Чары Ру >> Хари-бхакти-виласа >> виласа VII

Хари-бхакти-виласа - VII

1
Я поклоняюсь Шри Кришна Чайтанье, у Чьих лотосных стоп предлагающий
цветы превращается даже из завистливого человека в чистую душу.
2
После использования всех предыдущих ароматных субстанций телу Божества с
любовью и преданностью преданный должен предложить наилучшие
цветы в зависимости от своих возможностей и показать соответствующие
мудры.
3
(цветы, предлагаемые Господу)
(Нрсимха-пурана)
Человек должен предлагать Шри Хари свежие цветы, которые нашёл в лесу, в
своей деревне или в своём саду. Предлагать можно только нерваные, немытые и не изъеденные насекомыми цветы.
4-7
(Беседа Прахлады и Бали из Вамана-пураны)
О царь демонов, лучше всего предлагать Господу цветы красивого цвета,
с хорошим ароматом и видом. Цветы, такие как джати, шатанга (лотос), малати,
кунда, карникара, вана, чампака, ашока, карави, йутхика, мандара, патала,
бакула, шукла кутаджа, сезам, гибискус, пийали и тагара лучше всего
подходят для поклонения Шри Говинде. Ароматные цветы,
кроме дикой кетаки, также можно предлагать Господу.
8-14
Цветы, такие как кункума, бандхуджива, чампака, растущая на дереве, чампака,
растущая на земле, жёлтая йутхика, кадамба и манго могут быть
предложены Господу Джанардане. Человек может также предложить
маллику, кувджу и мадхави; а также такие цветы цветы семейста йутхика,
семейства маллика и семейства кувджа; кадамба, кетаки, патала,
карнатухали и другие ароматные цветы. Некоторые цветы хорошо
предлагать просто потому, что они ароматные, а некоторые цветы хорошо
предлагать, потому что они красивого цвета. Преданный также может
предложить другие ароматные и красивые цветы, которые не были
перечислены. Рекомендуется предлагать Божеству цветы по сезону,
имеющие хороший аромат и цвет.
15
(В беседе между Ваджрой и Маркандеей из той же книги находим следующее
утверждение)
Цветы, называющиеся шубхашукла относятся к тем, что к тем, у которых обычно белые лепестки, но разноцветная сердцевина. Они очень красивы и дороги Господу Кешаве.
16-20
(Сканда-пурана)
Цветы, такие как маллика, растущие весной и в сезон дождей; кусумбха; два
вида йутхики; мадхави; кетаки; чампака; машаврнта; почки или цветы
пурандхри; манго; бандху-джива; кункума; все виды джати; кунда;
патала; голубой и белый лотосы; красный лотос; красная лилия; белая и
голубая лилии всегда могут предлагаться Господу Хари.
21
(также в этой книге говорится)
Цветы малати, туласи, падма, кетаки, мани и кадамба дороги Господу Кешаве
как Лакшми или камень Каустубха.
22
(также говорится)
О лучший из брахманов, даже если белые цветы имеют колючки, то всё равно
могут предлагаться Господу. Преданный может предложить красные цветы,
растущие в воде.
23-26
(В беседе между Верховным Господом и Нарадой, из Сапта-сахасры Нарада-
пураны)
О брахмана, существует 25 разновидностей превосходных цветов, которые
очень дороги Мне. Это малати, бакула, ашока, шепхали, навамалика, амра,
тагара, маллика, мадху, пиндика, йутхика, нагакешара, кунда, кадамба,
шикхи, харидра, патала, чампака, лаванга, мадхави, кетаки, курувака,
билва, кахлара и васака.
Эти цветы дороги Мне также как Лакшми. Ранее Я лично сделал гирлянды из
этих 25-ти лесных цветов.
27
(Хари-смрти)
Эти два вида туласи, два вида лотоса, два вида джати, два вида кетаки и два
вида карави подходят для предложения Божествам. Помимо этих 10-ти
видов цветов, преданный также может предложить Господу красные
лотосы.
28-30
(Слава цветов в целом)
(Вишну-дхармоттара)
Предложение цветов – лучшая форма благотворительности. Когда человек предлагает цветы,
уходит бедность и возрастает его удача. Такой человек также
достигает богатства, славы, хорошего здоровья, благоденствия и мудрости.
Предлагая Господу цветы, человек обретает благо от совершения
жертвоприношения агништома и после этого отправляется в рай.
Верховный Господь, держащий диск и палицу в Своих руках, не так
удовлетворён предложением драгоценных камней и других различных
предметов, как если Ему предлагают ранее упомянутые 10 видов цветов.
31-34
(где-то также говорится)
Нет сомнения, что когда преданный поклоняется Господу Кешаве с цветами,
которые были куплены на деньги, заработанные честным образом,
освобождает семь предыдущих поколений своей семьи, а также семь поколений,
которые придут в будущем. Когда преданный поклоняется Господу
Кешаве цветами из своего сада, то он становится квалифицирован
наслаждаться хорошей жизнью в гармонии с природой. Просто поклоняясь
Господу Хари после сбора цветов, так или иначе, человек достигает
райских планет. В этом нет сомнения. Преданный, который поклоняется
Господу Кешаве, собирая цветы в своём районе, освобождает 25
предыдущих поколений своей семьи и 25 поколений в будущем.
35-37
Если, несмотря на проживание в многолюдном городе, преданный
поддерживает себя сбором милостыни, соблюдает строгие обеты и всегда
поклоняется Господу Мадхусудане, предлагая Ему листья, цветы, корни,
фрукты и почки, собранные в лесу, то Господь, конечно же, удовлетворит
все его желания. Также очень известен факт, что Господь дарует такому
преданному высшее назначение, даже если тот не просит Его об этом.
Верховная обитель Господа Вишну – это место, где нет беспокойств и
скорби.
38-43
(в беседе между Ваджрой и Маркандеей из Вишну-дхармоттары)
О лучшие из людей, пожалуйста, слушайте Меня внимательно. Существует
много преданных Господа, которые в своих предыдущих жизнях не были
способны соблюдать посты и были бедны, и всё же они стали великими
царями в своих следующих жизнях, просто поклоняясь Господу
Мадхусудане после предложения цветов из своего леса. Пример тому: Яяти,
Нахуша, Вишвагандха, Карандхама, Дилипа, Юванашва, Шатапарва,
Бхагиратха, Бхима, Сахадева, Махашила, Махаману, Девала, Калакакша,
Кртавирйа, Гунакара, Деварата, Кусумбха, Винита, Викрама, Рагху,
Махотсаха, Витабхайа, Анамитра, Прабхакара, Капотарома, Парджанйа,
Чандрасена, Парантапа, Бхимасена, Дрдхаратха, Кусунабха и Пратардана.
