Чары Ру >> Хари-бхакти-виласа >> виласа VI

Хари-бхакти-виласа - VI

1
Для блага тех, кто желает поклоняться Господу Кришне в Его привлекательной
форме, которая подобна фестивалю для обитателей Гокулы, сейчас будет
описан процесс поклонения по милости Шри Кришна Чайтаньи.
(Шалаграма-шила – это непосредственное проявление Господа и поэтому
считается лучшей формой для поклонения. Всё же, из-за экстраординарной
красоты и сладости, преданные привязаны к Его личной форме,
проявленной в форме Божества. Принимая это на рассмотрение, автор
сейчас опишет процедуру поклонения Божеству).
2
Существует два вида Божеств: самопроявленное Божество и установленное
Божество. Личное явление Шри Кришны – это самопроявленное Божество.
Когда Божество проявляется благодаря усилиям Своих преданных, оно
называется установленным.
3-6
(Падма-пурана, Уттара-кханда, Махадева говорит Парвати)
Слушай же сейчас внимательно, как Я поведаю тебе о поклонении Господу
Хари. Существует две категории форм Верховного Господа:
самопроявленные и установленные. Божество Господа Хари, сделанное из
глины, камня, дерева или металла, в которое призывалась жизнь,
согласно правилам и предписаниям смрти, шрути и тантр, — называется
установленной формой Верховного Господа. Когда Верховный Господь,
Шри Вишну, лично является в этот мир и пребывает в камне или в
деревянной форме, это относится к самопроявленной форме Господа.
Поскольку самопроявленная форма Господа очень редка в этом мире,
Вайшнавы должны надлежащим образом установить Божество и затем
продолжить поклонение Ему с верой и преданностью.
7
(Слава поклонения Божеству)
(Хари-бхакти-шуддходайа)
Поклоняясь Божеству Верховного Господа, преданный не только освобождает
всю свою семью, но также освобождает весь мир. Такое поклонение
приносит благо, равное благу от совершения огненных жертвоприношений. Божество
дарует поклоняющемуся то, что он желает, подобно древу желаний. В
результате, для него не остаётся ничего недостижимого.
8
(Омовение Божества и себя)
Человек должен омывать Божества, сделанные из камня или металла, водой, смешанной с ароматизатором и сандаловой пастой. Другие
Божества, сделанные из глины, дерева, нарисованные и т.д. должны быть
омыты воспеванием мула-мантр.
9-10
Человек должен коснуться сердца Божества и повторять Его поклоняемую
мантру 8 раз. Это поможет человеку очистить себя. Человек также может
очистить себя, достигнув умировторения. Существует 4 вида очищения – два
упомянуты в этом стихе, а два других — очищение параферналий и места — были описаны ранее).
11
Человек должен сбрызнуть водой на все предметы для поклонения, используя
цветок. После этого он должен поместить Божество на отдельную
платформу и омыть Его.
12-13
(В соответствии  с другим мнением)
Человек должен очистить цветы и необрушенный рис, повторяя мантры.
Человек должен также омыть Божество водой, смешанной с сандаловой
пастой. После очищения себя, он должен очистить алтарь. В этой связи
некоторые преданные рекомендуют, чтобы преданный очистил своё сердце
и мантру, которую он повторяет. Так, в соответствии с правилами и
предписаниями, лежащими в различных сампрадаях, существует в общей
сложности 6 видов очищения. Вайшнавы должны следовать всем этим
процедурам, не изменяя правил и предписаний своей сампрадайи.

14-15
(процесс поклонения священным знакам (пятнам))
Человек должен взять медную тарелку (или лист) и смазать её сандаловой
пастой. Затем он должен нарисовать четверо ворот в 4-х углах. После этого
он должен выгравировать или нарисовать 16-ти лепестковый цветок лотоса,
окружённый восемью лепестками. Лотос должен быть окружён тремя
кругами и иметь ствол. После приготовления янтры таким образом человек
должен правильно совершить поклонение.
16
На этой питхе, держа её слева от Господа, человек должен поклоняться своему
духовному учителю и ученической преемственности, обуви духовного
учителя, предшествующим Вайшнавам, таким как Нарада.
17
С правой стороны от Господа человек должен поклоняться Дурге, Ганеше и
Сарасвати. Это поклонение должно совершаться в соответствии с
процессом нйасы, как было описано ранее.
18-19
В центре питхи он должен поклоняться пракрти, адхарашакти, Курме, Ананте,
земле, океану молока, Шветадвипе, алтарю из драгоценных камней и
деревьям желаний. В четырёх углах нужно поклоняться дхарме, гйане,
ваирагье и аишварье.
Ещё раз, в центре питхи, человек должен поклоняться Ананте, Падме, Сурье,
Чандре, Агни, благости, страсти, невежеству, душе, Сверхдуше и
сознанию. Девяти энергиям, таким как Вимала, нужно поклоняться на 8–ми
лепестках. Затем он должен поклоняться 9-ти энергиям, Ануграхе.
На вершине янтры он должен повторять питха-янтру в дательном падеже,
вибрируя ом в начале и намах в конце. Например: ом адхарашакатай
намах, ом ам сурйамандалайа намах, ом сам саттвайа намах, и ом хрим
джнанатмане намах.
20-21
После этого он должен поместить Божество на питху, повторяя мула-мантру.
После этого он должен взять немного цветов в свою руку и, памятуя о
Верховном Господе, предложить их Божеству. Человек должен проделать
эту процедуру три раза, считая, что его поклоняемый Господь и его
Божество неотличны.
22-23
(процесс приглашения Господа)
Затем человек должен пригласить Господа, сидя со скрещенными ногами,
поскольку запрещено поклоняться Божеству, сидя с коленями, прижатыми к
груди. Человек должен пригласить Господа явиться в соответствующем
месте. Нет необходимости в таком приглашении или погружении в
поклонении шалаграма-шиле.
24-25
(поэтому говорится)
Хотя приглашение и погружение рекомендуются для поклонения Божеству,
приглашение и погружение не рекомендуются для поклонения шалаграма-
шиле. Присутствие Всепроникающего Верховного Господа не так
проявлено в Его различных обителях, таких как Солнце или Вайкунтха,
как в шалаграма-шиле.
26-27
(процедура приглашения Господа)
Учёные преданные должны сначала показать предписанные мудры для
приглашения Господа и затем совершить ритуалы, такие как авахана,
самстхапана, саннидхапана, санниродхана, сакаликарана, авагунтхана,
амтикарана и парамикарана, один за другим.
28-31
(смысл приглашения Господа)
(в Агамах говорится)
Приглашение Господа с преданностью, так что Он появляется перед
преданным, лицом к лицу, называется авахана. Установление Божества с
верой и преданностью называется самстхапана. Размышление: «О Господь,
я принадлежу Тебе», — называется саннидхапана. Вера в то, что Господь
присутствует, пока поклонение не завершено, называется санниродхана.
Проявление Его трансцендентной формы такой, как Он есть, называется сакаликарана.
Проявление сильного экстаза называется авагунтхана. Занятие всех частей
тела в служении Господу называется амртикарана, и удовлетворение
желаний Господа называется парамикарана.
32
(Слава приглашения Господа)
(Нарасимха-пурана)
Человек должен пригласить Господа, повторяя агаччха нарасимха: «О Господь
Нрсимха, пожалуйста, появись передо мной», — или другое подобное
приглашение, предлагая необрушенный рис и цветы. О управитель царей,
просто приглашая Господа таким образом, человек освобождается ото всех
греховных реакций.
33
Совершая вышеупомянутые процедуры, разумный преданный должен следовать
этикету, описанному в его сампрадайе. Он должен также совершить анга-
нйасу полубогов и показать различные мудры, такие как раковина и диск.
34
(В Таттва-сара говорится)
Сначала преданный должен совершить различные мудры, такие как авахана
мудра, и затем совершить анга-нйасу полубогам. После этого он должен
снова показать те же мудры.
