты должны быть удалены и затем оставшиеся нужно прополоскать водой для очищения.
92-94
(Брихаспати сказал)
Гхи и масло должны быть очищены нагреванием на огне. Молочные продукты нужно очищать, брызгая водой на контейнеры, в которых они находятся. Йогурт и сгущенное молоко должны быть очищены удалением осквернённой порции. Если гхи твёрдое, то должна быть проведена та же процедура, а если оно жидкое, то нужно вымыть водой весь контейнер. Если контейнер осквернён, то он может быть очищен просто его заменой. Гхи, сладкий рис, молоко, сок сахарного тросника, пальмовый сахар, пахта и мёд не осверняются, даже если их касается шудра или если они находятся в горшке шудры.
95-96
(Ману также говорит)
Если что-то, что держит человек в своей руке, оскверняется, то человек может вымыть как эту вещь, так и свою руку. Вайшнавы должны обращаться к смрти, чтобы знать больше правил и предписаний касательно очищения других вещей. Боясь увеличения объёма этой книги, мы воздержимся от дальнейшего объяснения этой темы.
97
(срывание листьев туласи и цветов для поклонения Господу)
Поэтому преданный должен сначала предложить свои поклоны Господу Вишну и попросить Его разрешения перед срыванием листьев туласи и подходящих цветов.
98
(в связи с этим Харита сказал)
Если брахман срывает цветы в мокрой после омовения одежде, то полубоги не примут их. Напротив, эти цветы будут сожжены дотла подобно дереву.
99
(Эта процедура применима только для дневного омовения)
(В Вайшакха-махатмье Падма-пураны говорится)
Срывание листьев туласи для предложения Верховному Господу или предложение подношения предкам, без предварительного омовения, полностью бесполезны. Тем не менее, эти листья туласи могут быть очищены помещением их в панчагавью (молоко, йогурт, гхи, коровья моча и навоз).
100
(Нужно искать другого мнения в связи с этим)
(процесс омовения)
После омовения дома, человек должен омыть свои руки и стопы, совершить пранаяму и нйасы, а затем медитировать на Шри Хари.
101
После этого разумный преданный должен медитировать на святые реки, такие как Ганга, и затем пригласить святые воды в горшок, наполненный водой и листьями туласи.
102
(мантра приглашения святых рек)
ганге ча йамуне чаива
годавари сарасвати
нармаде синдху кавери
джале’смин саннидхим куру
О Ганга! О Ямуна! О Сарасвати! О Нармада! О Синдху! О Кавери! Пожалуйста, проявите себя в этой воде.
103
Другими словами, преданный также может пригласить Гангу, обитель всех святых рек, в горшок для воды, воспевая Её 12 имён.
104
(12 священных имён Ганги)
налини нандини сита
малини ча махапага
вишнупадаргхйа самбхута
ганга трипатха гамини
бхагиратхи бхогавати
джахнави тридашешвари
12 имён Ганги: Налини, Нандини, Сита, Малини, Махапага, Вишнупадаргхйасамбхута, Ганга, Трипатхагамини, Бхагиратхи, Бхогавати, Джахнави и Тридашешвари.
105-107
(В Вайшакха-махатмье, разделе Падма-пураны говорится)
О мать Ганга! Тебя прославляют на высших планетах как Нандини, Налини, Дакша, Пртхви, Вихага, Вишванатха, Шива, Амрта, Видйадхари, Махадеви, Лока-прасадани, Кшамавати, Джахнави, Шанта и Шанти-прадайини.
Преданный должен совершить ачаман и затем медитировать на своего духовного учителя, чтобы попросить Его разрешения пригласить тебя. В это время преданный должен думать как священная река Ганга исходит из лотосных стоп Шри Кришны и непосредственно падает на его голову.
108-114
(Нарада-панчаратра)
Преданный должен медитировать на Господа Васудеву, находящегося в сердце, олицетворение мантры поклоняющегося, Чьи глаза подобны распустившемуся цветку лотоса, и сияющего как бесчисленное количество солнц.
Господь имеет 4 руки, в которых держит раковину, диск, палицу и лотос. Он одет в жёлтые одежды, цвет Его тела тёмный, и Его лик выглядит умиротворённым и очень довольным. Смотрящему в Его глаза, кажется, что Он готов даровать благословение. Его тело смазано сандаловой пастой, и его лицо украшает прекрасная улыбка. Его уши украшены серьгами в форме рыб. Он украшен гирляндой из лесных цветов. Великие мудрецы, такие как Нарада, постоянно заняты в поклонении Ему. Его руки и ноги украшены браслетами. Его золотая корона ярко сияет. Всё его тело очень привлекательно и украшено трансцендентными украшениями.
Преданный должен медитировать, как Ганга, исходящая из лотосных стоп Господа, падает непосредственно на его голову и входит в его тело. В результате этого всё его тело очищается.
Если инициированный преданный медитирует на Верховного Господа таким образом, то в течение короткого времени он станет чистым, как кристалл. Говорится, что этот процесс омовения лучше всех других видов омовения. Омываясь, человек должен помнить Нараяну и прославлять Его.
115
(В Курма-пуране говорится)
Шри Нарайана — источник воды, и поэтому говорится, что Он обитает в воде. Поэтому обязанность учёных людей помнить о Нём во время омовения.
116
Даже если человек здоров, он может омыться в тёплой воде после массажа своего тела с амалаки или сезамовым маслом, кроме запрещённых дней.
117
(омовение в тёплой воде)
(мнение Шаттримшат)
По природе вода чиста, но она становится особенно чистой, когда нагревается на огне. Вот почему святые мудрецы прославляют омовение в тёплой воде.
118
(Ямараджа сказал)
Вода всегда чиста, но когда она нагревается огнём, то становится более чистой. Ты должен знать точно, что тёплая вода наиболее чистая.
119
(Шанкха сказал)
Нужно понять, что когда человек омывается в воде, нагретой огнём или солнцем, то его тело становится очень чистым, но он не получает благочестивого результата, которого достигают омовением.
120
(вышеуказанное утверждение применимо только в связи с благочестивой деятельностью и деятельностью в особых обстоятельствах)
(Поэтому Гаргамуни сказал)
Омовение с целью удовлетворения амбиций человека, так же как и омовение от случая к случаю, должно совершаться холодной водой. Не существует особых правил принятия ежедневного омовения. В соответствии со вкусом каждого, можно принимать омовение как тёплой, так и прохладной водой.
121
(Запрещённые дни для омовения тёплой водой)
В день рождения своего сына, в день, когда солнце входит в новый знак зодиака, в день, когда случается солнечное или лунное затмение, или если тёплой воды касался неприкасаемый – человек должен избегать омовения тёплой водой.
122
(Ману сказал в древние времена)
Нет сомнения, что человек, омывшийся в тёплой воде на полнолуние и новолуние, считается таким же греховным, как и убийца коровы.
123-124
(омовение водой, смешанной с амалаки)
(в этой связи Шри Маркандея сказал)
Амалаки очень дорога Господу Вишну. Поэтому тот, кто желает богатства, должен омываться в воде, смешанной с амалаки, особенно в Экадаши. Нужно избегать масляного массажа тела, носить голубые одежды, омываться в воде, смешанной с амалаки и ругаться с другими на 7-й день убывающей Луны.