44-47
Существует множество благочестивых людей, которые стали Якшами,
Гандхарвами, полубогами, Видйадхарами и Нагами в следующей жизни.
О безгрешные, невозможно сосчитать их число. Преданные должны очень
тщательно собирать цветы каждый день. Невозможно описать благо,
достижимое тем, кто лично собирает цветы из леса каждый день и затем
предлагает их Верховному Господу.
О лучшие из царей, человек, который поддерживает себя пищей, собранной
милостыней, и лично срывает цветы, предлагая их Господу Кешаве,
освобождает 100 поколений своей семьи.
48
(Вишну-дхармоттара)
Преданный Верховного Господа – это тот, кто предлагает прекрасные,
ароматные цветы Господу Хришикеше с любовью и преданностью.
49
(Нрсимха-пурана)
Благо, достижимое пожертвованием десяти золотых монет аскету, возвышенной
личности или тому, кто сведущ в Ведической литературе, может быть
достигнуто просто предложением цветов Шри Хари.
50-51
(Из той же книги)
Тот, кто поклоняется Господу Хари лучшими цветами, такими как маллика,
малати, джати, кетаки, ашока, чампака, пуннага, нага, бакула, падма, с каждым
предложенным цветком
обретает благо от пожертвования 10-ти золотых монет.
52
О царь, так я описал тебе любимые цветы Господа Нрисимхадева. Просто
поклоняясь Господу предложением этих цветов с любовью и преданностью,
преданный очищается и в конце концов достигает Его лотосных стоп.
53
(Сканда-пурана)
Тот, кто лично собирает цветы из леса и затем предлагает их Господу Хари,
становятся способны править царством, свободные от всех препятствий.
54
(из беседы между Шивой и Парвати из Сканда-пураны)
Просто поклоняясь Господу Вишну предложением цветов, растущих из воды
или на земле, человек становится способен жить как почитаемый житель
верховной обители Господа.
55
(Из беседы между Маркандеей и Индрадйумной в Вишну-рахасйе)
Если преданный поклоняется Господу Кришне, супругу Рукмини, предлагая
цветы по сезону, все его желания будут выполнены и в этой жизни, и в
следующей.
56
(Слава особых цветов)
(Нрисимха-пурана)
В зависимости от вида предлагаемых цветов, может быть достигнуто различное
благочестие.
57
(также говорится)
О царь, количество благочестия человека увеличивается или уменьшается в
зависимости от качеств предлагаемых цветов. Сейчас услышь, пожалуйста,
благо от предложения других цветов.
58
(слава цветка дрона)
(Нрисимха-пурана)
Просто предлагая один цветок дрона Господу Мадхаве, преданный достигает
блага от пожертвования 10-ти золотых монет.
59-68
(Слава цветка джати)
Один цветок шами считается лучше, чем 1000 цветков дрона. Один цветок
билва лучше, чем 1000 цветов шами. Один цветок бака лучше, чем 1000
цветов билва. Один цветок нандйа-варта лучше, чем 1000 цветов
бака. Один цветок каравира лучше, чем 1000 нандйа-варта. Один белый
цветок каравира лучше, чем 1000 цветов каравира других цветов. Один
цветок палаша лучше, чем 1000 белых цветов каравира. Один цветок куша
лучше, чем 1000 цветов палаша. Один цветок ванамала лучше, чем 1000
цветов куша. Один цветок чампака лучше, чем 1000 цветов ванамала. Один
цветок ашока лучше, чем 1000 цветов чампака. Один цветок кубджа лучше,
чем 1000 цветов ашока. Один цветок малати лучше, чем 1000 цветов
кубджа. Один цветок трисандхйа лучше, чем 1000 цветов малати. Один
белый цветок трисандхйа лучше, чем 1000 красных трисандхйа. Один
цветок кунда лучше, чем 1000 белых цветов трисандхйа. Один цветок
падма лучше, чем 1000 цветов кунда. Один цветок маллика лучше, чем 1000
цветов падма, и один цветок джати лучше, чем 1000 цветов маллика.
Поэтому нужно понять, что среди всех цветов цветок джати — лучший.
69-71
Услышь сейчас о благочестии преданного, который делает гирлянду из 1000
цветов джати и предлагает её Верховному Господу с любовью и
преданностью. Такой преданный становится наделённым богатством и
могуществом Верховного Господа Хари. Он будет жить в обители Вишну
100 и 1000 кальп. Что касается других цветов, то человек также будет жить
в обители Вишну, предлагая Ему эти цветы с любовью и преданностью.
72
(Вишну-дхармоттара)
Среди всех видов цветов лучшим считается джати. Более того, говорится, что
среди всех видов цветов цветка джати, белый — наилучший.
73
(Из беседы между Брахмой и Нарадой в Сканда-пуране говорится)
Существует три стиха в этом разделе, начинающиеся со слова маллика.
74-76
(Сканда-пурана)
Предлагая Господу Кришне цветы джати, преданный счастливо живёт среди
Гандхарвов. Предлагая Верховному Господу восемь цветов джати, человек
обретает благо от жертвоприношения агништома. Предлагая 1000 цветков
джати Господу, человек переносится на ту планету, на которую желает
попасть. Поклоняясь Господу, предлагая Ему 1000 цветов джати,
преданный становится способен жить на Шветадвипе. Я не способен
описать даже за 1000 лет благо человека, достижимое предложением
Господу гирлянды, сделанной из цветов джати, которая была
ароматизирована порошком камфары.
77
(Слава цветов малати)
(Из беседы между Брахмой и Нарадой в Сканда-пуране говорится)
Как брахман считается лучшим представителем из всех варн, как Ганга — лучшая из всех святых
рек, как Вишну — лучший из всех богов, так малати — лучшая из всех цветов.
78
Тот, кто поклоняется Господу Гарудадхвадже с цветами малати, освобождается
от пут рождения, старости и болезней, поскольку в конце своей жизни он
освобождается от материального существования.