35-40
(Касательно мудр в Агамах говорится)
Поклоняясь Господу Кришне, преданный, искусный в науке воспевания мантр,
должен сначала показать эти 8 мудр: авахани, стхапани, саннидхапани,
санниродхани, сакаликарани, авагунтхани, амртакарани и парамикарани.
Затем он должен показать шанкха, чакра, гада, падма, мусала, шарнга,
кхадга, паша, анкуша, гаруда, шриватса, каустубха, вену, абхайа, вара и
ванамала мудры. Он должен также показать билва мудру.
Позднее в своём поклонении преданный должен снова повторить показ этих 17-
ти мудр. Показывая эти мудры, преданный должен смазать свои ладони сандаловой пастой – иначе не будет успеха, и желаемый результат также не
будет достигнут.
41
(Слава мудр)
(В Агастйа-самхите говорится)
О лучшие из брахманов, преданный, который поклоняется Мне каждый день,
показывая 17 мудр, сбивает с толку даже разум Индры. Нет сомнений, что
он достигнет своей желаемой цели.
42
(Описывая билва-мудру, Крама-дипика утверждает)
Какие бы греховные реакции человек ни совершил своим телом, умом и речью,
со знанием и без знания, они будут уничтожены, если он знает искусство мудр.
Тот, кто хорошо знаком с наукой о мудрах, высоко почитаем даже в
обществе полубогов и обладает способностью держать каждого под
своим контролем.
43
(процесс предложения асаны)
После предложения цветов своему поклоняемому Господу три раза, преданный
должен также предложить цветы асане и пригласить Господа в
соответствии с правилами и предписаниями. (Мантры для повторения : шри
кршнайа асанам ниведайами, идам асанам атра сукхамасйатам, шри
кршна сахапарибарена свагатам кароши)
44-45
Учёный преданный должен показать 16 мудр, таких как падма и свастика,
предлагая различные предметы Господу, такие как асана. Он должен затем
предложить Господу падйу, аргхйу, ачаманйу, мадхупарку и пунарачаманйу,
в соответствии с правилами и предписаниями.
46-47
Поклоняясь Божеству, человек должен предложить авахану, асану, падйу,
аргхйу, ачаманйу, снану, ачаманйу, вастру, аманийу, упавиту, ачаманийу,
гандху, пушпу, дхупу, дипу, наиведйу и пунарачаманйу. Это должно
сопровождаться предложением поклонов и молитв. В итоге Божество
должно быть погружено (приглашено).
48-51
(также говорится)
Сначала он должен предложить цветы лотосным стопам Господа. Затем он
должен предложить падйу, аргхйу, ачаманйу и мадхупарку, одну за другой,
следуя правилам и предписаниям. Затем он должен применить
ароматическое масло к телу Божества и совершить Его полное омовение.
После омовения Божество должно быть хорошо одето. Затем он должен
поклоняться Божеству, предлагая Ему различные атрибуты поклонения.
Поклоняясь Божеству, он должен предложить аргхйу Его голове, падйу Его
лотосным стопам, ачаманйу Его рту три раза (после мадхупарки).
Некоторые преданные предлагают цветы Господу после каждого
предложения.
52
(Слава предложения асаны)
(Нрсимха-пурана)
Человек может легко освободиться от греховных реакций предложением
Господину господ  асаны, аргхйи, падьи и ачамана, следуя правилам и
предписаниям.
53-55
(Вишну-дхармоттара)
Предлагая Господу асану, человек обретает прибежище, куда бы он ни
отправился. Предлагая падйу, он обретает результат как от пожертвования
коровы.
О лучшие из брахманов, те, кто предлагает аргхйу и ачаманйу, освобождаются
от всех греховных реакций. Преданный, предлагающий Господу ачаман
водой из святого места паломничества, становится способен жить на
райских планетах после освобождения от всех грехов. Человек, который
предлагает пунарачаман Господу, будет сторониться осквернения от
греховной деятельности.
56
Просто предлагая Божеству мадхупарку, человек достигает высшего назначения
в своей жизни.
57
(Вишну-пурана)
О Брахмана, нет сомнения, что человек, который после приготовления
мадхупарки предписанным способом, предлагает её Мне – достигает Моей
высшей обители.
58
В этой связи преданный должен сначала попросить у Господа разрешения на
повторение, бхагаван снанабхумим аланкуру и затем предложить Ему обувь,
повторяя падуке неведайами намах. После этого он должен перенести
Божество на место для омовения, сопровождая это пением, танцами,
обмахиванием чамарой и держа зонтик над Его головой. Место для снаны
должно находиться в юго-восточном углу алтаря.
59
(процесс омовения Божества)
Учёный преданный должен затем предложить Господу асану, падью и ачаман,
как он делал это ранее, и затем показать амртикарани-мудру.
60
После этого он должен аккуратно переместить Верховного Господа в Его форме
шалаграма-шилы или Божества в сосуд для омовения.
61-62
(сосуд для омовения Божества)
(Сканда-пурана)
Человек, который омывает Господа Мадхусудану, поместив Его в медный
сосуд, за один раз обретает благо от омовения Господа в течение 100 лет.
Тот, кто поклоняется Господу Мадхаве с преданностью, помещая
Его на лист пиппала каждый день, обретает благо от пожертвования 10
тысяч цветов лотоса.
63-64
Если преданный омывает Господа Хари после того, как он установил Его на
лист банана, то Господь вместе с Лакшми, будут довольны им в течение 10
тысяч лет. Тот, кто хотя бы раз с преданностью увидел Господа Хари,
сидящего на листе лотоса, может обрести редчайшие благочестивые
заслуги.
65
После этого он должен совершить абхишеку Господа водой из раковины, звоня
в колокольчик. Это должно сопровождаться предложением благовоний и
воспеванием 18-ти сложной мантры.
66
Перед омовением Господа человек должен аккуратно и с преданностью
массажировать Его тело ароматическим маслом.
67-70
(ингредиенты для церемонии и слава массажа тела Господа)
(Сканда-пурана)
В соответствии с Брахмой, человек должен омыть Господа Хари, особенно на
Экадаши или в другие фестивальные дни, водой, смешанной с ароматными
цветами, такими как жасмин или джати. Такой человек обретает благо от пожертвования
всей земли. Когда человек массажирует тело Господа Вишну
ароматическим маслом, смешанным с кункумой и медицинскими травами,
то Господь Мадхава вместе со Своей супругой приходит в экстаз и
награждает его Своим личным общением в течение 100 манвантар или
правления Ману.
71
(Вишну-дхармоттара)
Массажируя тело Господа Кешавы ароматическим маслом, преданный так сильно
удовлетворяет Его, что получает возможность наслаждаться жизнью в
обществе Гандхарвов.
72-73
(Сейчас будет описано омовение Господа пятью субстанциями)
После этого преданный должен омыть Господа этими пятью ингредиентами:
молоком, йогуртом, гхи, мёдом и сахарной водой. Он должен полить их на
тело Господа отдельно, один за другим. Ведические авторитеты не всегда
рекомендуют омывать Господа этими пятью субстанциями, но, в
соответствии со временем, местом и обстоятельствами, они иногда делают это.
74-76
(количество этих субстанций)
(Брахма-пурана)
Омывая Божество, человек должен с верой предложить 25 пал гхи. Если есть
возможность,  преданный должен использовать 108 пал гхи каждый раз,
когда омывает Господа. Во время огромной абхишеки рекомендуется
использовать 2000 пал гхи. Гхи должно быть так вылито на Божество, чтобы
покрыть всё Его тело. (Одна пала приблизительно равна двум-трём унциям
или примерно 75 граммам).
77
В соответствии с мнением учёных авторитетов, объём каждой субстанции,
используемой для омовения, например, такой как молоко, должен быть равен объему гхи. Человек должен выяснить вес палы из утверждений мудрецов,
таких как Ягьявалкйа.
78
(доказательство этого утверждения)
Пять гундж (чёрные и красные семена кустарника) составляют одну масу, 16
мас составляют одну суварну и 4 суварны составляют одну палу.