125
(Мудрец Бхригу сказал)
Запрещается омываться водой, смешанной с амалаки на новолуние, также как и на 6-й, 7-й, 9-й и 13-й день убывающей Луны. Также запрещено омываться в дни, когда Солнце входит в новый знак зодиака и в Воскресенье.
126
(Шри Ягьявалкья сказал)
Омываясь в воде, смешанной с амалаки на новолуние, также как и на 7-й и 9-й дни убывающей Луны, человек теряет свою силу, продолжительность жизни, богатство и способность зачинать детей.
127
(омовение с водой, смешанной с семенами сезама)
(Брхаспати сказал в связи с этим)
Великий мудрец, Вйасадева, дал указания касательно омовения с семенами сезама во время всех сезонов.
128
(В соответствии с мнением Шаттришат)
Тот, кто желает богатства, детей, и хорошую жену, не должен касаться человека, который коснулся семян сезама на 7-й день, новолуние или в день, когда солнце вошло в новый знак зодиака, также и в дни солнечного и лунного затмения.
129
(Масляный массаж перед омовением)
(в той же литературе говорится)
Используя масла для тела на 6-й день убывающей Луны, так же как и во время 4-х фестивальных дней, человек сокращает свою жизнь.
130-132
(Великий мудрец Ягьявалкья сказал)
Человек, который непредвиденно омывается  на 10-й день убывающей Луны, не используя масло для тела, получает благо в виде длинной жизни, хорошего разума, славы и богатства.
133
(в другом месте говорится)
Следует избегать использовать масло на 7-й, 9-й, 1-й, 8-й или 14-й дни убывающей луны и особенно в новолуние.
134
(также говорится)
При омовении или в других случаях, нет ничего плохого в использовании тёплого масла.
135-137
(в Атри-смрти говорится)
Если брахман испражняется или мочится после нанесения масла или гхи на тело, он должен очистить себя 24-х часовым постом и затем съесть и выпить 5 видов молочных продуктов: молоко, йогурт, гхи, коровью мочу и навоз. После этого он должен омыться и совершить ритуал агахмаршана, в котором человек пьёт небольшое количество воды из своей руки, с носом, одновременно погруженным в воду. Этому нужно следовать при другом омовении, используя воду, которой омыли стопы своего духовного учителя и других старших. В конце концов, он должен омыться ещё раз, вылив воду, смешанную с туласи, из раковины на своё тело.
138-139
(Омовение водой, смешанной с листьями туласи)
(Гаруда-пурана говорит)
О брахмана, если Вайшнава касается туласи своего тела во время омовения, то он становится обителью всех святых мест. Если убийца брахмана омывается водой, смешанной с листьями туласи, особенно в Экадаши, то он освобождается от всех греховных реакций.
140-142
Омываясь ежедневно после умащения своего тела глиной с корня растения туласи, преданный обретает результат 10-ти ритуальных омовений после совершения жертвоприношения коня. Учёные люди знают, что нет разницы между обычной водой, смешанной с листями туласи, и водой Ганги. Тот, кто ежедневно помещает воду, смешанную с туласи на свою голову, обретает результат от омовения в Ганге. Нет сомнения в том, что неся воду, смешанную с туласи на своей голове, человек обретает результат от омовения во всех святых местах. Человек должен поместить воду, смешанную с туласи,  омывшую лотосные стопы Верховного Господа и хранящуюся в медном сосуде в раковине,  на свою голову, повторяя при этом мула-мантру.
143
(слава такого омовения из Картика-махармйи Падма-пураны)
Вода, смешанная с туласи, используемая при омовении шалаграма-шилы или дварака-шилы и вылитая в медную чашку с раковиной, уничтожает все греховные реакции , полученные из-за убийства браймана.
144
Человек должен снять одежды, использованные при омовении, и вытереться свежей, сухой тканью. После этого он должен одеть чистые дхоти и чадар.
145-148
(процесс одевания одежды)
(мнение мудреца Атри)
Человек не должен надевать нестиранную одежду, которую стирала прачка, или одежду, которую стирали раньше, также красную одежду, грязную, мокрую и грязную нижнюю одежду. Тот, кто носит старую и грязную одежду, считается обнажённым. Тот, кто носит короткую одежду, также считается обнажённым. Тот, кто носит одежду в 2 раза больше его размера, также считается голым. Тот, кто носит красную одежду, считается неодетым. Тот, кто носит шитую одежду, замасляную, подогнутую в 2-х местах и одежду без чадара, точно так же как тот, кто не носит никакой одежды, считается обнажёнными.
149-150
Такие голые люди неспособны совершеть ритуальные церемонии, описанные в Ведах и Смрти. Если по ошибке они делают это, то их деградация неизбежна. Что бы они ни делали - всё это будет только бесполезный труд. Их так называемая религиозная деятельность – просто помощь демонам. Человек должен поддерживать чистоту, молчание, самоконтроль и правильно одеваться, совершая огненные жертвоприношения, повторяя мантры, соблюдая посты или совершая церемонию шраддха. Совершая всю эту деятельность, человек должен быть всегда одет в чистую, свежую одежду.
151
(Гобхила говорит)
Запрещается одевать одну и ту же одежду, в которой едят и поклоняются Господу.
152
(В Траилокйасаммохана-панчаратре говорится)
Человек должен всегда носить белые одежды и никогда не носить красные.
153-154
(Мудрец Ангира сказал)
Шерсть и одежда из овечьей шерсти должны быть очищены воздухом, огнём, солнечным или лунным светом. Если одеяла, сделанного из овечьей шерсти, коснулось семя, или мёртвое тело, то оно не оскверняется. Одежда, сделанная из овечьей шерсти, - хоть и рваная, горелая или заплатанная, - всегда остаётся чистой. Это обязанность людей совершать церемонию шраддха, нося одежду из овечьей шерсти. Если человек поступает так, то его церемония шраддха считается равной шраддхе, совершённой в Гае. Совершающий её, обретает неисчерпаемое благочестие благодаря удовлетворению предков.
155-156
О царь, человек не должен носить рваной одежды, которая была заплатана ткачём, во время служения Верховному Господу. Человек должен также избегать носить горелую или рваную одежду, использованную кем-то еще. Нестиранная одежда считается такой же нечистой как испражнения вороны. Одежда, стираемая прачкой, также считается нечистой.
157
Одежда, поеденная насекомыми, одежда, в которой однажды испражнялись и мочились, и одежда, которую носил человек во время занятия сексом, должна быть отвергнута при служении Господу.
158-160
О царь, одежда, сделаннная из овечьей шерсти, всегда чиста. Она может быть использована для любых целей, включая подношения предкам, поклонение Божеству в храме и совершение всех видов мирской деятельности. Стираная, или нестираная, жжёная, рваная, стираная прачкой, или если её касались семя, моча или кровь – она считается чистой. Дед вселенной, Брахма, сотворил 4 вещи, которые никогда не становятся нечистыми: огонь, одежда из овечьей шерсти, брахмана и трава куша.