79
(также в этой книге говорится)
Нет сомнения, что любой, кто поклоняется Шри Кришне, Господу трёх миров, с
предложением цветов малати, будет перенесён в высшую обитель.
80
О лучший из брахманов, предлагая гирлянду из распустившихся цветов малати
голове Шри Хари, человек обретает благо от совершения
жертвоприношения коня.
81-86
(Гаруда-пурана)
О царь птиц, не было и не будет лучшего цветка, чем малати и более
благоприятного дня, чем Двадаши. Нарада говорит, что предложение
одного цветка малати удовлетворяет Господа Кешаву больше, чем 1000
жертвоприношений. Господь Кешава счастливо живёт в листьях растения
малати.
О великая птица, как отец становится очень счастлив, видя своего сына, так
Господь Хари, враг демонов, счастлив, когда Он видит цветы малати в
руках Вайшнавов. Предлагая Господу прекрасные цветы малати,
преданный достигает трансцендентного назначения, свободного от всех
страданий и никогда не уничтожимого. Цветы малати всегда
удовлетворяют Господа Мадхаву. Господь Гарудадхваджа не раздумывая
награждает поклоняющегося Ему цветами малати проживанием в Его
собственной обители.
87-89
Когда преданный предлагает свежие цветы Господу, это становится
прасадом. Даже если Господь наслаждался цветами малати днём и ночью,
они всё же остаются свежими.
О великая птица, человек, который касается своей головы цветами малати,
которые были предложены Господу Вишну, обретает благо от следования
всем религиозным принципам.
О лучшая из птиц, человек, который украшает себя цветами малати, не
предложив их сначала Господу Кешаве, деградирует и теряет все свои
религиозные принципы.
90
(Его особая слава в месяц Карттика)
(В Гаруда-пуране говорится)
О лучшая из птиц, лучше всего предлагать цветы малати Господу Кришне в
месяц Карттика, чем жертвовать золото, коров или землю достойным
личностям.
91
О лучшая из птиц, цветы малати удовлетворяют Господа Кришну, в какой бы
месяц они не предлагались. В месяц Карттика предложение цветов малати
дарует благо от совершения жертвоприношения коня.
92
(Из беседы между Брахмой и Нарадой в Сканда-пуране говорится)
Ямараджа приказывает вычеркнуть из своей книги все греховные реакции преданного, который поклоняется Господу Вишну с предложением цветов
малати в месяц Карттика.
93
(В Карттика-махатмйе, разделе Падма-пураны, Уттара-кханде, говорится)
Если преданный поклоняется Господу Мадхаве с предложением малати,
джати, золотых джати или цветов чампака во время месяца Карттика, то
Господь награждает его проживанием в Своей обители.
94
(Слава цветов лотоса)
(В беседе между Брахмой и Нарадой из Сканда-пураны)
Если преданный поклоняется Господу Адхокшадже, пребывающему выше
материального чувственного восприятия, ароматными белыми или
голубыми лотосами, то он, несомненно, достигнет верховной обители
Господа.
95
(также в этой книге говорится)
Нужно понимать так: человек, который не поклоняется Господу Хари с предложением белых или
голубых лотосов с любовью и преданностью,
зря проживает свою жизнь, находясь в тисках Кали.
96-97
Преданный, поклоняющийся Господу Нарайане, супругу Лакшми и повелителю
полубогов, с предложением цветов лотоса, смягчает все свои греховные
реакции, накопленные за последние 10 000 лет. Когда возлюбленному
Господину Лакшми поклоняются с предложением цветов лотоса, то Он
награждает человека беспримесным преданным служением.
98
(Из беседы между Шивой и Парвати в Сканда-пуране говорится)
Когда преданный поклоняется Верховному Господу с предложением цветов
лотоса, он, конечно же, обретёт в 100 раз большее благо, чем поклоняясь
Господу другими цветами.
99-101
(Слава цветов лотоса в соответствии с их различными цветами)
(Сканда-пурана)
Предлагая Господу розовые лотосы, преданный обретает благо от
пожертвования 1 маса, или 8 рати золота. Если искренний преданный
предлагает Господу 100 цветов лотоса, он обретает благочестие от
совершения жертвоприношения агништома. Человека, предлагающего 1000 цветов лотоса,
будут почитать в обители Бога Солнца. Человек, который
поклоняется Господу с предложением 100 000 розовых цветов лотоса, будет
перенесён в обитель Господа Вишну. Там такой преданный получает
благосклонность Богини удачи. В этом нет сомнения. Предложение белых
цветов лотоса приносит благо в два раза большее, чем подношение красных
лотосов.
102
(Особая слава подношений в месяц Карттика)
(В Карттика-махатмье, разделе Падма-пураны, Уттара-кханды, говорится)
Лакшми, богиня удачи, остаётся благосклонной в течение 100 жизней к тому,
кто поклоняется супругу Лакшми с предложением цветов лотоса в месяц
Карттика.
103
(В беседе между Брахмой и Нарадой из Сканда-пураны)
О лучший из брахманов, Лакшми не остаётся даже на мгновение в течение
миллионов жизней в доме того, кто не поклоняется лотосоокой Верховной
Личности Господа с предложением цветов лотоса в месяц Карттика.
104-106
(Слава голубых цветов лотоса)
(Вишну-дхармоттара)
О Брахманы, человек обретает равное от предложения голубых лотосов,
цветов кункума и цветов бандхуджихва. Предлагая Господу Вишну
голубые лотосы, человек получает благо от пожертвования 10-ти золотых
монет. В этом нет сомнения. Тот, кто предлагает Господу 100 голубых
лотосов, получает благо от совершения жертвоприношения агништома, а
предлагающий 1000 голубых лотосов получает благо от совершения
жертвоприношения пундарика. Предлагая Господу 1000 голубых лотосов,
человек обретает благо от совершения жертвоприношения Раджасуя.
107-109
(Слава цветка кумуда)
(Вишну-дхармоттара)
Предлагая Господу цветок кумуда, человек обретает благо от пожертвования восьми
рати золота. Человека, предлагающего 100 цветов кумуда, будут почитать в
обители Бога Луны. Предлагая 1000 цветов кумуда, человек попадает на ту
планету, на которую пожелает; и предлагая 100 000 цветов кумуда, человек
получает благо от совершения жертвоприношения коня. Предлагая Господу
розовые лотосы, человек получает в 2 раза большее благо, чем от
предложения цветов кумуда.