79
Для омовения Божества рекомендуется молоко коровы. Молоко буйвола или
другого животного осквернено и поэтому не должно использоваться.
80
(Слава омовения Господа молоком)
(Вишну-дхармоттара)
Умственные и телесные беспокойства преданного облегчаются омовением
Господа молоком. Тот, кто омывает Господа молоком, также получает
возможность пребывать в океане молока.
81-85
(Агни пурана)
Нет сомнения в том, что благо, накопленное от раздачи ста коров в дар
брахманам, достижимо одним омовением Господа Вишну с гхи . Царь
Индрадьюмна стал обладателем всей земли вместе с семью островами, благодаря
омовениям Господа Вишну гхи и водой. Омывая Господа вселенной с гхи
на 8-й день прибывающей Луны каждый месяц, человек освобождается ото
всех греховных реакций. Какой бы грех человек ни совершил, осознанно
или неосознанно, — он нейтрализуется омовением Господа Хари с гхи вечером.
Человек, омывающий Господа Хари молоком, достигает планет, где реки
полны молока, а их русла — из сладкого риса.
86
(В беседе между Пуластьей и Прахладой из Вишну-дхармы находим следующее
утверждение)
О лучший из Дайтьев, все греховные реакции человека, омывающего Господа Хари коровьим гхи на Двадаши или на
полнолуние, уничтожаются.
87
Как молоко трансформируется в йогурт благодаря действию кислоты, так и
омовение Господа Хари с молоком награждает человека исполнением его
желаний.
88-92
(Нрисимха-пурана)
Тот, кто омывает Гарудадхваджа Кришну молоком, освобождается ото все
греховных реакций и затем будет наслаждаться жизнью в обители Господа
Вишну в духовном мире. Омывая Господа Вишну, приносящего
наслаждение глазам, йогуртом только один раз, преданный получает право
войти в царство Бога. Там ему будут поклоняться лучшие из выдающихся
преданных.
О лучшие из людей, омывая Господа йогуртом, человек избавляется от дурных
снов, своих греховных реакций и увеличивает свою удачу. Человек,
который поклоняется Господу Вишну, омывая Его с мёдом, сначала
насладится счастьем в обители Агни и затем вернётся в обитель Господа
Вишну в духовном небе. Омывая Господа мёдом и сахарной водой, человек
обретает хорошую удачу, и все люди мира будут обращаться с ним в
дружеской манере.
93-94
(Из беседы между Маркандеей и Индрадьюмной, находимой в Дварака-
махатмье)
Те, кто совершает абхишеку Господу Вишну, поливая молоком всю Его голову,
обретают благо от совершения жертвоприношения коня с каждой капелькой
молока. Омовение Господа йогуртом приносит в 10 раз большее благо, чем
омовение молоком, гхи – в 10 раз большее благо, чем йогуртом, мёдом — в 10 раз
большее благо, чем гхи, и сахарной водой — в 10 раз большее благо, чем мёдом.
95-96
Омовение Господа свежей водой, смешанной с цветочными лепестками или
сандаловой пастой, приносит в 10 раз большее благо, чем омовение сахарной водой.
О царь, вода, очищенная повторением мантр или смешанная с травой куша
приносит в 10 раз большее благо, чем вода, смешанная с лепестками цветов
или сандаловой пастой. Виноградный сок или манговый приносит благо,
равное совершению ста жертвоприношений коня.
О царь, вода из святых мест дарует поклоняющемуся тот же результат.
97
Тот, кто омывает Господа Кришну в соответствии со своими возможностями,
обретает блага, описанные выше. Тот, кто имеет материальные желания, всё
же может достичь освобождения, омывая Божество.
98
(Вишну-дхармоттара)
Когда преданный лично приносит воду со святых мест, кладёт ароматическое
масло в неё и затем омывает Господа – он освобождается ото всех
греховных реакций.
99-100
(Слава предложения благовония при омовении Господа)
(Сканда-пурана)
Тот, кто зажигает агуру во время омовения Божества, освобождается от реакций
за греховную деятельность, совершённую за последние 10 000 жизней. Когда
ароматный дым входит в его ноздри, то он сжигает его грехи в пепел. Чтобы
устранить масло и другие субстанции с тела Господа, преданный должен
потереть Его влажной тканью.
101
(слава очищения тела Господа)
(Нрисимха-пурана)
После протирания тела Господа порошком из ячменя или пшеницы, человек
должен очистить Его тёплой водой. Делая это, человек, бесспорно, достигнет
обители Варуны.
102-103
(Вишну-дхармоттара)
Растирая тело Господа Джанарданы порошком из ячменя, пшеницы, или
порошком из цветов лодхра, человек обретает красоту и телесную силу.
Предлагая Повелителю всех повелителей порошок, сделанный из масуры
или урад-дала, смешанным с кункумом, человек становится
квалифицированным счастливо жить с Гандхарвами.
104
(Вараха-пурана)
Чтобы достичь высшего совершенства жизни, преданный, которому нравится
Мне поклоняться, должен чистить Моё тело порошком из урад-дала или
рисовым порошком, смешанным с сандаловым порошком и цветочными
лепестками.
105
Чтобы устранить грязь из суставов и сгибов Божества, преданный должен
использовать щётку, сделанную из корня ветивера.
106
(Слава использования щётки для чистки Божества)
(Вишну-дхармоттара)
Все грехи человека, предлагающего Господу щётку,
сделанную из ветивера, уничтожаются. Если преданный использует щётку,
сделанную из хвоста
коровы для очищения Господа Хари, он освобождается от влияния
тройственных страданий. Используя щётку, сделанную из волос хвоста яка,
человек становится богатым.
107
(Омовение Божества свежей водой)
После очищения тела Господа, человек должен омыть Его тёплой водой,
смешанной с медицинскими травами и духами (ароматизаторами), и затем
омыть Его свежей, прохладной водой.
108
(Шримад-Бхагаватам 11.27.30)
Поклоняющийся должен омывать Божество каждый день настолько, насколько
позволяют ему возможности, используя воду, ароматизированную
сандалом, корнем ушира, камфорой, кункумой и агуру.
109
(количество воды для омовения)
Для омовения Божества преданный должен использовать 100 пал свежей воды.
Для протирания тела Господа и Его очищения преданный должен
использовать 25 пал воды. Для большой абхишеки требуется 2000 пал воды.
110
(правильное время для собирания воды)
(в этой связи великий мудрец Ягьявалкйа сказал)
Для поклонения Божеству и Его омовения неправильно использовать воду или
цветы, собранные ночью перед этим.
111
(Вишну-смрти)
Человек не должен использовать воду, собранную в предыдущую ночь, для
поклонения Господу.
112
(Харит-самхита)
Вся вода входит в тело Варуны ночью. Поэтому человек не должен собирать
воду ночью.
113-114
(слава омовения Божества)
(Нрисимха-пурана)
О царь, омывая Господа Кешаву, неотличного от формы Нрисимхадевы, водой
после удаления вялых цветов с Его тела, человек освобождается от всех
греховных реакций. Такой поклоняющийся обретает благо от раздачи коров
и будет вечно жить в обители Господа Нрсимхадевы, отправившись туда
на трансцендентном аэроплане.
115-116
(также говорится)
Любой, кто с преданностью омывает Господа Нрсимхадева свежей водой,
освобождается от всех грехов и отправляется жить вечно в обитель Господа
Вишну. Тот, кто омывает Господа Нрсимхадева водой, смешанной с
камфорой и агуру, отправляется в обитель Чандры и счастливо живёт там.
Позднее он достигнет обители Господа Вишну.
117
(также говорится)
Омывая Божество водой, смешанной с цветочными лепестками и травой куша,
преданный достигает обители Господа Вишну. Используя воду, смешанную
с драгоценными камнями, преданный достигает обители Сурьи, и, используя
воду, смешанную с золотом, он становится способен войти в обитель
Куверы.