161
(Также говорится)
Человек должен всегда использовать чистые, белые дхоти и чадар, нерваные и в хорошем состоянии. После того, как человек одел их, он должен сесть на асану и совершить ачаман.
162-163
(Очищение сидения)
(Вахаврчапаришишта)
Асана санньяси должна быть белая и по форме похожая на черепаху. Для членов других ашрамов место для сидения должно быть квадратным, шириной в 4 фута. Разумные люди избегают использования асан из  коровьего навоза, глины, дерева палаша, дерева пипал и железа.
164-165
(процесс сидения на асане)
(в той же книге говорится)
В процессе раздачи милостыни, совершения ачамана, совершения огненного жертвоприношения, поклонения Божеству, цитирования Вед и приношения подношений предкам человек не должен становиться на колени или вставать двумя стопами на асану, когда сидит на ней.
166-167
После этого он должен правильно сесть, касаясь двумя стопами земли, и затем отметить своё тело тилакой гопи-чанданой после совершения ачамана. (Хотя обычное правило — ставить тилаку перед совершением ачамана; но поскольку нужно иметь тилаку для совершения пуджи — ачаман должен быть совершён вначале). После всего этого он должен нанести на всё своё тело сандаловую пасту, которую использовали в служении лотосным стопам Господа.
168
(В Брахма-пуране Верховный Господь сказал)
О Брахма, явившийся на цветке лотоса, чтобы достичь высшего уровня очищения, человек должен всегда украшать своё тело сандаловой пастой, которая была предложена шалаграма-шиле.
169
После использования сандалового дерева, Вайшнав должен отметить свой лоб и другие части своего тела тилакой, повторяя 12 имён Верховного Господа, начиная с Кешавы.
170-173
(В Уттара-кханде Падма-пураны говорится)
Когда человек отмечает свой лоб тилакой, он должен помнить Кешаву. Когда он отмечает нижнюю часть живота, то должен помнить Нарайану. Когда он отмечает грудь, то должен помнить Мадхаву, и когда отмечает шею, должен помнить Говинду. Господа Вишну надо помнить, отмечая тилакой правую сторону живота, и Мадхусудану нужно помнить, отмечая тилаку на правой руке. Тривикраму нужно вспоминать, отмечая правое плечо, и Ваману, отмечая левый бок. Шридхару нужно помнить, отмечая левую руку, и Хришикешу, отмечая левое плечо. Падманабху и Дамодару нужно помнить, отмечая свою спину. В конце преданный должен взять немного воды в свою руку, чтобы смыть тилаку и полить её на макушку, повторяя Васудевайа намах.
174
(также говорится)
Сначала преданный должен ставить тилаку на лоб. Это правило. Затем он должен помещать тилаку так, как описано выше.
175
Отметив таким образом своё тело тилакой, в соответствии с правилами и предписаниями своей сампрадаи, преданный должен совершить кирита-мантру нйасу на своей голове, чтобы обрести все совершенства.
176
(кирита-мантра)
ом шрикирита-кейура-хара-макаракундала-чакра-шанкха-гада-падма-хаста питамбарадхара шриватсанкита-вакшах стхала шри бхумисахита-сватма джйотир диптикарайа сахасрадитйа теждасе намо намах
Я снова и снова предлагаю свои поклоны Верховной Личности Бога – украшенному короной, браслетами, ожерельем и серьгами в форме рыб. В своих руках Он держит раковину, диск, палицу и лотос. Он одет в сияющие жёлтые одежды, Его грудь отмечена знаком Шриватса, Он окружён Своими энергиями, Шридеви и Бхумидеви, Он ослепительно сияет, Его трансцендентное тело сияет как тысячи Солнц.
177
(Украшение своего тела тилакой – вечный процесс)
(В Падма пуране Верховный Господь говорит)
О брахмана, поклоняясь Мне утром и вечером, совершая жертвоприношение или просто для собственного благополучия и защиты, мой преданный должен отмечать своё тело тилакой каждый день. Благодаря этому человек избавляется от страха.
178
(Шри Нарада-муни сказал в той же книге)
Если человек совершает  жертвоприношение, даёт пожертвование, проходит аскезы, изучает Веды или предлагает подношения предкам без тилаки, то вся его деятельность считается бесполезной.
179-180
(Уттара-кханда той же книги)
Совершение любой деятельности, такой как поклонение Божеству, без тилаки – не принесёт ощутимых результатов. В этом нет сомнений. Знай точно, что человек, совершающий свои сандхйа ритуалы без использования тилаки, в действительности демоничен и скоро отправится в ад.
181
(также говорится)
Человек, носящий трёхлинейную тилаку вместо Вайшнавской тилаки – низший из людей. Поскольку он игнорирует правила нанесения тилаки на свое тело, которое есть обитель Господа Вишну, то, конечно, отправится жить в ад.
182
(Поэтому Шри Нарада Муни говорит в Падма-пуране)
Если человек не украшает своё тело тилакой, то он становится невидим, поскольку его тело нечисто как крематорий.
183
(В Уттара-кханде этой Пураны говорится)
Брахманы, следующие Ведическим принципам, должны украшать свои тела тилакой, сделанной из чистой белой глины. Искренний преданный никогда не должен ставить тилаку криво.
184-185
(Сканда-пурана говорит)
Человек не должен носить кривую тилаку, даже если он почти мёртв, не должен он и повторять другие святые имена, кроме имён Нарайаны. Вайшнав должен почитать остатки цветочной гирлянды Вишну, благовония и сандаловую пасту. Он должен носить Вайшнавскую тилаку, используя, если возможно, гопи-чандану.
186
(В Карттика-махатмье той же книги говорится)
Человек не должен смотреть на того, чей лоб не украшен Вайшнавской тилакой. Если это случилось, то он должен немедленно посмотреть на солнце. Господь Хари и Лакшми-деви пребывают внутри тилаки.
187-189
(также говорится)
Учёные люди должны знать, что шастры предписывают брахманам и преданным носить Вайшнавскую тилаку, тогда как другие могут носить 3-х линейную тилаку. Если человек видит или касается брахмана, носящего 3-х линейную тилаку (а не Вайшнавскую тилаку), то он должен немедленно омыться вместе с одеждой. Вайшнав не должен носить 3-х линейную тилаку, поскольку это вызывает недовольство Господа Хари.
190
(Поэтому в Уттара-кханде говорится)
Знаки тилаки, похожие на лист баньяна, лист бамбука и на бутон лотоса, — наиболее привлекательны.
191-192
(слава ношения тилаки)
(В Картика-прасанге, разделе Сканда-пураны говорится)
Человек, чей лоб украшен тилакой, сделанной из белой глины, чист, даже если он рождён в семье собакоедов. Такой человек очень быстро достигнет лотосных стоп Верховного Господа. Лакшми пребывает в тилаке, слава и освобождение, и Шри Хари лично пребывают в тилаке.
193
(Падма-пурана)
Нет сомнения, что человек, чей лоб украшен тилакой, сделанной из глины, - чистая душа и достоин поклонения, даже если рождён в семье собакоедов.