110-111
(Слава цветов кадамба)
(из беседы между Брахмой и Нарадой в Сканда-пуране)
О великий аскет, те, кто поклоняется Господу Говинде с предложением золотых
цветов кадамба, могут не бояться гнева Ямараджа. Те, кто поклоняется
Господу Джанардане, предлагая прекрасные цветы кадамба, никогда не
отправятся в обитель Ямараджа и не родятся в низших формах жизни.
112-113
(также говорится)
Повелитель полубогов не так удовлетворён предложением цветов кетаки или
малати, как он удовлетворён предложением цветов кадамба. Как только
Господь Мадхава видит цветы кадамба, Он становится очень счастлив, что
говорить о том, как Он становится удовлетворён поклонением Ему с
цветами кадамба? Истина в том, что Господь всегда удовлетворяет желания
преданных, поклоняющихся Ему с цветами кумуда.
114-116
Творец вселенной, Господь Мадхава, становится удовлетворён предложением
цветов кадамба также, как если бы Он соединялся с Лакшми. Если человек,
поклоняясь Господу Хари, даже с небрежностью, предлагает Ему всего лишь
один цветок кадамба, то Господь и Его супруга, Лакшми, обязуются лично
защищать его 100 жизней. Все греховные реакции, накопленные за
последние 10 000 жизней, будут обнулены просто предложением Господу
Кешаве ароматного цветка кадамба.
117-118
(Особая слава предложения в месяц Ашадха)
(В той же книге говорится)
Если человек поклоняется Господу Шйамасундаре, предлагая Ему цветы
кадамба в сезон дождей, Он удовлетворяет все желания Своего
преданного в течение 100 жизней и награждает его огромным богатством.
Человеческая жизнь становится успешной, когда человек поклоняется
черноватой личности, Кришне, Господину Господ, с предложением цветов
кадамба во время сезона дождей.
119-120
(Слава цветов каравира)
(Из беседы между Шивой и Парвати в Сканда-пуране)
О Богиня, те, кто поклоняется Господу Кешаве предложением цветов каравира,
накапливают благо от пожертвования 10-ти золотых монет. Человек,
который даже единожды поклоняется Господу Вишну с предложением
красных цветов каравира, обретает благо от раздачи 10 000 коров.
121-122
(В беседе между Брахмой и Нарадой из Сканда-пураны находим)
О выдающийся брахмана, Господь господ, Шри Хари, 4 юги остаётся
удовлетворённым тем, кто поклоняется Ему предложением белых или
красных цветов каравира. Человек, который поклоняется Господу Ачьюте
предложением Ему чистых белых или красных цветов каравира с
преданностью, обретает прибежище Того, чей флаг украшен символом
Гаруды.
123-128
(Слава цветов Пурандхри)
Господь Хари, держащий диск и палицу в Своих руках, враг демона Мадху,
становится очень удовлетворён преданным, который поклоняется Ему с
предложением цветов пурандхри. Это факт, что прекрасные манджари
пурандхри всегда доставляют удовольствие Господу Хари. Тот, кто
предлагает Господу только один цветок пурандхри, обретает благо от
пожертвования огромного количества зёрен сезама. Предлагая 1000
манджари пурандхри, или цветов, человек получает благо от совершения
жертвоприношения агништома. Человек, несомненно, получит благо от
совершения жертвоприношения коня простым изготовлением гирлянды из
цветов пурандхри, ароматизированных порошком камфоры и
предложенных Господу Кешаве с любовью и преданностью. Предлагая 100
цветов пурандхри, человек может обрести благо от совершения
жертвоприношения ваджапейа, и предлагая 100 000 цветов пурандхри,
человек становится хорошо осведомлённым во всех областях знания.
129-131
(Слава цветов агастья)
(Из беседы между Брахмой и Нарадой в Сканда-пуране)
О Нарада, просто видя поклонение Господу Хари, совершаемое с предложением
цветов агастйа или бака, преданный освобождается от огня адской жизни.
О лучший из брахманов, Господь Хари не даёт столько расположения человеку,
совершающему аскезы, сколько Он даёт его, будучи доволен предложением
цветов бака.
О великий мудрец, даже царь полубогов дрожит в страхе от человека,
поклоняющегося Господу Джанардане с предложением Ему гирлянды из
цветов бака.
132-133
(также в этой литературе говорится)
О Нарада, если Господь Хари видит человека, носящего гирлянду из цветов
бака, которая была предложена Ему, или если человек предлагает Ему гирлянду из
цветов бака, то Он остаётся доволен им в течение десяти жизней. Преданные
Господа Джанарданы, которые предлагают Ему белые или розовые цветы
бака, достигают верховной обители в духовном небе.
134
(Вишну-рахасйа)
Поклоняясь Господу Хришикеше, повелителю чувств, с цветами бака,
прекрасными как цветы лотоса, человек становится свободен от страданий
рождения и смерти, поскольку он освобождается от материального
существования.
135-137
(Его слава в месяц Карттика)
(Сканда-пурана)
Человек, который поклоняется Господу Кешаве с предложением цветов бака
вместо других цветов в месяц Карттика, несомненно, получит благо от
совершения жертвоприношения коня. Если Верховной Личности Господа,
Господу Вишну, поклоняются на новолуние в месяц Карттика с
предложением цветов бака, то Он удовлетворяет все желания Своего
преданного.
О мудрец, результат, достижимый пожертвованием 10 000 коров, может быть
достигнут просто поклонением Господу Кешаве с одним цветком бака.
138
(В Карттика-махатмйе, разделе Падма-пураны, говорится)
Те, кто поклоняется Господу Хари, предлагая Ему цветы бака во время месяца
Карттика, награждаются положением учёных мудрецов, строго следующих
обету целибата.
139-140
(Слава цветов кетаки)
(Сканда-пурана)
Господь Мадхусудана, Чей флаг украшен символом Гаруды, остаётся
удовлетворён человеком, который поклоняется Ему, предлагая цветы
кетаки, в течение 1000 лет. Становится возможным пригласить Лакшми
гостить в своём доме, поклоняясь Господу Хришикеше с ароматными
цветами кетаки.