118-119
(Вишну-дхармоттара)
Предлагая воду, смешанную с драгоценными камнями, человек накапливает
огромное богатство. Предлагая воду, смешанную с семенами, он обретает
успех в жизни. Предлагая воду, смешанную с цветами, человек становится
привлекателен. Предлагая воду, смешанную с фруктами, он становится
успешным в своих усилиях.
120
(Хаяширша-панчаратра)
Тот, кто омывает Господа Хари, лежащего на воде причинного океана, свежей
водой, смешанной с ароматизаторами, будет жить в обители Брахмы
столько времени, сколько длится правление 14 Индр.
121
(Гаруда-пурана)
Преданный может достичь всех целей жизни, с верой поклоняясь Господу
Джанардане и омывая Его свежей водой.
122
(Агни-пурана)
Преданный, несомненно, достигнет удовлетворения своих желаний, совершая
большую абхишеку Господу Говинде в силу всех своих возможностей.
123
(В беседе между Пуластьей и Бхагиратхой, записанной в Падма-пуране,
находим следующий стих)
Никакому воображению не под силу
сосчитать благочестие  человека, омывающего Господа Хари и поклоняющегося
Ему ежедневно.
124-125
(Вишну-дхармоттара)
Женщина находится под контролем той личности, которая предлагает гандху
Господу Хари, повелителю всех живых существ, омывая Его – во все
времена и во всех местах. Предлагая воду, смешанную с цветочными
лепестками, человек обретает огромное благо; а благодаря омовению Господа водой,
смешанной с мускусом оленя, все желания человека удовлетворяются.
126
Омывая Господа с водой, смешанной с медицинскими травами, человек
обретает благо от совершения жертвоприношения коня. Все усилия того, кто предлагает Господу мускатный орех, принесут плоды.
127
(медицинские травы)
Мура, джата мамси, вача, куштха, шаиладжа, куркума, дару харидра, мушта,
шатхи и жасмин – эти 10 медицинских трав должны использоваться для
омовения Господа.
128
(Агамы)
Смесь из сандала, камфоры и чёрного агуру называется гандха.
129-130
(Слава раковины)
(В беседе между Брахмой и Нарадой из Сканда-пураны мы находим следующее
утверждение)
Тот, кто омывает Господа Кешаву водой из раковины, обретает результат от
раздачи 100 коров сурабхи в дар. Человек, который омывает Господа
Мадхаву на Двадаши, поливая Его из раковины водой, собранной из святых
мест, освобождает 100 поколений своей семьи с каждой каплей воды.
131-134
О Нарада, благочестивый преданный, омывающий Господа Джанардану,
выливая молоко от коричневой коровы из раковины, обретает результат от
совершения 10 000 жертвоприношений коня. Омывая Господа Хари,
поливая коровьим молоком из раковины, человек получает благо от
совершения жертвоприношения Раджасуйа. Омовение Господа водой,
смешанной с необрушенным рисом и цветочными лепестками из раковины,
уничтожает греховные реакции преданного, накопленные за множество
жизней. Преданный, омывающий Господа Хари водой, смешанной с
необрушенным рисом, лепестками цветов и сандаловой пастой, будет
вечно жить в Моей обители.
135-137
Преданный, омывающий Господа Хари водой, смешанной с сандаловой пастой,
повторяя намо нарайанайа, освобождается от опасности родиться снова.
О Нарада, вода из реки, колодца, озера или пруда, помещённая в раковину,
становится также хороша, как вода Ганги. О лучшие из брахманов, по
приказу Верховного Господа все святые места на земле находятся в
раковине. Поэтому человек должен ежедневно поклоняться раковине.
138
Тот, кто предлагает аргхйу, состоящую из лепестков цветов, зёрен сезама и
неочищенного риса, Господу Хари в раковине, достигает блага от
пожертвования всей земли вместе с океанами.
139-140
Предлагая аргхйу из раковины и затем обойдя Господа, человек достигает
результата от обхождения всей земли вместе с её семью островами.
Подобно тому, как холод и туман рассеиваются, как только восходит солнце
– также и у человека, увидевшего раковину, уничтожаются все греховные
реакции. Что говорить о том, кто касается раковины?
141
Тот, кто привык использовать раковину в различных целях, таких как
постоянные ритуалы и совершающиеся по случаю, при благочестивой
деятельности, также как и при поклонении Божеству, будет вечно жить в
обители Господа, Шветадвипе.
142
Никто не может сосчитать благочестие Вайшнава, который после предложения
поклонов Господу Вишну, омывает Его, используя раковину и повторяя
следующую мантру.
143-145
твам пура сагаротпанно
вишнуна видхртах каре
манитах сарввадеваваишча
панчаджанйа намо’стуте

тава надена джимута
витрасйанти сурасурах
шашанкайута диптабха
панчаджанйа намо’сту те

гарбха деваринаринам
вилийанте сахасрадха
тава надена патале
панчаджанйа намо’стуте
О раковина Панчаджанйа! Давным давно ты явилась из океана. Господь Вишну
держит тебя в Своей руке. Даже полубоги оказывают Тебе почтение. Я
предлагаю тебе Моё почтение.
О Панчаджанйа! Благодаря твоему звуку облака, полубоги и демоны чувствуют
страх. Твоё сияние равно сиянию 10 000 Лун.
О Панчаджанйа! Благодаря твоему звучанию у тысяч жён демонов на
Паталалоке происходят выкидыши.
146-148
(Вараха-пурана)
Тот, кто стоит в воде реки, смотря на восток, с нижней частью тела,
погружённой в воду, и поливает воду на свою голову из раковины по дуге
направо, уничтожает все свои грехи, совершённые в этой жизни. Тот, кто
выливает воду, находящуюся в медном сосуде на свою голову из раковины,
сразу же освобождается от всех грехов, совершённых в этой жизни.
149-150
(Агамы)
Раковина имеет три качества, которые нужно рассмотреть: размер, гладкость и
яркость (блеск). Если в раковине нет естественных дырок, и она
обшита золотом, она подходит для поклонения Божеству, даже
если Оно сломано или неправильно вырезано.
151
Особенно важно звонить в колокольчик при омовении Божества, поскольку
Господу Кешаве очень нравится такая практика.
152
(Нарада-панчаратра)
Приглашая Господа и предлагая Ему аргхйу, благовония, цветы и пищу,
человек должен всегда звонить в колокольчик и повторять следующую
мантру.
153-154
(мантра)
Преданный должен предложить Господу благовоние, звоня в колокольчик после
повторения джайадхвани мантраматах сваха. Неблагоприятно звонить в
колокольчик в другое время, кроме как во время поклонения Господу. Человек,
который желает достичь совершенства, не должен поклоняться Господу не
звоня в колокольчик.
155
(Слава звона в колокольчик)
(В беседе между Брахмой и Нарадой, записанной в Сканда-пуране находим
следующее утверждение)
Сейчас услышь, как Я опишу благочестие от звона в колокольчик во время
омовения и поклонения Господу Васудеве.
156-158
Тот, кто поклоняется Господу, звоня в колокольчик, будет жить на райских
планетах тысячи миллионов лет, прислуживаемый небесными женщинами.
Колокольчик наиболее благоприятный среди всех музыкальных
инструментов. Он сильно удовлетворяет Господа Кешаву. Звон в
колокольчик приносит благочестие от совершения миллионов
жертвоприношений. Человек, омывающий Господа Хари, играя на
музыкальных инструментах, звоня в колокольчик, воспевая песни
прославления Господа и создавая благоприятные звуки, несомненно,
освобождается уже в этой жизни.
159-161
Если недоступны никакие музыкальные инструменты на время поклонения
Господу, то просто от звона в колокольчик, всё становится совершенным. Звон
колокольчика благоприятен. Он очень дорог Господу Хари. Вот почему
преданный может звонить при поклонении Господу. Просто звоня в
колокольчик, преданный может удовлетворить Господа Кешаву, повелителя
полубогов, в течение времени, равного правлению сотен и тысяч Ману.