194-195
(Из беседы Шивы и Парвати, Уттара-кханда той же книги)
Прекрасное место между 2-мя параллельными линиями тилаки – обитель Шри Лакшми и Шри Джанарданы, Господина Господ. Человек должен точно знать, что тело, украшенное тилакой, - это священный храм Верховного Господа.
196
Брахмана, носящий тилаку, становится поклоняем на Сурьялоке. Он сядет в небесный корабль и затем отправится в высшую обитель Господа Вишну.
197-200
Просто увидев брахмана, украшенного тилакой, человек освобождается от всех греховных реакций. Просто вспоминая имя такого человека с преданностью, человек обретает результат от раздачи всех видов милостыни. Предки того человека, который во время церемонии шраддха кормит брахмана, украшенного тилакой, становятся полностью удовлетворёнными на миллион кальп. Нет в этом сомнений. Тот, кто совершает церемонию шраддха после нанесения тилаки, будет жить на Вайкунтхе в течение тысячи кальп. Любая деятельность, включая совершение жертвоприношений, раздачу милостыни, совершение аскез или воспевание мантр, совершаемая после украшения тела тилакой, несомненно, принесет в результате безграничное благочестие.
201
(В Брахманда-пуране говорится)
Если человек нечист, болен и занят греховной деятельностью, но в уме украшает своё тело тилакой, то он всегда будет чист.
202
(В той же книге Верховный Господь сказал)
Даже если человек, который украшает своё тело тилакой, родился в семье собакоедов или оставил своё материальное тело не в святом месте, он отправится на небесном корабле в Мою трансцендентную обитель, где будет наслаждаться вечной блаженной жизнью.
203
Я лично освобожу из адского состояния 12 поколений семьи того человека, в чьём доме такая удачливая душа (как описано в предыдущем стихе) принимала обед.
204
(Процесс нанесения тилаки)
(В Брахманда-пуране говорится)
Человек должен украшать свой лоб тилакой, смотря на отражение в зеркале, или в воде, но он никогда не должен касаться тилаки своими ногтями.
205-206
Знак тилаки  5 дюймов длиной – уттама. Если 4,5 – мадхйама, а около 4-х – каништха. Человек должен нанести тилаку в соответствии с правилами, но он должен быть очень осторожным, чтобы не использовать свои ногти, ставя тилаку.
207
(В Падма-пуране, Уттара-кханды говорится)
Наиболее удачливые преданные Господа Хари должны украшать свои тела тилакой, похожей на лотосные стопы Господа, оставляя пространство между двумя линиями.
208-212
В соответствии с мнением учёных, чёрная тилака даёт уму умиротворение; красная помогает контролировать других; жёлтая даёт богатство и белая даёт благополучие и освобождение.
Круглая тилака, кривая, тилака без пространства между двумя линиями, короткая тилака, или очень длинная тилака, тонкая тилака, грязная, тилака с соединёнными верхними концами, тилака в запрещённом месте, старая и грязная тилака, тилака с плохим запахом, тилака, поставленная левой рукой, и тилака, поставленная не тем пальцем, каким предписано, - все они бесполезны.
213
(Оставление пространства между 2-мя параллельными линиями во время нанесения тилаки  вечно)
(Падма-пурана, Уттара-кханда)
Человек из семьи дваждырождённого, который упал со своего возвышенного положения и ставит тилаку, не сохраняя никакого пространства между 2-мя параллельными линиями, несомненно, отвергается Шри Хари и Лакшми-деви, живущими внутри этого пространства.
214-215
Если дваждырождённый падает, используя тилаку без пространства между двумя параллельными линиями, то считается, что он держит на своём лбу ноги собаки. Поэтому, о прекрасная, брахманы и женщины должны всегда украшать свои лбы тилакой, состоящей из 2-х параллельных линий, между которыми имеется пространство.
216-217
(Украшение своего тела тилакой – это символ храма Господа Хари)
Тилака, начинающаяся от носа и доходящая до волос на голове с прекрасным пространством  между линиями, считается храмом Господа Хари. Господь Брахма обитает с левой стороны, Садашива – с правой и Господь Вишну — в центре тилаки. Человек не должен ничего рисовать внутри тилаки.
 218-219
(Из дискуссии о севапарадхе в Ваю-пуране)
Следующие люди совершают сева-апарадху: те, кто заняты в поклонении Шри Хари, не отметив сначала своё тело тилакой. Те, кто ставит круглую тилаку. Те, кто использует тилаку из пепла. Те, кто ставит её в неправильном месте и те, кто не украшает своё тело знаками раковины, диска и другими благоприятными символами.
220
(В Хираньякешие, разделе Яджур-веды, говорится)
Тот, кто украшает своё тело рисунком лотосных стоп, очень дорог Господу и считается самым благочестивым. Тот, кто носит тилаку с пространством между 2-мя параллельными линиями, несомненно, достигает освобождения.
221
(регуляции касательно пальцев, используемых при нанесении тилаки)
(В Смрти говорится)
Нанесение тилаки безымянным пальцем дарует достижение цели человека, использование среднего пальца дарует длинную жизнь, использование мизинца дарует здоровье и использование большого – освобождение.
222-226
(В Падма-пуране Уттара-кханде говорится)
Преданный может собрать глину для тилаки с вершины холма, с берега реки, с корня дерева билва, со дна резервуара с водой, с берега океана, из муравейника и особенно со святого места, связанного с Господом Хари.
Человек может собирать глину для тилаки с места, где протекала вода, которой омыли Господа Вишну. Преданный должен собрать глину с холма Венката, Шри Рангама, Курма-кшетры, Двараки, Прайага, Нрисимха-кшетры, Вараха-кшетры, или из Вриндавана, и затем смешать её с водой, которой омывали лотосные стопы Господа Вишну. Используя эту глину, человек должен украсить своё тело тилакой и встать перед Господом. Он может также собрать глину с трансцендентной обители Господа Хари.
227
(Слава гопи-чанданы)
(Шри Нарада сказал в Падма-пуране)
Любой, будь он даже убийца брахмана, убийца коровы, сухой спекулятор или тот, кто осквернён всеми видами греховной деятельности, может сразу очиститься просто прикосновением к тилаке, сделанной из гопи-чанданы.
228
Человек, который дарит кусочек гопи-чанданы вайшнаву, освобождает 100 поколений своих предков.
229-230
(Шри Дхрува сказал в Сканда-пуране)
Если ты видишь человека, украшенного тилакой, нарисованной в виде раковины или чакры, у кого туласи-манджари на голове, чьё тело умащено гопи-чанданой – то почему же ты тогда боишься греховных реакций? Тот, у кого в доме есть пять вещей: гопи-чандана, туласи, раковина, дварака-шила и шалаграма-шила - может не бояться греховных реакций.
231
(Шри Ямараджа сказал в Каши-кханде)
Аромат гопи-чанданы не может сравниться даже с ароматом цветов в саду Нандана-канана. Её цвет, консистенция и чистота ни с чем не сравнимы.
232
(Слава использования тилаки из гопи-чанданы)
(Шри Нарада-муни сказал в Гаруда-пуране)
Тот, кто украшает свой лоб тилакой из Двараки каждый день, получает в миллион раз большее благо от той деятельности, которую совершает.