141
(Также говорится)
О великий мудрец, преданный, предлагающий Господу Джанардане золотые
цветы кетаки, обретает благо от пожертвования золота.
142-143
(Его слава в месяц Ашадха)
(В той же книге говорится)
Преданный, поклоняющийся Господу Кешаве с предложением цветок кетаки,
даже единожды, когда Солнце входит в Близнецы, освобождается из океана
адской жизни. Более того, если преданный поклоняется Господу Хари с
предложением цветов кетаки в то время, когда солнце входит в Близнецы,
то он будет наслаждаться милостивым взглядом Господа в течение одной
манвантары.
144-145
(Их слава в месяц Шравана)
О выдающийся брахмана, те, кто поклоняется Господу Говинде с предложением
свежераспустившихся цветов кетаки в то время, когда солнце входит в
созвездие Рака, видимое в южном полушарии, достигает обители
Ваикунтхи, где Господь Хари живёт вместе со Своей супругой, Камалой,
даже если он совершил сотни или тысячи видов греховной деятельности.
146
(Их слава в месяц Карттика)
(В той же самой книге говорится)
О мудрец среди полубогов, тот, кто предложил цветы кетаки и лампу гхи
Господу Хари в месяц Карттика, освобождает 10 000 потомков своей семьи.
147
(Слава цветов кунда)
(Сканда-пурана)
Поклоняясь Господу Кешаве, уничтожающему греховные реакции Своих
преданных, с предложением цветов кунда, человек может войти в Его
верховную обитель, прославленную великими мудрецами и Чаранами.
148
(В описании гопи одежд Господа из 10 песни Шримад-Бхагаватам мы находим)
О подруга супруга оленя, был ли Господь Ачьюта,
приносящий огромное наслаждение твоим глазам, здесь со Своей возлюбленной? В действительности,
этот ветерок несёт аромат Его гирлянды из? цветов кунда, которые были
смазаны кункумой с груди Его подруги, когда Он обнимал её.
149
(В Шримад-Бхагаватам 10.35.20 говорится)
О безгрешная Йашода, Твой дорогой ребёнок, сын Махараджи Нанды,
празднично украшен жасминовой гирляндой, и сейчас Он играет на Ямуне в
компании коров и пастушков, развлекая Своих друзей.
150
(слава цветов паванти)
(В Вишну-пуране говорится)
Как результат поклонения Господу Хришикеше, повелителю чувств, преданный
достигает Его верховной обители, которая наполнена Его сияющим и
трансцендентно привлекательным окружением.
151
(Слава цветов карникара)
(В той же Пуране говорится)
Поклоняясь Господу Ачьюте предложением прекрасных, золотых цветов
карникара, человек становится достоин почитания, находясь в Его
трансцендентной обители.
152
(В Шримад-Бхагаватам 10.21.5 говорится)
Нося на Своей голове перо павлина, голубые цветы карникара — в Своих ушах,
жёлтые одежды, сияющие как золото, и гирлянду Ваиджайанти, Господь
Кришна показывает Свою трансцендентную форму великого танцора,
когда Он входит в лес Вриндавана, украшая его отпечатками Своих стоп.
Он наполняет дырочки Своей флейты нектаром Своих губ, и мальчики-
пастушки поют Его славу.
153
(Слава красных цветов шатапатрика)
(Сканда-пурана)
Тот, кто предлагает Господу Джаганнатхе ароматные цветы шатапатрика,
которые по цвету похожи на кункуму, не возвращается снова в
материальный мир после достижения Шветадвипы.
154
(Слава цветов севанти и палаша)
(В той же книги говорится)
Поклоняясь Господу Хришикеше с предложением чистых и прекрасных цветов
севанти и палаша, человек освобождается от страданий повторяющихся
рождений и смертей.
155
(Слава цветов кувджа)
(В той же книге говорится)
Преданные, поклоняющиеся Господу Хришикеше с предложением ароматных,
белых, диких цветов кувджа с любовью и преданностью, будут жить в
обители Шветадвипы.
156
(Слава цветов чампака)
(Сканда-пурана)
Предложение Господу Джанардане цветов чампака, так же хорошо, как и
предложение Ему голубых лотосов.
157
(В беседе между Брахмой и Нарадой из Сканда-пураны говорится)
Те человеческие существа, которые поклоняются Господу Хари с любовью и
преданностью, предлагая Ему цветы чампака, не вернутся снова назад в
этот материальный мир.
158
(Слава цветов ашока и бакула)
(Вишну-рахасйа)
Поклоняясь Господу Хари, который устраняет страх и скорбь в умах Своих
преданных, с предложением прекрасных цветов ашока, человек становится
достоин достичь Его верховной обители.
159
(также в Сканда-пуране говорится)
Те, кто поклоняется Господу вселенной с предложением цветов бакула и ашока,
будут жить в обители Вишну так долго, как солнце и луна восходят и
заходят.
160
(Слава цветов патала)
(в той же книге говорится)
Чистосердечный преданный, который поклоняется Господу Хари с
предложением Ему цветов патала, освобождается от всех греховных
реакций и, конечно же, достигает Его верховной обители.
161
Преданный, который поклоняется Господу, Чей флаг украшен символом
Гаруды, с предложением цветов патала весной, несомненно, достигает
освобождения от материального существования.
162
(Слава цветов тила)
(Вишну-рахасйа)
Поклоняясь Господу Мадхусудане с предложением белых цветов тила,
преданный освобождается от всех греховных реакций, также как и от страха
материального существования. В конце своей жизни он достигает общения
с Господом Кришной в духовном мире.
163
(Слава цветов джава)
(Вишну-рахасйа)
Тот, кто поклоняется Верховному Господу, лежащему на воде причинного
океана, с предложением белых цветов джава, становится бесстрашным и
независтливым и в конце достигает высшего назначения.
164
Тот, кто поклоняется Верховной Личности Бога, Чей флаг отмечен символом
Гаруды, в соответствии с правилами и предписаниями, с предложением
цветов джава, достигает конечной цели жизни.
165
(Слава цветов атарушака)
(Сканда-пурана)
Благочестивые преданные, поклоняющиеся Господу вселенной с предложением
цветов атарушака, достигают верховной обители Господа Вишну.
166
(Слава цветов кусумбха)
(В той же книги говорится)
Те, кто поклоняется Господу Джанардане с предложением цветов кусумбха,
становятся достойны жить в обители Брахмы по милости Господа,
держащего диск в Своей руке.