162-164
(в беседе между Верховным Господом и Прахладой из Вишну-дхармоттары мы
находим)
О лучший из Дайтьев, слушай, пожалуйста, о славе колокольчика.
О Прахлада, не существует преданного, подобного тебе в трёх мирах.
О сын Дайтйи, знай наверняка, что где бы ни держался для поклонения Мне
колокольчик c Моим именем, написанным на нём, — Я лично присутствую
там. Я живу в сердце человека, который звонит в колокольчик, носящий
символ Гаруды или Сударшана-чакры.
165-167
Мой дорогой сын, человек, который ежедневно звонит передо Мной в
колокольчик, украшенный изображением Гаруды, предлагая Мне
благовоние, поклонение, воду для омовения и сандаловую пасту, обретёт
благо от совершения 10 000 жертвоприношений, раздачи 10 000 коров в дар
и соблюдения сотен врат чандрайана с каждым своим предложением.
Просто от звона в колокольчик, любой вид поклонения становится полным и
успешным. Я становлюсь доволен человеком, который звонит в
колокольчик, поклоняясь Мне, и так Я даю ему место в Моей личной
обители.
168
Человек может освободиться от страха рождений и смерти, если он звонит в
колокольчик, украшенный знаком чакры или Гаруды при поклонении Мне.
169-171
О царь Даитйев, увидев колокольчик, украшенный символом
Гаруды, Я становлюсь счастлив подобно бедному человеку, который
получил много богатства. Как полубоги чувствуют счастье днём и ночью,
видя нектар, так и Я
чувствую сильное удовлетворение, когда вижу форму Гаруды на
колокольчике. В век Кали, просто с преданностью звоня в колокольчик при
поклонении Мне, человек обретает благо от совершения 10-ти миллионов
обетов чандрайана.
172-173
(также говорится)
Тот, кто делает колокольчик с чакрой, которая очень дорога Господу Вишну,
или с символом Гаруды на его вершине, считается установившим три
мира в этом колокольчике. Тот, кто слышит звук колокольчика,
украшенного символом чакры во время смерти – даже если он очень падшая
личность – становится недосягаем для Ямадутов.
174-175
Звук колокольчика, раздающийся во время поклонения Господу Хари, устраняет
все виды недостатков и всё неблагоприятное. Полубоги, великие мудрецы,
и предки становятся очень довольны, слыша звук колокольчика. В
отсутствии колокольчика, украшенного символом Гаруды или чакры,
человек должен использовать обычный колокольчик. Нет сомнения в том,
что Верховный Господь будет доволен преданным, который Ему
поклоняется, звоня в колокольчик.
176-177
Человек может освободиться от страха перед змеями, огнём и светом, если его
колокольчик украшен формой Гаруды в его доме. Человека нельзя назвать
преданным Господа Хари, если в его доме перед Божеством не находится
раковина и колокольчик.
178-179
Поэтому, для удовлетворения Верховного Господа, Вайшнавы должны
использовать колокольчик, украшенный символом Гаруды или чакры.
Очень благоприятно трубеть в раковину, повторять святое имя Господа,
воспевать Его славу, танцевать перед Ним и читать вслух литературу,
такую как Пураны, омывая Божество.
180
(Слава игры на музыкальных инструментах во время омовения)
(Сканда-пурана)
Человек, который трубит в раковину во время омовения Господа Кришны,
становится квалифицирован жить на Брахмалоке в течение одной кальпы.
181
Риг-веда открывает нам, что танец и воспевание перед Господом Кришной во
время Его омовения, очищают каждого.
182
(В беседе между Брахмой и Нарадой, из Сканда-пураны)
Те, кто поклоняется Господу Васудеве, танцуя и играя на мрдангах, конечно же,
обретут освобождение от материального рабства.
183-187
Пение, игра на музыкальных инструментах, танец и цитирование Ведической
литературы во время поклонения всегда очень сильно удовлетворяют
Господа Кришну. В отсутствии танцев и игры на музыкальных
инструментах, человек должен цитировать Ведическую литературу.
Мой дорогой сын, рецитация Ведической литературы сильно удовлетворяет
Господа, особенно во время поклонения. Если нет Ведической литературы
для рецитации, то он может повторять Вишну-сахасра-нама-стотру,
Ставараджу, Гаджендра-мокшу, Бхагавад-гиту или Анусмрти. Это
сильно удовлетворяет Господа. Человек также может цитировать тысячу
имён Господа Вишну при поклонении, вместо пения и игре на музыкальных
инструментах.
188-189
(Дварака-махатмйа)
О царь, тот, кто повторяет Джайа! Джайа! во время омовения Господа
Кришны, хлопает в ладоши, поёт славу Господу, танцует перед Ним,
свободно смеётся и обсуждает темы, связанные с Ним, не войдёт снова в
утробу матери, потому что достигнет освобождения.
190
(Слава рецитации 1000 имён Верховного Господа)
(в той же книге говорится)
Тот, кто повторяет тысячу имён Вишну во время омовения Божеств, с воспеванием каждой буквы обретает
благо от пожертвования коричневой коровы.
191
(Вишну-дхармоттара)
Нет сомнения, что человек, прославляющий Верховного Господа, повторяя
тысячу имён Вишну, освобождается от всех типов анартх.
192
(В беседе между Брахмой и Нарадой, записанной в Сканда-пуране, находим
следующее утверждение)
Человек, повторяющий Вишну-сахасра-нама-стотру при поклонении Господу,
обретёт благо от изучения всех Вед.
193
О мудрец среди полубогов, благо, достижимое при повторении даже одной
шлоки из Вишну-сахасра-нама-стотры, не может быть достигнуто
совершением ста жертвоприношений.
194
Поклонение Господу Хари без повторения соответствующей мантры и
совершения предписанных ритуалов становится полным и успешным
просто при рецитации Вишну-сахасра-нама-стотры.
195-197
(также говорится)
Повторение Вишну-сахасра-нама-стотры перед Господом Вишну уничтожает
все грехи человека, совершённые сознательно или неосознанно, и также
вылечивает считающиеся неизлечимыми болезни. Даже грех убийства
брахмана нейтрализуется воспеванием Вишну-сахасра-нама-стотры. Что
же говорить о других грехах? Человек, повторяющий Вишну-сахасра-нама-
стотру после того, как встал рано утром, будет успешен во всякой своей
деятельности всю свою жизнь.
198-201
(Из беседы Кришны и Арджуны в Сканда-пуране)
Повторение Вишну-сахасра-нама-стотры равно повторению всех Вед и
поклонению всем полубогам. Освобождение схвачено преданным,
повторяющим Вишну-сахасра-нама-стотру. Даже наиболее грешные люди
и мясоеды могут освободиться от ада, если будут повторять Вишну-сахасра-
нама-стотру.
О Арджуна, Я говорю тебе истину, что в этот век Кали тот, кто просто
повторяет тысячу имён Господа Вишну, больше не нуждается в какой-то
другой религиозной деятельности. Тот, кто не повторяет Вишну-сахасра-
нама-стотру, не сможет удовлетворить Меня, даже совершая
жертвоприношения, раздавая пожертвования, совершая аскезы или
предлагая молитвы.
202-204
Те, кто в век Кали не знают о славе Вишну-сахасра-нама-стотры, не получат
никакого блага от совершения своих религиозных обязанностей и, таким
образом, будут путешествовать по материальному творению. Я лично
принимаю поклонение, предложенное человеком, повторяющим дома
Вишну-сахасра-нама-стотру.
О лучший из Пандавов, влияние Кали не войдёт в дом человека, где
присутствует повторение Вишну-сахасра-нама-стотры.
205
Поэтому, о сын Кунти, зафиксируй свой ум на Мне, стань Моим преданным и
повторяй Вишну-сахасра-нама-стотру. Если ты будшь делать это, то все
твои желания будут выполнены.
206-208
В результате поклонения Мне в предыдущий век, Брахма, творец вселенной,
обрёл наиболее благоприятную Вишну-сахасра-нама-стотру. Позднее
Нарада получил её от Брахмы и затем распространил её среди аскетов,
строго соблюдавших целибат.