233
Человек, который занят различной благочестивой деятельностью после украшения своего лба тилакой гопи-чанданы, получает безграничные результаты, даже если он совершает эту деятельность с ошибками, неправильно произносит мантры, совершая её, не имеет веры в деятельность, которую совершает или совершает её в неправильное время.
234-235
О Гаруда! Благочестие у брахмана, достигаемое посещением Праяга во время полнолуния в месяц Магха, или благодаря посещению Курукшетры во время Солнечного затмения, может быть достигнуто, если он каждый день просто украшает свой лоб прекрасной тилакой, используя гопи-чандану. Такие личности становятся способны подняться в обитель Господа Вишну. Шри Хари, убийца Камсы, обитает в тех домах, кто держит гопи-чандану для тилаки.
236-237
Тот, кто регулярно украшает свой лоб тилакой из Двараки, которая уничтожает осквернение Кали, которая всегда чиста и состоит из святых имён Господа Хари, никогда не увидит Ямараджа, даже будучи очень греховным человеком. Тот, чьи руки, лоб, грудь и голова украшены тилакой гопи-чанданы во время смерти, переносится в трансцендентную обитель Господа Вишну, даже если он убийца ребёнка, коровы или брахмана.
238
О самая прославленная птица (Гаруда), по милости Шри Хари, человек, который помещает тилаку на свой лоб гопи-чанданой, освобождается от всех несчастий из-за влияния планет, а также Ракшасов, Якшей, Пишачей, змей, привидений и демонов.
239
(Шри Гаутама сказал в Падма-пуране)
О Махараджа Амбариша, чтобы освободиться от всех греховных реакций, просто посмотри на того, чей лоб украшен тилакой, сделанной из гопи-чанданы.
240
(Шри Ямараджа сказал в Каши-кханде)
О посланцы, вы должны обходить на большом расстоянии — как пылающий огонь — тех личностей, чьи головы украшены тилакой гопи-чанданы.
241
Вайшнав должен украшать свой лоб прекрасной тилакой, сделанной из глины, собранной с основания дерева туласи.
242
(Прославление использования тилаки, сделанной из земли, взятой с основания дерева туласи)
Сейчас я приведу доказательство того, что преданный, который ставит тилаку из земли, взятой с основания деревца туласи, достигает освобождения от материального существования.
243
(Из беседы между Брахмой и Нарадой. Карттика-махатмйа, раздел Каши-кханды)
О Нарада, тот, чей лоб украшен тилакой, взятой с основания деревца туласи, не попадёт под влияние греховных реакций, даже если он совершает грех под давлением обстоятельств.
244
(В Гаруда-пуране говорится)
Простое созерцание преданного, привыкшего украшать свой лоб тилакой, сделанной из земли с основания дерева туласи, уничтожает греховные реакции, накопленные за последний год.
245-246
Человек должен украшать свой лоб тилакой, сделанной из гопи-чанданы и носить цветочную гирлянду, предложенную Господу. Преданный должен украшать свой лоб тремя видами тилаки. Преданный также должен украшать своё тело рисунками воплощений, таких как Матсйа и Курма, так же как и символами, представляющими оружие Господа, такое как чакра, чтобы удовлетворить Его.
247
(Украшение своего тела благоприятными рисунками вечно)
(В смрити говорится)
Преданный должен поклоняться Шри Хари после украшения своих рук рисунками раковины и диска. Если он не делает этого, то его поклонение Верховному Господу считается неполным.
248
(В Адитйа-пуране говорится)
Если падший брахман не украшает своё тело тилакой, также как и знаками раковины и диска, то царь должен посадить его на спину осла и выгнать из государства.
249
(Верховный Господь сказал в Гаруда-пуране)
Только тот человек, который очищен от грехов, квалифицирован совершать религиозную деятельность. Он может очиститься, просто украсив своё тело изображением Моего оружия, такого как диск.
250
(В Падма-пуране, Уттара-кханды, говорится)
Если брахмана не украшает своё тело знаками раковины и диска, которые очень дороги Шри Хари, то он падает со своего положения и отправляется по пути в ад.
251
(В Катхе, разделе Яджур-веды говорится)
Великие личности, которые после использования тилаки, медитируют на Верховного Господа, держащего чакру в своей руке, Верховную Абсолютную Истину, величайшего из великих и восседающего в сердцах своих преданных, несомненно, очищаются.
252
(Атхарва-веда)
Удачливый преданный, который всю свою жизнь украшал своё тело тилакой и рисунками, такими как чакра, несомненно, достигает высшей обители Господа, своей конечной цели.
253
(Поэтому в Падма-пуране утверждается)
Тот, кто избегает оказывать почтения преданному, чьё тело украшено изображениями оружий Господа Кришны, теряет благочестие, которое он мог накопить за последние 12 лет.
254
(Слава украшения своего тела благоприятными знаками)
(Из беседы Санат-кумара и Маркандеи. Сканда-пурана)
Преданный Вишну, чьё тело украшено изображениями раковины, диска и других благоприятных символов, несомненно, достигает верховной обители Господа, которой не касается огонь разрушения.
255-256
(В той же книге говорится)
Человек, чьё тело украшено рисунками оружия Господа Вишну, может не бояться гнева Ямараджи, даже если он миллион раз совершал греховною деятельность. Результат, достижимый раздачей множества миллионов коров в дар в святом месте, Шанкходваре, даруется преданному, рисующему символ раковины на своей левой руке.
257-259
Результата от получения даршана лотосоокого Шри Хари в святом месте Пушкаре можно достигнуть, просто рисуя глиной цветок лотоса (выше раковины) и украшая таким образом своё тело. В этот век Кали Господь Гададхара дарует преданному, украшающему свою левую руку изображением палицы, благо, равное посещению святого места, Гаи. Результат, достижимый получением даршана Кришны около Чакрасвами, в святом месте, Анандапуре, может быть достигнут просто рисованием диска ниже палицы на своём теле.
260-262
(Верховный Господь сказал)
О лучший из полубогов, знай точно, что я вхожу в сердца тех преданных, которые в век Кали украшают свои тела изображением Моих воплощений, таких как Матсйа и Курма, используя глину, взятую из Моей обители Двараки. Человек, который в действительности желает себе блага, не должен проводить различий между Мной и такими преданными. Те, кто носит изображения Моих инкарнаций на своём теле, — не обычные человеческие существа; они находятся на том же уровне, что и Мои инкарнации.
263-265
В век Кали греховная деятельность преданного, чьё тело украшено изображением Моих оружий, трансформируется в благочестивую деятельность. В действительности, Моя духовная потенция входит в тело преданного, украшенное изображениями Моих воплощений, таких как Матсйа и Курма. Человек, который украшает своё тело благоприятными знаками, такими как раковина, цветок лотоса, палица, диск, рыба или черепаха, накапливает благочестие так долго, сколько эти знаки остаются видимыми, и греховные реакции, накопленные им за 100 жизней, стираются.
266
(В беседе между Брахмой и Нарадой из той же книги)
Никто, даже полубоги и демоны, не могут противостоять могуществу знаков оружия Кришны. В действительности, привидения, духи, враги и демоны не способны даже взглянуть на преданного, чьё тело украшено этими символами.