167
(Слава цветов маллика)
(Сканда-пурана)
Описано, что благо от предложения цветов семейства маллика, семейства
йутхика и семейства кувджа, равно половине блага, описанного ранее
относительно голубого лотоса.
168-169
(в беседе между Брахмой и Нарадой, из Сканда-пураны)
Поклоняясь Господу Ачьюте с предложением ароматных цветов маллика,
преданный освобождается от всех греховных реакций и будет жить с
почтением в обители Господа Вишну. Если преданный поклоняется
Господу, чей флаг украшен символом Гаруды, с предложением цветов
маллика весной, со стойкой преданностью, то три вида грехов
(совершаемых его телом, умом и речью) сжигаются дотла.
170
(Слава цветов кумбхи)
(Сканда-пурана)
О Нарада, тот, кто предлагает цветы кумбхи Господу Джанардане, достигает
блага от пожертвования одной палы (2 и ½ унции) золота с каждым
предложенным цветком.
171-172
(слава цветов гокарна)
(Вишну-рахасйа)
Человек становится царём полубогов, поклоняясь Господу Ачьюте с
предложением цветов гокарны, нага-карны или виллатика. Человек может
перенестись на Голоку, украшая Господа Кришну цветами анджали,
вотаки, кушманда и тимира.
173
(слава цветов дурвади)
(В той же Сканда-пуране говорится)
Украшая Господа Вишну цветами травы дубва, растущими в саду человека, так
же как и с цветами каша или куша, человек становится достоин войти в Его
верховную обитель.
174
(Вишну-рахасйа)
Тот, кто украшает Господа вселенной цветами шара, каша и куша, достигнет
обители Господа Вишну.
175
Существует разное благо, обретаемое в зависимости от цвета цветка,
предложенного Господу. Также говорится, что предлагая гирлянду цветов
вместо отдельных цветов, человек обретает больше благочестия и удачи.
176-177
(В Сканда-пуране и Вишну-дхармоттаре говорится)
Поклонение Верховному Господу с предложением белых цветов дарует
освобождение. Поклонение Верховному Господу с предложением жёлтых
цветов дарует исполнение материальных желаний человека. Те, кто желает
причинить вред своим врагам, должны поклоняться Господу с
предложением очень тёмных цветов.
178-180
(Вишну-рахасйа)
Предлагая Господу Кришне цветы с любовью и преданностью, человек обретает
благо больше, чем от пожертвования 100 000 золотых монет. Предлагая
Господу гирлянду из цветов, человек обретает благо в миллионы раз большее, чем благо от предложения одного цветка.
Цветы маллика могут быть предложены как днём, так и ночью. Цветы шондали
и йутхика могут быть предложены только ночью. Цветы нандйаварта
могут быть предложены в полночь, и цветы малати могут быть
предложены только утром.
Что касается других цветов, то они могут быть предложены только в течение
дня. Это мнение учёных людей, которые обладают огромным знанием о
поклонении Божествам.
181-182
(также говорится)
Цветы джати остаются свежими в течение 3-х часов, цветы каравира остаются
свежими целый день и ночь, цветы лотоса остаются свежими 7 ночей, и
цветы бака остаются свежими 6 месяцев. Эта продолжительность по
времени начинается с того момента, когда человек срывает цветок.
183
(Цветочные украшения)
Лучшие из Вайшнавов должны сделать зонтики, подушки, качели и другие
параферналии из цветов, и затем предложить их Кришне.
184
(Слава цветочных украшений)
(Вишну-дхармоттара)
Преданный, который строит дом для Шри Кришны из прекрасных цветов,
взойдёт на цветочный самолёт и отправится на райские планеты.
185
(Сканда-пурана)
Сооружая дом и кровать из цветов для Господа Вишну, преданный обретает
благо от совершения жертвоприношений Раджасуя и коня.
186-187
(Из беседы Парвати и Шивы в Сканда-пуране)
Услышь сейчас о благочестии того человека, который делает дом, зонтик, или
кровать из цветов для Господа Кешавы. Такой преданный будет вечно
наслаждаться жизнью на райских планетах, вкушая различные
наслаждения, любовные игры и богатство. В этом нет сомнений.
188
(Их слава в месяц Карттика)
(Из беседы между Брахмой и Нарадой в Сканда-пуране)
Даже Я не могу сосчитать благо, достижимое изготовлением дома из цветов
малати в храме Господа Кешавы в месяц Карттика.
189
(Слава цветов, сделанных из золота и других драгоценных материалов)
Человек должен также поклоняться Верховному Господу с цветами,
сделанными из золота, драгоценных камней и других материалов. Особое
свойство этих украшений в том, что они никогда не стареют, и потому
могут быть предложены снова и снова.
190
(Богиня сама сказала)
Цветы, сделанные из золота никогда не стареют и не вянут, поэтому они могут
предлагаться снова и снова.
191
(Вишну-дхармоттара и Сканда-пурана)
Перед предложением искусственных цветов, сделанных из золота и других
материалов, человек должен смазать их ароматными субстанциями, такими
как сандаловая паста, духи или камфора.
192-193
(Слава золотых цветов)
(Сканда-пурана)
Вся земля очищается пылью со стоп того человека, в чьём доме Господу Кешаве
поклоняются с предложением золотых цветов джати. Поклоняясь Господу
Кешаве с золотыми цветами, человек обретает благо от совершения
жертвоприношения Раджасуя, и поклоняясь Господу Кешаве с цветами,
сделанными из драгоценных камней, человек становится императором
земли.
194
(В беседе между Шивой и Парвати из Сканда-пураны)
Среди всех видов цветов джати, золотые цветы джати — лучшие.
195
Все цветы, которые были упомянуты, и те, которые не были упомянуты, могут
быть предложены Верховному Господу, если они привлекательные и
ароматные. Нужно быть осторожным, чтобы не предложить Господу цветы,
запрещённые в писаниях.