О могучерукий Арджуна, эти мудрецы распространили Вишну-сахасра-нама-
стотру полубогам. Ведавйаса первый рассказал в этом
мире Вишну-сахасра-нама-стотру.
209-213
Только после совершения множества суровых аскез великая душа, Шанкара,
получил наиболее сокровенную Вишну-сахасра-нама-стотру. Затем он
передал её Парвати.
О Арджуна, таким образом, Моя сахасра-нама-стотра распространилась в
этом мире. Эти Мои имена подобны нектару для полубогов — они уничтожают все страдания живых
существ и награждают их наслаждением и благочестием.
Так я дал тебе Вишну-сахасра-нама-стотру, суть 18-ти Пуран. Махадева знает в
совершенстве славу Вишну-сахасра-нама-стотры. Те, кто повторяют или
слушают Её славу, не запутываются, даже если совершают тысячи
оскорблений.
214-218
(Слава Шри Бхагавад-гиты)
(Шрила Вйасадева сказал в Аванти-кханде Сканда-пураны)
Преданный должен с верой и вниманием повторять Бхагавад-гиту, изошедшую
из уст Господа Кришны. Нет необходимости изучать множество Ведической
литературы. Бхагавад-гита представляет все писания, всех полубогов и все
религиозные принципы. Поэтому преданный должен тщательно
культивировать эту великую работу.
Человек, который повторяет главу Бхагавад-гиты перед шалаграма-шилой,
становится квалифицирован жить на Брахмалоке на время правления 1000
Ману. Если человек повторяет Бхагавад-гиту каждый день, то его
не затронут никакие греховные реакции, даже если он
снова и снова становится причиной беспокойства для других и крадёт
чужую собственность.
Тот, кто повторяет Бхагавад-гиту, считается обладающим всеми видами знания
и обретает благо от раздачи 10 000 коров в дар. Тот, кто повторяет
Бхагавад-гиту каждый день, достигает вечной обители Верховного Господа,
которая выше власти страха.
219
Человек, повторяющий главу, шлоку или пол-шлоки Бхагавад-гиты, становится
свободен от осквернения материальной жизнью и отправляется в обитель
Господа Вишну в духовном небе.
220-222
Теперь позволь рассказать тебе о великой удаче брахмана, достижимой
ежедневным чтением 11-й главы Бхагавад-гиты, описывающей вселенскую
форму Господа, и 10-й главы Бхагавад-гиты, описывающей богатство
Господа.
Благочестие, достижимое изучением всех Вед, историй и Пуран может быть
достигнуто просто изучением Бхагавад-гиты. Человек, который регулярно
повторяет главы Бхагавад-гиты, содержащие откровение вселенской формы
и описание богатства Господа, удовлетворит каждого в этой вселенной.
223-225
Господь Кешава прощает 32 вида оскорблений, совершённых человеком,
цитирующим Бхагавад-гиту. Тот, кто копирует Бхагавад-гиту и дарит Её
Вайшнаву, обретает благо от поклонения Господу Хари. В этом нет
сомнения. Для блага обитателей трёх миров Господь Вишну собрал суть
Вед и представил её в форме великой книги, Бхагавад-гиты.
226-227
Выпивая воду Ганги в форме слушания Бхагавад-гиты, рассказанной Шри
Кришной и являющейся сутью Махабхараты, человек не получит больше
опыта рождения в этом материальном мире снова. Те, кто желает достичь
четырёх целей жизни, должны ежедневно цитировать и слушать Бхагавад-
гиту, изошедшую из лотосных уст Шри Кришны.
228
Человек, который ежедневно повторяет Бхагавад-гиту, освободится от всех
греховных реакций и отправится назад в обитель Господа Вишну в
духовном небе.
229-231
(Слава повторения Пуран)
(В беседе между Девадутой и Викундалой из Падма-пураны)
Те, кто обсуждает писания; изучает или слушает Ведическую литературу,
Пураны и Самхиты; объясняет литературу смрти; проповедует
религиозные принципы; и любит изучать Веданту — в действительности
поддерживают вселенную. Как результат культивирования этой
литературы, такие люди освобождаются от всех грехов и возвращаются в
обитель Верховного Господа, где их разум никак не осквернится.
232-233
(В беседе между Шивой и Парвати из Падма-пураны)
Нужно понять, что человек, изучивший все Веды и осознавший комментарии
всех писаний, но не слышавший Пураны, не обладает духовным знанием в
полной мере.
О Парвати, Я считаю, что комментарии Пуран более сокровенны, чем
комментарии Вед. Те, кто отвергает Пураны, родятся животными.
234-237
(Брихад-нарадия Пурана)
Те низшие из людей, которые интерпретируют значение Пуран, потеряют
благочестие, накопленное за свои предыдущие жизни.
О лучшие среди брахманов, Пураны – инструкции для всех религиозных
принципов. Те, кто воображают, что красивые слова Пуран привлекают
обычных людей, идут в ад.
О лучшие из брахманов, нет сомнения, что те, кто желает очень легко накопить
благочестие в этой жизни, должны слушать Пураны с преданностью. Это
гарантирует, что греховные реакции, накопленные за предыдущие
жизни, будут уничтожены. А привязанность к слушанию Пуран будет усиливаться всё больше и больше.
238
(также говорится)
Только человек, который крепко связан верёвками греха, и чей разум осквернён,
привязывается к другой литературе, даже получив возможность слушать
Пураны.
239-240
(предложение одежд Господу)
После показа снана-мудры преданный должен аккуратно вытереть Божество
чистым куском тонкой (хорошей) ткани. Затем он должен предложить
Божеству прекрасное дхоти и чадар. Следуя традиции, практикуемой в
центральной Индии, некоторые преданные предлагают Божеству рубашку и
тюрбан.
241
(Матсйа-пурана)
Преданный должен одеть Божество в соответствии с описанной процедурой
предложения одежд, которую применяют в соответствующей части страны.
242
(Шримад-Бхагаватам 11.27.32)
Мои преданные должны украшать Меня одеждами в соответствии со своими
возможностями как предписано в их стране.
243-245
(Бхавишйа-пурана)
Человек должен поклоняться Господу Вишну, предлагая Ему те одежды,
которые он (поклоняющийся) находит привлекательными. В этой связи
любая хорошая (тонкая) ткань или одежды из чистого шёлка являются
пригодными. Преданный должен предлагать Шри Хари цветную богатую
одежду, очистив её на солнечном свете и удалив с неё прилипшие волосы. В
соответствии с мнением святых мудрецов, после предложения Господу
пищи преданный должен украсить Его богатой одеждой.
246
(Слава вытирания тела Господа)
(Дварака-махатмйа)
Греховные реакции человека, накопленные в течение предыдущих 100 000 жизней,
уничтожаются, когда он тканью вытирает тело Шри Хари после омовения.
247
(Слава предложения одежд Господу)
(Нарасимха пурана)
Преданный, который красиво и с преданностью украшает Шри Вишну верхней
и нижней одеждой, становится квалифицирован жить в обители Чандры и
после этого отправиться в обитель Господа Вишну.
248-249
(В беседе между Шивой и Парвати из Сканда-пураны)
Предлагая чистые, прочные, мягкие и красивые одежды Господу Хари,
преданный получает право жить в обители Господа Вишну столько тысяч
лет, сколько в предложенной одежде было ниток.
250-252
(Вишну-дхармоттара)
Все желания человека, предлагающего Господу одежды, сделанные из волос оленя,
исполнятся. Человек, предлагающий Господу
Джанардане одежды, сделанные из хлопка,
получает возможность жить в обители Господа Вишну столько
тысяч лет, сколько он использовал метров ткани.
О брахманы, чем более дорогие одежды, тем более чистыми они считаются. Чем лучше качество предлагаемой одежды, тем большее благо даруется.