267
Лакшми, Сарасвати, Дурга, Савитри и Радхика, которые очень дороги Шри Хари, постоянно пребывают в теле человека, который украшает себя изображением раковины.
268-271
Святые места, такие как Ганга, Гая, Курукшетра, Прайага и Пушкара постоянно пребывают в теле преданного, который постоянно украшает себя рисунками цветка лотоса. Знай точно, что слияние Ганги, Ямуны и Сарасвати присутствует в левой руке преданного, украшенной знаком палицы. Если левая рука преданного украшена палицей, и диск изображен под палицей, то нужно понять, что Шри Кришна и все три мира присутствуют здесь. В теле преданного, который украшает себя изображением Сударшана-чакры, три священных огня, трое контролирующих божеств гун материальной природы и три шага Господа Вишну всегда присутствуют.
272-274
(также говорится)
Преданный, чьи руки украшены нарайани-мудрой и рисунками оружий Кришны, квалифицирован подняться на высшие планеты. Знай точно, что такой преданный так же хорош, как Индра. Любая религиозная деятельность, такая как поклонение полубогам или предкам, так же как все виды постоянных и чрезвычайных обязанностей, приносят безграничные результаты, если совершаются после того, как человек украшает своё тело Шри Кришна-мудрой. Неблагоприятные положения звёзд и планет не могут причинить вреда преданному, чьи руки украшены мудрой, представленной контейнером из металла, на котором выгравирована 8-ми сложная Нарайана-мантра.
275-277
(В Вараха-пуране Санат-кумар говорит)
Какой смысл посещать Праяг преданному, который украшает своё тело символами оружия Господа Кришны, используя гопи-чандану? Шри Хари, Господь Вселенной, забирает все греховные реакции преданного, который украшает себя рисунком раковины Господа и другими подобными символами. Тот, чьё тело украшено знаками раковины, диска, палицы и цветка лотоса днём и ночью, считается неотличным от Господа Ачьюты.
278-279
В этот век Кали результаты благочестивой деятельности, которую накапливает человек, чьё тело украшено рисунками оружия Господа Нараяны, огромны как Гора Меру.
О брахмана, если человек совершает церемонию шраддха после украшения своего тела символами Господа, эта деятельность становится также прославлена, как совершение церемонии шраддха в Гае, хотя она может совершаться не полностью или с недостатками.
280
Как огонь сжигает дрова в пепел, раздуваемый ветром, также просто все греховные реакции человека, увидевшего знаки оружия Шри Кришны, украшающие тело преданного, превращаются в пепел.
281-282
(Из беседы Брахмы и Нарады из Брахма-пураны)
О Нарада, знай точно, что если в век Кали преданный Верховного Господа носит амулет из золота или серебра, на котором изображены лотосные стопы Шри Хари, 8-ми сложная мантра или символ раковины и другого оружия Господа , то он считается находящимся на уровне Прахлада. В этом нет сомнения.
283-284
(также говорится)
О Нарада, Верховный Господь, Кешава, также как и предки, принимают пищу, предложенную им в доме брахмана, чьё тело украшено знаком раковины. Даже если преданный, чьё тело украшено символами оружия Кришны, умирает в крематории, он достигает результата смерти в Праяге.
285-286
В век Кали полубоги, возглавляемые Индрой, пребывают в теле человека, который всегда украшает себя знаками оружия Шри Кришны. Если такой человек, украшенный таким образом, занят в поклонении Шри Хари, то Господь, конечно, прощает тысячи его оскорблений.
287-288
Преданный, который украшает своё тело знаками оружия Кришны, используя деревянный штамп, несомненно, выдающийся Вайшнав. Даже если он разговаривает с атеистами, падшими душами и теми, кто не следует Ведическому пути, – он не подвергается никаким греховным реакциям.
289-291
(также говорится)
Любой, будь то демон или полубог, кто носит металлический амулет с изображением лотоса и 8-ми сложной мантры, считается достойным поклонения. В Сатья-югу, Прахлада и позднее Вибхишана, Бали, Дхрува, Шукадева и другие великие личности, носили Нарайани-мудру. Поклоняясь Господу Кешаве после украшения своих тел знаками раковины и другого оружия Господа Кришны, выдающиеся преданные, такие как Мандхата, Амбариша и Марканда достигли конечной цели жизни.
292
(Также говорится)
Шри Хари пребывает в теле преданного, украшенного изображениями раковины Господа, Его лотоса, диска и палицы, нарисованных гопи-чанданой.
293-294
(В этой связи Шри Санат-кумара сказал)
Брахман, чьё тело украшено нарайани-мудрой и знаками раковины и другими символами Господа, также как и с фруктом амлаки, чётками туласи и 12-ти сложной мантрой, почитается мной как равный мне.
295-296
(также говорится)
Греховные реакции не могут войти в тело человека, чьё тело украшено знаками раковины и другими символами оружия Господа, также как и Нараяни-мудрой. Рисунки оружия Господа также хороши как любая Вайшнава кавача для получения защиты. В этот век Кали брахманы, украшающие свои тела этими благоприятными знаками, становятся квалифицированы проклинать или благословлять других.
297-299
(Процесс украшения своего тела благоприятными знаками)
(В Гаутамья-тантре говорится)
Человек должен рисовать чакру своей правой рукой, раковину — обеими руками и палицу с диском под ней — своей левой рукой. Он должен рисовать трезубец на своей груди и лук со стрелами на голове. Вайшнава должен сначала нарисовать на своём теле эти 5 оружий и затем украсить свою правую руку изображением Матсьи, а левую – Курмы.
300
(в этой связи говорится)
Брахмана должен украшать свою правую руку знаком Сударшана-чакры, Господа Матсьи и цветком лотоса. Он должен украшать свою левую руку изображением раковины, цветка лотоса и палицы.
301-302
В соответствии с правилами в сампрадае и также в соответствии со своим вкусом, преданный должен украшать своё тело знаками раковины, диска, и другого оружия Господа. Он должен украшать своё тело символами своего поклоняемого Господа.
303
Насколько возможно, он должен совмещать рисунки раковины и диска вместе, один поверх другого.
304
Учёные люди должны украшать своё тело каждый день знаками оружия Господа Кришны, используя гопи-чандану. Тем не менее, на Шаяна-двадаши и Уттхана-экадаши человек должен носить металлический амулет после прокаливания его в огне.
305-306
(Характеристики чакры и другого оружия)
Чакра состоит из 12-ти спиц, 6-ти внутренних втулок, и 3-х внешних кругов. Говорится, что раковина Шри Хари вращается по часовой стрелке. Учёные мудрецы принимают образ палицы и лотоса Господа так, как они видны в этом мире. Амулеты могут быть сделаны из металла и штампы со святыми именами Господа Рамы и Кришны, 8-ми сложной или 5-сложной мантрами.
307-308
(Слава ношения гирлянды от Господа)
После этого он должен украсить себя, надев цветочную гирлянду, предложенную Господу Кришне, также как и гирлянду из листьев туласи, лотосных семян, дерева туласи, или плода амалаки. В соответствии со вкусом человека, он может украсить свою голову, уши, руки и запястья украшениями, сделанными из дерева туласи.