196-199
(Запрещённые цветы)
(Суммарное описание в Вишну-дхармоттаре)
Человек не должен предлагать Божеству цветы, растущие на дереве на территории крематория, на дереве, корни которого зацементированы кирпичом;
цветы, упавшие на землю и нераспустившиеся. Человек должен
стараться предлагать Господу белые цветы. Даже если белые цветы и
ароматные цветы растут на колючем дереве, то они могут быть предложены
Господу. Красные цветы, которые не были упомянуты, не должны
предлагаться Господу. Если человек делает это, то будет страдать от
беспокойств. Тот, кто предлагает Господу цветы с очень сильным запахом,
будет заражён беспокойствами. Также говорится, что предложение цветов
без запаха приносит неудачу.
200-201
(В 3-й канде той же книги говорится)
Человек не должен предлагает цветы с сильным запахом или без запаха. Цветы,
сорванные в чьём-то саду или с колючего растения, не подходят для
поклонения.
О тот, кто предан дхарме! Ты не должен предлагать красные цветы, цветы с
дерева, корни которого зацементированы кирпичом, цветы с дерева, растущего в
крематории и цветы, растущие не по сезону.
202
(проклятие ведьмы из Нарада-пураны)
Если я солгала, то пусть я стану повинна в грехе поклонения Господу
цветами, собранными с чужого сада.
203
(Джнана-мала)
Нельзя использовать почки других растений, кроме чампаки, для поклонения
Верховному Господу.
204
Поскольку почки цветов джати, йутхи, маллики и нава-маллики обладают
сладким ароматом, то некоторые преданные рекомендуют предлагать их
Господу.
205
(Вишну-рахасйа)
Даже белые цветы, которые упали на землю, не должны предлагаться
Божествам. Человек не должен также предлагать цветы с испорченными
лепестками или цветами, которые искусственно раскрыли.
206-208
(Падма-пурана)
Человек должен избегать использовать цветы, которые ели насекомые;
несвежие, вялые или сухие; и цветы, на которых пауки плели свою паутину
– даже если они очень красивые.
Человек должен избегать нечистых цветов, даже если они обладают прекрасным
запахом. Человек должен избегать цветов с очень сильным запахом. Хотя
цветы, такие как куша, не имеют запаха, они могут быть предложены
Божествам, так как чисты по своей природе.
209
(Ваихайаса-панчаратра)
Для поклонения Господу Хари человек не должен собирать цветы на
перекрёстке, в храме Господа Шивы или в крематории.
210-212
(Из беседы между Брахмой и Нарадой в Сканда-пуране)
Человек не должен предлагать Божеству цветы с засохшими лепестками или со
сросшимися лепестками. Он должен избегать грязных цветов или не
полностью распустившихся. Цветы, которые плохо пахнут, имеют сильный
или кислый запахи, не должны предлагаться. Цветы считаются
осквернёнными, если их поели насекомые. Человек не должен собирать
цветы, которые завяли, подсохли, подгнили, порваны или поедены
насекомыми. Цветы, растущие под паутиной паука должны быть
отвергнуты, даже если красиво выглядят. Человек не должен вырывать всё
растение, срывая цветы. Нужно отвергать цветы, которых касалось что-то
оскверняющее.
213
(исключения в этом случае)
(Джнан-амала)
Нет недостатка в предложении цветов лотоса, цветов чампака, цветов бакула,
листьев билва и воды Ганги – даже если они старые.
214
(Вишну-дхармоттара)
Человек не должен использовать домашние белые и красные цветы каравира для
поклонения Господу Хари. Преданный должен также избегать поклонения
Господу с цветами, упавшими на землю, не полностью
распустившимися, старыми, уже понюханными, сломанными животными и к которым
прикоснулись любой частью тела, кроме рук.
215
(Особые запреты в этом случае)
(В 3-й канде Вишну-дхармоттаре говорится)
Каравира, дхустура, чёрная кутаджа и подсолнечники не должны
предлагаться Господу Джанардане.
216-217
(также говорится)
Нельзя предлагать Господу Ачьюте цветы подсолнечника, дхустуру, джхинти,
гирикарника и кантакари. Те, кто предлагает Господу Джанардане цветы
кутаджу, шалмали и шириша, встретятся с огромными опасностями и
потеряют своё богатство.
218-219
(Сканда-пурана)
Те, кто поклоняется Господу Джанардане, повелителю трёх миров, с
подсолнечниками, притягивают к себе наказание, страх и несчастья из-за гнева
Господа. Глупые люди, которые поклоняются Господу Джанардане, чей
флаг украшен символом Гаруды, с предложением цветов дхустура, будут
страдать от психических болезней.
220-221
Господь Вишну наказывает бедностью тех, кто поклоняется Ему, предлагая
запрещённые цветы. Семья того, кто поклоняется Господу Мадхусудане с цветами гирикарника, будет разрушена.
222
(Правильное время для срывания цветов)
Сорванные в полдень и запрещённые цветы не должны использоваться в
поклонении Господу Вишну.
223
(Сканда-пурана)
О брахмана, полубоги, предки и мудрецы никогда не принимают цветы,
которые были сорваны после омовения. В действительности, такие цветы
считаются сожжёнными дотла.
224
Ману сказал, что если цветы не доступны для поклонения Господу, то нет
ничего плохого в воровстве цветов. Украденные цветы для Верховного
Господа никогда не считаются ворованными в обычном смысле.
225-226
(Вйаса-гита раздела Курма-пураны)
Праджапати Ману сказал, что сбор цветов, шпината, воды, корней, дерева,
фруктов и травы от человека, которому они принадлежат, не считается
воровством.
О брахманы! Человек не должен срывать цветы для поклонения Господу только
из одного сада.
227
Если описанные цветы недоступны, то запрещённые цветы могут
использоваться как заменители, но человек никогда не должен предлагать
цветы, которые писания запрещают строго-настрого.
228
Если недостаёт предписанных цветов для поклонения Господу, то запрещённые
цветы, в крайнем случае, можно предлагать.
229-230
(2 шлоки, дающие правила по срыванию запрещённых цветов)
Цветы сухие, сломанные, вялые, упавшие на землю, рваные, изъеденные
насекомыми, с волосами, без запаха и имеющие сильный запах, также как
цветы, которые держали во время поклонов, цветы, которые держали в левой
руке, и цветы, погружённые в воду, непригодны для поклонения Господу.
Цветы, собранные ломанием веток дерева, срыванием растений и при залезании
на дерево, предназначены для демонов. Человек должен также отказаться от
цветов, собранных воровством, или касавшихся осквернённых объектов,
собранных в грязную одежду или купленных в магазине.