253-254
(в той же книге говорится)
Предлагая белые одежды Божествам, человек накапливает огромное богатство.
Предлагая одежды, похожие цветом на цветы кусумбха, человек становится
удачлив. Тот, кто предлагает Господу одежды, украшенные кункумой,
становится любимчиком женщин.
О лучшие из брахманов, благочестивые люди могут излечиться от всех видов
болезней, предлагая Господу одежды различного цвета, за исключением
голубых и красных.
255-257
Человек, который одевает Шри Хари в утончённую, мягкую, розовую одежду,
обретает благо от совершения жертвоприношения коня. Тот, кто предлагает
Господу одежды, сделанные из волос самца оленя, самки оленя или
ранку, получает благо от совершения жертвоприношения коня. Предлагая
одежды, украшенные вышивкой, сделанные из коры дерева, или новые,
белые одежды, человек обретает благо от совершения Раджасуя-ягьи.
258
(Дварака-махатмйа)
Преданный, который с почтением одевает Господа Мадхаву в мягкую и богатую
одежду, собранную с различных земель, после очищения её солнечным
светом, будет жить в обители Господа Хари столько правлений Ману,
сколько ниточек в предлагаемой одежде.
259
(запреты касательно предлагаемой одежды Господу)
(Вишну-дхармоттара)
Тот, кто предлагает Божеству голубые одежды, старые одежды и одежды,
использованные другими, совершает все виды грехов.
260
(исключения в этой связи)
(в той же книге говорится)
Если одежды сделаны из шерсти овцы или голубого шёлка, то нет недостатка в
том, чтобы предложить их Господу.
261
(предложение Господу священного шнура)
Показав мудру для предложения одежд Господу и украсив Его одеждами,
преданный должен предложить Ему священный шнур, показывая
соответствующую мудру.
262
(Слава предложения священного шнура)
Предлагая священный шнур, сделанный из 9-ти утончённых белых или жёлтых
нитей Господу Говинде, преданный становится экспертом среди знатоков
Веданты.
263
(Нанди Пурана)
Нет сомнения, что те, кто жертвует священные шнуры брахманам, или
предлагают их полубогам, становятся учёными знатоками четырёх Вед и
очень чистыми.
264
(предложение падьи, тилаки и ачаманьи Господу)
После этого он должен предложить Господу падью и затем ачаманью, после
украшения Его лба прекрасной тилакой.
265
(предложение украшений Господу)
После этого он должен украсить тело Господа дорогими украшениями и затем
показать соответствующие мудры.
266
(Слава предложения Господу украшений)
(В беседе между Шивой и Парвати из Сканда-пураны находим)
В соответствии со своими возможностями преданный должен украсить Господа
украшениями, сделанными из драгоценных камней и жемчуга, или другими видами украшений. Делая это, он обретёт благо от совершения
жертвоприношения агништома.
267-268
(также говорится)
О прекрасная леди, человек, предлагающий Господу немного золота, становится
квалифицирован жить в обители Индры до конца разрушения вселенной.
Поэтому, о Богиня, ты должна всегда пытаться предлагать украшения
Господу Вишну. Господь Нарайана становится удовлетворён, когда
преданный предлагает Ему украшения с любовью и преданностью.
269
(В Нанди-пуране говорится)
Тот, кто жертвует украшения брахманам или полубогам, становится сам
украшен различными украшениями и достигнет обители Варуны. С
течением времени он снова родится в этом мире, как царь одного из 9-ти
островов.
270-272
(Вишну-дхармоттара)
Предлагая Господу серьги, преданный становится искусен в изучении Вед,
обретает хорошую удачу и достигает блага от совершения
жертвоприношения коня. Украшая уши Господа серьгами, преданный
получает могущество слышать что-то на расстоянии. Предлагая корону
Господу, преданный становится знаменитой личностью в этом мире и
получает возможность управлять всей землёй вместе с 7-ю островами.
273-276
(В Трития-канде той же книги говорится)
Предлагая различные украшения Господу, преданный становится знаменитым
среди людей в этом мире.
О выдающиеся брахманы, предлагая прекрасные украшения, сделанные из
драгоценных камней, золота и жемчуга, преданный обретает благо от
совершения жертвоприношения Раджасуя. Тот, кто предлагает кольца на
пальцы Господа, становится управителем Гухьяков. Предлагая браслеты
Господу, человек становится почитаем там, куда отправится. Предлагая
Господу пояс, человек становится управителем всей земли без всяких
беспокойств. В этом нет сомнения.
277-280
Предлагая Господу Хари ножные колокольчики и кольца, преданный
накапливает благочестие. Предлагая Господу браслеты, преданный
получает возможность править землёй. Тот, кто предлагает ручные
браслеты Господу, становится способным победить своих врагов.
О выдающиеся брахманы, предлагая Господу ожерелье, человек получает
знание всех писаний и становится искусен в контроле женщин. Никакое
живое существо не сможет напасть на того, кто предложил Господу пояс.
281
(в той же книге говорится)
О брахманы, человек может также предложить Господу украшения, сделанные
из искусственного золота и драгоценных камней. Человек может быстро
удовлетворить Господа  предложением Ему украшений, сделанных из меди и
других металлов, которые не так дороги.
282
(Падма-пурана)
Предлагая украшения различных знаков, таких как раковина, диск или палица
частям тела Господа, преданный отправится в обитель Господа Вишну и
будет там жить.
283-284
(Нарасимха-пурана)
Предлагая ожерелья, браслеты, серьги, короны и браслеты на запястья,
сделанные из золота, искусные преданные освобождаются от всех грехов.
Они сами станут украшены различными украшениями в будущем и будут
жить в обители Индры в течение правления 14-ти Индр.
285-286
(Гаруда-пурана)
О Господь полубогов, человек, поклоняющийся Господу Вишну каждый день,
предлагая Ему золотые украшения, инкрустированные драгоценными
камнями и жемчугом, будет жить в обители Господа Хари тысячи
миллионов кальп. Эти наставления дал мне Брахма.
287-290
В Кали-югу семь поколений семьи того, кто видит Господа Хари, украшенного золотыми
украшениями, освобождаются.
Святые личности рекомендуют человеку, после предложения Господу пищи, щедро украсить Его украшениями, сандаловой пастой и цветами.
После этого преданный снова должен попросить разрешение Господа
продолжить поклонение Ему.
После предложения Ему Его обуви, преданный должен перенести Господа на
алтарь, воспевая и играя на музыкальных инструментах, держа зонтик над
Его головой. Преданный должен снова предложить асану, гандху, листья
туласи и показать гандха-мудру.
291
(Ингредиенты для гандхи)
(Агамы)
Смесь сандалового порошка, агуру и камфоры называется гандха.
292-293
(Гаруда-пурана)
Смесь двух частей мускуса оленя, четырех частей сандалового порошка, трех части
кункумы и одной части камфоры называется гандха. Полубоги очень любят
гандху.
294
(Вараха-пурана)
Различные преданные должны смазать тело Божества камфорой, кункумой,
цветами жасмина, сандаловой пастой, агуру и гуггулой.
295
(В Вишну-дхармоттаре и Агни-пуране говорится)
Преданный должен поклоняться Господу вселенной, предлагая ароматные
субстанции, такие как мурамамси, камфору, агуру и сандаловую пасту.
296
(Васиштха-самхита)
Преданный должен смазать тело Господа сандаловой пастой, смешанной с
камфорой и агуру. Мускус очень дорог Господу Хари.
297
(В беседе между Брахмой и Нарадой из Сканда-пураны)
Среди ароматных субстанций сандаловое дерево считается самым лучшим. Тем
не менее, агуру лучше сандалового дерева, чёрный агуру лучше, чем
обычный агуру, и кункума лучше даже чёрного агуру.
298
(Вишну-дхармоттара)
О выдающиеся брахманы, помимо вышеупомянутых субстанций, преданный не
должен применять ничего к телу Господа. Сандаловая паста часто
описывается как лучшая косметика, используемая на тело Господа.