309-310
(процедура ношения гирлянды из цветов)
(Сканда-пурана)
Тот, кто делает бусы туласи, предлагает  их Шри Хари и затем помещает на своё тело, - лучший среди Вайшнавов. Тем не менее, если кто-то носит бусы, не предложив их сначала Господу, непременно отправляется в ад.
311-312
После изготовления бус туласи преданный должен очистить их, омыв панча-гавьей, 5-ю субстанциями от коровы. Затем он должен повторить на бусах туласи мула-мантру и Гаятри-мантру 8 раз. После этого он должен поклоняться бусам, повторяя следующую мантру и предлагая благовоние:
туласи каштха валлабха вишнор
мале кршна джанаприйе
вибхарми твамахам кантхе
куру мам кршнаваллабхам
«О ты, дорогая Шри Кришне! О бусы туласи, я помещаю Вас на свою шею. Пожалуйста, сделайте меня дорогим Шри Хари».
313
йатха твам валлабха вишнор
нитйам вишнуджанаприйа
татха мам куру девеши
нитйам вишну джанаприйам
«О дорогая Шри Хари! Как ты дорога Шри Кришне, и все преданные Кришны оказывают тебе почтение, таким же образом, милостиво позволь мне стать вечно дорогим Господу».
314
Вербальный корень ла указывает на милость. О ты, дорогая Шри Кришне, поскольку ты даровала мне возможность общаться с преданными Кришны, к тебе обращаются как мала или нить бусинок.
315
В соответствии с правилами поведения Вайшнав должен сначала молиться бусам из туласи и затем предложить их Шри Кришне до того, как надел на шею. Поступая так он становится квалифицирован войти в царство Шри Вишну.
316
(Украшение тела нитью бус – вечно)
(В Карттика-прасанге, разделе Сканда-Пураны говорится)
Преданный, который не носит ожерелье из плодов амалаки, не может называться Вайшнавом, даже если он и занят поклонением Господу Вишну.
317
(Гаруда-пурана)
Человек, который не носит кантхи-малы, и тот, кто греховен и любит сухие спекуляции, будет сожжён огнём гнева Шри Хари и отправится в ад.
318
(Поэтому в Сканда-пуране говорится)
Человек не должен избегать ношения бус туласи и, особенно, бус амалаки. Эта практика уничтожает греховные реакции и награждает человека религиозностью, экономическим благополучием и чувственным удовлетворением.
319
(Слава ношения гирлянды туласи)
(Агастья-самхита)
Поклонение Верховному Господу и совершение других ритуальных действий после того, как человек надевает гирлянду из туласи, предложенную Господу, приводит к достижению безграничных результатов.
320
(В Нарада-пуране говорится)
Вайшнавы, носящие гирлянду туласи или гирлянду из семян лотоса, предложенных Божеству, чьи лбы украшены тилакой, и чьи руки украшены знаками раковины, диска и других благоприятных знаков, могут очитить весь мир.
321
(также говорится)
Я жажду стать слугой того человека, чьи руки украшены знаками оружия Шри Хари, чья речь посвящена прославлению Святого имени, качеств и игр Верховного Господа, Шри Хари; чей лоб украшает прекрасная тилака и того, кто носит гирлянду из семян лотоса.
322
(В Вишну-дхармоттаре Верховный Господь сказал)
Нет сомнения, что человек, носящий кантхи-малы из туласи, будь он благочестивый или греховный, в конце концов обретёт прибежище во Мне.
323-325
(Сканда-пурана)
Преданный, украшенный гирляндой из фрукта дхатри и ожерельем туласи, - наивысший вайшнав. Тот, кто почитает остатки листьев, предложенных Господу Вишну, становится объектом поклонения полубогов и что говорить о тех, кто служит Господу 24 часа в день? Гирлянда из листьев туласи и амалаки дарует освобождение даже самым греховным людям.
326
(В Карттика-прасанге, Сканда-пуране говорится)
Тот, кто занят в поклонении Шри Джанардане, нося кантхи-малы из туласи, накапливает благочестие от раздачи 10 000 коров с каждым предложением цветов.
327-328
Шри Хари счастливо пребывает в теле преданного, который украшает свою шею ожерельем, сделанным из фрукта амалаки. В век Кали человек отправляется в обитель Господа Хари на столько тысяч лет, сколько раз его бусы амалаки касались волос на теле.
329-330
В век Кали человек становится квалифицирован жить на Вайкунтхе столько тысяч лет, сколько дней он держал бусы из амалаки вокруг своей шеи. Человек, который всегда носит бусы из плодов дхатри и туласи на шее, становится способен жить на высших планетах миллионы кальп.
331-333
(Шри Маркандея сказал в Гаруда-пуране)
Человек, который одевает гирлянду из листьев туласи, предложенную Шри Кришне, получает результат от совершения 10-ти жертвоприношений коня за каждый листик в этой гирлянде. Человек, который постоянно носит туласи кантхи-малы обретает результат от проживания в Двараке. Нося гирлянду из туласи, предложенную Божеству, человек освобождается от греховных реакций. Шри Кришна становится им  удовлетворён.
334-335
Нет необходимости совершать покаяние для человека, носящего туласи кантхи-малы. Фактически, он не оскверняется ни на одной из стадий своей жизни. Шри Хари пребывает в теле человека, на шее и руках которого находятся украшения, сделанные из туласи.
337-338
Просто видя туласи кантхи-малы на шее человека, Ямадуты убегают от него подальше. Человек, путешествующий повсюду с туласи кантхи-малами, больше не боится несчастных случаев, плохих снов или оружия.
339-340
(Процедура поклонения Господу дома)
После украшения себя так, как было описано выше (нося туласи кантхи-малы), преданный должен воспевать мантры и поклоняться Господу. Он должен предложить полубогам подношения водой, которой омыли лотосные стопы Шри Хари. Украшение своей головы цветочными гирляндами, предложенными Господу, и предложение подношения предкам и полубогам водой, которая омыла лотосные стопы Господа Вишну, считаются равно благочестивыми для Вайшнавов.
341
(Мудрец Васиштха сказал о ритуалах сандхйа)
Совершая дома ритуалы сандхйа, человек получает полное благо. Совершая их на поле, он получает благо в 10 раз больше; стоя в реке – в 100 раз больше; стоя перед Шри Хари – безграничное благо.
342
(Поклонение духовному учителю)
Перед началом поклонения Шри Кришне преданный должен почтить своего духовного учителя, предложив ему поклоны, и затем поклоняться ему с верой и преданностью.
343
(В Смрти-Махарнаве говорится)
Это неправильно идти к царю, духовному учителю или доктору с пустыми руками. Подобно этому неправильно встречать своих сыновей, учеников или слуг с подарками в руках.
344
(Верховный Господь лично сказал)
Сначала преданный должен поклоняться своему духовному учителю и затем предложить поклонение Мне. Только таким путём можно обрести совершенство. Если кто-то избегает этого правила, то он не получит ничего ощутимого даже огромными усилиями.
345
(Шри Нарада сказал)
Человек, который поклоняется кому-то перед своим духовным учителем, встретится с большими трудностями в своей жизни, и его поклонение не принесёт особо ощутимых результатов.