299
(Нарада-пурана)
В Пуранах Шрила Шукадева Госвами говорит, что как особый вид риса,
известный как шали, очень дорог Господу Вишну, также и сандаловая
паста, смешанная с туласи, дорога Ему.
300
(Агастья-самхита)
Если преданный украшает лоб Господа Рамы пастой, сделанной из дерева
туласи, она считается лучше, чем камфора, кункума и даже мускус.
301
(Слава смазывания тела Господа ароматными субстанциями)
(В беседе между Брахмой и Нарадой касательно раковины из Сканда-пураны)
Предлагая сандаловую пасту с раковиной телу Господа Вишну, повелителю
повелителей, преданный может сильно удовлетворить Сверхдушу на 100
лет.
302
(Гаруда-пурана)
Тот, кто предлагает листья туласи, погружённые в сандаловую пасту Господу
Джанардане каждый день, достигнет исполнения своих желаний.
303
(Нрисимха-пурана)
О царь царей, человек, который с преданностью предлагает кункуму, агуру и
сандаловую пасту Божеству Шри Кришны, становится способен жить на
райских планетах миллионы кальп.
304
(Вишну-дхармоттара и Агни-пурана)
Господь Хари награждает различными видами удовольствий того, кто умащает
Его тело сандаловой пастой, агуру, камфорой, кункумой, венамулой и
лотосом.
305-306
Человек, который предлагает чёрный агуру, сихалаку и лучшего качества
красный сандаловый порошок Верховной Личности Бога, получает
огромное благочестие.
307-309
(Вишну-дхармоттара)
Используя сандаловую пасту для Шри Кришны, преданный достигает обители
бога Луны, и все его телесные и умственные беспокойства устраняются.
Используя кункуму для Господа, преданный может наслаждаться жизнью на
планете Бога Солнца и достичь хорошей удачи в этом мире. Предлагая
Господу камфору, преданный освобождается от всех физических и ментальных беспокойств в этой жизни и может отправиться в обитель Варуны.
310-311
Тот, кто предлагает Господу мускус, насладится огромной славой. Предлагая
Господу порошок мускатного ореха, человек достигнет успеха во всех своих
усилиях. Предлагая Господу Джанардане агуру высокого качества,
преданный достигает хорошей удачи и великой силы.
312
Используя эссенцию бакула на тело Господа Хари, преданный обретает благо от
совершения жертвоприношения агништома. Используя ароматную
сандаловую пасту, смешанную с агуру, и эссенцию бакула на тело Господа
вселенной, преданный получает благо от совершения жертвоприношения
пундарика.
313-316
Нет сомнения, что тот, кто смешивает описанные выше субстанции, и затем
использует их для умащения тела Господа Джанарданы, обретает благо от
совершения жертвоприношения коня. Тот, кто украшает тело Господа
вышеперечисленными субстанциями, становится способен свободно
путешествовать внутри 14-ти миров столько лет, сколько молекул в этих
субстанциях. Разбрызгивая эссенцию молока на волосы Божества,
преданный обретает благо от совершения любого жертвоприношения, какое
он выбирет.
317
Тот, кто предлагает ароматную смесь Господу Хари, очистив её сначала,
несомненно, родится как Гандхарва и насладится хорошей удачей.
318
(Слава пасты из дерева туласи)
(в беседе между Нарадой и Дхундхумарой о славе пасты дерева туласи из
Гаруда-пураны)
Тот, кто предлагает пасту из дерева туласи Господу Джанардане каждый день,
будет жить в раю бесчисленное количество юг.
319-322
В век Кали тот, кто предлагает пасту из дерева туласи Господу Маха-вишну и
поклоняется Ему с предложением цветов жасмина, не будет больше
страдать от материального существования.
Все греховные реакции преданного,
накопленные за 100 прошлых жизней, сжигаются дотла благодаря предложению Господу пасты дерева туласи,.
Как паста туласи дорога Господу Хари – также она дорога полубогам и
предкам. Те, чьи тела умащены пастой туласи во время смерти, достигают
освобождения сарупйа, (живя в трансцендентной обители Господа).
323
О царь, сандаловая паста и чёрный агуру увеличивают красоту Шри Вишну
только тогда, когда чистая паста туласи недоступна. Другими словами, они
ниже пасты туласи.
324-325
Аромат мускуса и камфоры продолжает распространяться до тех пор, пока
паста из дерева туласи не будет предложена телу Господа.
О Дхундхумара, в век Кали те, кто предлагает Господу Хари пасту дерева
туласи, не вернутся в этот смертный мир.
326
Преданный Господа не считается истинным преданным, если он не предлагает
Господу Вишну пасту дерева туласи.
327-329
(Прахлада-сахита)
Не существует в этом мире лучшего Вайшнава, чем тот, кто предлагает Шри
Кришне пасту дерева туласи. В век Кали, предлагая Господу пасту дерева
туласи с преданностью, преданный достигает Вайкунтхи и живёт в Его
обществе. Тот, кто умащает тело Господа Вишну пастой дерева туласи,
обретёт благо от пожертвования коричневой коровы.
330-331
Если человек, умирая, ест пасту дерева туласи, то он освобождается, даже
будучи греховным. Предлагая пасту дерева туласи предкам во время
церемонии шраддха, человек приносит им удовлетворение на сотни лет.
332
(Вишну-дхармоттара)
Тот, кто поклоняется Шри Кришне после украшения своего тела пастой дерева
туласи, обретает благо от поклонения Господу в течение 100 лет за один
день.
333-334
Сейчас услышь о благочестии того, в чьём доме используют пасту дерева
туласи для умащения тела Шри Кришны. Благочестие, достижимое
пожертвованием 8-ми прастх зёрен сезама в день, когда Солнце переходит
из одного знака зодиака в другой в северном полушарии, может быть
достигнуто удовлетворением Господа Хари, держащего диск в Своей руке,
предложением пасты дерева туласи.
335
В отсутствии дерева туласи человек может использовать дерево кадамба для
охлаждения тела Господа. Поскольку в девадаре или в сосне немного присутствует
аромат, то они также используются как охлаждающие агенты.
336
(Гаруда-пурана)
Сандаловое дерево — лучшее для поклонения Господу Хари. Если сандаловое
дерево недоступно, то можно использовать сосну.
337
(смеси, запрещённые для умащения тела Господа)
(Вишну-дхармоттара)
Предлагая Господу пасту из стебля лотоса, человек становится бедным;
предлагая красную сандаловую пасту, человек портит своё здоровье;
ум предлагающего уширу становится беспокойным; и предлагающий порошок,
сделанный из дерева, получит сильный зловонный запах, сбивающий с толку
ум.
338
Те, кто наслаждается всеми видами счастья в этом мире, никогда не должен
предлагать Господу пасту из стебля лотоса. Эти запрещённые смеси могут
предлагаться Господу только в отсутствии описанных субстанций.
339
После предложения ароматной пасты Господу, преданный должен обмахивать
Его веером из перьев павлина или чамарой.
340-346
(Слава обмахивания веером)
(Вишну-дхармоттара)
Если после использования ароматной пасты для Господа вселенной преданный
обмахивает Его веером из листьев пальмы, то он становится
квалифицирован жить в обители Господа Вишну.
Обмахивая Господа чамарой, человек обретает благо от пожертвования одной
прастхи сезама.
О царь, если человек с верой обмахивает Шри Хари веером, сделанным из
ткани, то никто из членов его семьи не будет бояться ярости Ямараджа.
О царь, тот, кто удовлетворяет Шри Кришну, обмахивая Его чамарой, не упадёт
из обители Вайу. Верховный Господь лично прославляет такого
преданного. Тем не менее, преданный должен использовать осенью только
веер. Преданный не должен предлагать Господу сандаловую пасту во время
месяцев Декабрь и Январь, поскольку эти два месяца очень холодные.
Ведические наставления таковы, что в течение зимы Господу не следует
предлагать охлаждающие пасты.

Так заканчивается перевод 6-й виласы Хари-бхакти-виласы.