346
(Слава духовного учителя)
(Шветашватара Упанишад 6.23)
Только тем великим душам, которые обладают непоколебимой верой в Господа и духовного учителя,  автоматически открывается смысл Ведического знания.
347
(В Шримад-Бхагаватам 11.17.27 Верховный Господь сказал)
Человек должен знать, что ачарья – это Я сам, и всегда оказывать ему почтение. Он не должен завидовать ему и думать о нём как об обычном человеке, поскольку он представитель всех полубогов.
348
(Шримад-Бхагаватам 10.80.34)
Я, душа всех живущих, не так удовлетворён ритуальным поклонением, брахманической инициацией, аскезами или самодисциплиной, как преданным служением, предлагаемым человеком своему духовному учителю.
349
(Шри Нарада сказал в Шримад-Бхагаватам 7.15.26)
Духовный учитель должен рассматриваться наравне с Верховным Господом, поскольку он даёт духовное знание для просветления. Поэтому для того, кто поддерживает материальную концепцию, что духовный учитель – обычный человек, всё потеряно. Его просвещение, изучение Вед и знание подобны купанию слона.
350
(Также говорится)
Полубоги думают, что ученик обретёт беспримесное преданное служение Господу Вишну, служа своему духовному учителю с любовью и преданностью, и в то же время будет игнорировать их, поэтому они пытаются помешать ему.
351-352
(В Ману-смрти говорится)
Невежественный человек называется ребёнком, и человек, который инициирует его в повторение мантры, считается его отцом. Учёные люди говорят, что кто-то может отвергать знание как ребёнок, а тот, кто просвещает других, давая им мантры, подобен отцу. Духовный учитель это Брахма, он – Вишну, Он – Шива и духовный учитель есть представитель Верховного Господа. Поэтому человек должен с верой и неподдельной преданностью поклоняться духовному учителю.
353
(Брахма говорит в Вамана-калпе)
Мантры неотличны от духовного учителя, и духовный учитель неотличен от Шри Хари. Верховный Господь, Шри Хари, становится доволен учеником, пытающимся удовлетворить своего духовного учителя. Человек не должен сидеть на том же  уровне, что и его духовный учитель, и не выше Него.
354
(В Вишну-рахасье говорится)
Поэтому, постоянно поклоняясь духовному учителю с любовью и преданностью, в соответствии с правилами и предписаниями, считая Его неотличным от Верховного Господа, преданный обретает плод освобождения.
355-356
(В соответствии с Шри Харишчандрой, как говорится в Вишну-дхармоттаре и Шримад-Бхагаватам)
Служение духовному учителю – высший религиозный принцип. Нет дхармы превыше этой. Будучи твёрдым в преданном служении духовному учителю, ученик становится способен победить своих врагов в форме вожделения, гнева и жадности.
357
(Падма-пурана)
О наилучший из вайшйев, тот, кто постоянно поклоняется духовному учителю, считая Его выше даже своего отца, становится почитаемым гостем в обители Брахмы.
358
(В молитве Девахути находим следующее утверждение)
Если я имею хоть немного любви и преданности к моему духовному учителю, какая у меня есть к Верховному Господу, Хари, то благодаря силе этого благочестия пусть Господь милостиво одарит меня своим даршаном.
359
(Адитйа-пурана)
Конечно же, духовный учитель неотличен от Господа Джанарданы, учёный он или нет в соответствии с мнением общества. Духовный учитель – единственная цель жизни искреннего ученика, если он находится в правильном положении и не сбит с пути.
360
(также говорится)
Если Господь Хари кем-то неудовлетворён, то духовный учитель всё же может защитить его, но если духовный учитель кем-то неудовлетворён, то никто не сможет его защитить. Поэтому любыми способами нужно пытаться удовлетворить своего духовного учителя.
361
(В Брахма-ваиварта-пуране говорится)
Человек должен всегда оказывать почтение своему духовному учителю, поклоняться ему и приглашать к себе домой, даже если духовный учитель бьёт его, проклинает, противостоит ему или гневается на него. (Слово гуравах множественное, говорящее, что может быть много духовных учителей, как описано в Курма-пуране: учитель Ведической литературы, отец, страший брат, царь, дядя по матери, тесть, тот, кто повторяет Пураны, дед, тот, кто выше по варне, и дядя по отцу – все они относятся к старшим, почитаемым духовным учителям).
362
То рождение прославленно, тот день прославлен и тот момент священен, когда человек поклоняется своему духовному учителю с огромным почтением.
363-365
(также говорится)
Тот, кто отвергает авторитетного духовного учителя, приходящего от ученической преемственности, несомненно, наиболее неблагодарный. Когда такой человек умирает, то даже плотоядные животные и птицы отказываются есть его мясо. Тот, кто отвергает своего духовного учителя, автоматически отвергается Верховным Господом, Шри Хари. Как результат, его разум становится осквернён, и он начинает проявлять огромную гордость. Этот низкий среди глупцов после формального принятия духовного учителя, отвергает его из-за иллюзии. Такой человек, несомненно, будет страдать в адском положении миллионы кальп.
366
(результат отвержения духовного учителя)
(Нарада-панчаратра)
Тот, кто инициирован в повторение мантры не-Вайшнавом, будет страдать в аду. Поэтому такой человек должен быть инициирован ещё раз гуру-Вайшнавом в соответствии с описанным методом.
367-368
(результат служения духовному учителю с любовью и преданностью)
(Агастья-самхита)
О лучший из мудрецов, те низшие из людей и самые греховные, которые не повинуются приказам духовного учителя, не получат передышки от страданий в аду. В этой жизни они лишатся своих детей, друзей, жены и богатства.
369
Те, кто из-за невежества считают духовного учителя обычным человеком и так осмеливаются критиковать Его, примут тело свиньи на 100 рождений.
370-371
Всё благочестие человека, совершающего греховную деятельность в непокорном настроении по отношению к духовному учителю, превращается в грех. Поэтому разумный человек должен сначала поклоняться своему духовному учителю, почитая его неотличным от Шри Кришны. В действительности, он должен предлагать ему поклоны и поклоняться как минимум 3 раза в день.
372
(В связи с этим Шрила Вйасадева говорит в Курма-пуране)
Человек должен предлагать поклоны духовному учителю, падая ниц на землю перед ним и держаться за Его левую лотосную стопу своей правой рукой, а за правую лотосную стопу своей левой рукой.
373
После этого ученик должен получить разрешение от своего духовного учителя и оставить свою обувь перед входом в священный храм Шри Хари.
374
(В связи с этим Апастамбха говорит)
Человек должен оставить свою обувь перед входом в комнату, где содержат огонь для совершения жертвоприношения, перед коровником или комнатой, где живёт брахман или Божество. Он должен также оставлять обувь, повторяя мантры и кушая.
375
Прийдя во внутренний двор храма, нужно вымыть свои руки и стопы и затем дважды совершить ачаман.
376
(В связи с этим в Маркандея-пуране говорится)
Человек должен совершить ачаман как минимум дважды: перед поклонением Божеству, предлагая поклоны духовному учителю и почитая кришна-прасадам.

Так заканчивается перевод 4-й виласы Хари-бхакти-виласы.