231
Человек должен также предлагать Господу нежные листья и траву дурва с
любовью и преданностью. Во всех обстоятельствах человек может
предлагать Господу листья туласи.
232-234
(Листья)
(Вишну-дхармоттара)
О брахманы, человек, который предлагает нежную траву дурва в отсутствии
цветов, обретает благо от предложения цветов. В отсутствии цветов человек
должен предложить Господу Джанардане листья и в отсутствии листьев он
должен предложить воду. Поступая так, он обретает тот же результат.
О выдающиеся брахманы, все
желания человека, с любовью и преданностью предлагающего Господу Мадхусудане листья деревьев, ароматные цветы, траву дурва или воду, удовлетворяются.
235-236
(В 3-й канде той же книги говорится)
Листья бхрнгараджа, листья билва, листья бака, листья ежевики (смородины),
листья манго и листья лимона могут быть предложены Господу.Человек
может обрести огромное благо просто предлагая вышеперечисленные
листья. Предлагая нежные, свежие листья Господу, человек обретает то же
благо, что и предложение цветов.
237-240
(Нрисимха-пурана)
О лучший из правителей, слушай же внимательно, как Я опишу тебе священные
листья, которые очень сильно удовлетворяют Господа Хари. Листья
бхрнгараджа лучше, чем листья апамарга. Листья тамала лучше, чем
листья апамарга. Листья шамипатра лучше, чем листья тамала. Листья
дурва лучше, чем листья шамипатра. Листья куша лучше, чем листья дурва.
Листья амалаки лучше, чем листья куша. Листья билва лучше, чем листья
амалака и листья туласи даже лучше, чем листья билва для поклонения
Господу Вишну.
Преданный, который поклоняется Господу Хари с этими листьями (которые
доступны) освобождается от всех греховных реакций и получает почёт,
живя в обители Господа Вишну.
241-242
(Вамана-пурана)
Листья деревьев билва, шами, бхрнгараджа, тамала и амалака лучшие для
предложения Господу Кешаве. Те, кто не может собрать подходящие цветы
для поклонения Господу Хари, могут предложить вместо них эти листья и
так обрести то же благо.
243-244
(Агни-пурана)
Предложение листьев кетака, бхрнгараджа, туласи и черноватых туласи
удовлетворяет Господа Хари. Господь Хари становится сразу же
удовлетворён, когда Ему предлагают листья билва, шами, бхрнгараджа и
тамала.
245-246
(Из беседы между Брахмой и Нарадой, в Сканда-пуране)
О Нарада, тот, кто поклоняется Господу Джанардане, врагу демонов, с
предложением листьев шами, освобождается от ужасного пути в обитель
Ямараджа.
Накопленные за миллионы жизней греховные реакции тех, кто с предложением листьев кумбхи поклоняется Господу, Чей флаг украшен символом
Гаруды, аннулируются.
247
Господь Говинда становится так доволен просто поклонением Ему, даже единожды, с предложением листьев
билва, что награждает преданного благом
от совершения всех видов жертвоприношений.
248-249
О Нарада, я уже описал славу тех, кто с преданностью поклоняется Господу
Хари, предлагая листья билва во время месяца Карттика.
О мудрец, предлагая листья марука, кетаки или даманаки, человек так
удовлетворяет Господа, что Он чувствует удовлетворение им сотни лет.
250-252
О Нарада, поклоняясь Господу Хари с предложением листьев даманака в месяц
Чаитра и Ваишакха, человек обретает благо от пожертвования 1000 коров.
Преданный, который предлагает Господу Хари траву дурва, обретает благо
в 100 раз большее, как если бы он не делал этого. Когда преданный
предлагает Господу Кешаве цветы манго, то он обретает благо в миллионы
раз большее.
253
(также говорится)
Благо, достижимое совершением жертвоприношений и раздачей милостыни,
которое очень трудно обрести, может быть легко достигнуто преданным,
который с преданностью поклоняется Господу Мадхусудане с
предложением свежей травы дурва.
254
(Из беседы между Шивой и Парвати, в Сканда-пуране)
Тот, кто поклоняется Господу Вишну даже один раз с целыми листьями билва,
освобождается от всех греховных реакций и в конце достигает моей
(Господа Шивы) обители.
255
(Вишну-рахасйа)
Поклоняясь Господу Говинде с предложением листьев билва, преданный
освобождается от материального рабства и в конце становится вечным
слугой Господа Кришны.
256
(Вишну-дхарма)
Благодаря предложению листьев марука и даманака, Господь Хари становится
очень быстро удовлетворён.
257
(также говорится)
Человек должен предложить листья, цветы и фрукты так, чтобы их верхушки
смотрели на Господа Хари.
258
(в джнана-мале говорится)
Листья, цветы и фрукты, верхушка которых смотрит вниз при предложении, не
удовлетворяют Господа Хари и так становятся причиной беспокойств для
поклоняющихся. Преданный должен всегда предлагать их Господу
так, чтобы они доставляли Ему удовольствие.
259
(Предложение Господу туласи – вечная деятельность)
(В Падма-пуране говорится)
Жизнь, юность и богатство того, кто не предлагает Господу Хари туласи на
благоприятные дни, такие как Акшая-трития и Экадаши, в месяц Ваишакха,
считаются бесполезными. Такой человек не обретёт благо ни в этой жизни,
ни в следующей.
260
(Верховный Господь сказал в Гаруда-пуране)
Даже после 100 лет Я не могу признать поклонение человека, который не
предлагает Мне туласи каждый день.
261
(конец истории о Йаджнадхвадже, из Брихан-нарадия Пураны)
Дом, где нет растения туласи для поклонения шалаграма-шиле, сравнивается с
крематорием, поскольку это очень неблагоприятное место.
262
(Поэтому говорится)
Поклонение Господу без туласи не считается поклонением; омовение Господа
без туласи не считается омовением; пища, предложенная Господу без туласи,
не считается съеденной (Господом) и напиток, предложенный Господу без
туласи, не считается выпитым.
263-264
(В Вайу-пуране говорится)
Господь Хари никогда не принимает поклонения без туласи. Если листья
туласи недоступны, то человек должен просто коснуться деревом туласи
тела Господа. Если дерево туласи недоступно, то человек может повторять
имя туласи, поклоняясь Господу Хари. Если человек поклоняется
полубогам с листьями туласи, то он становится повинен в грехе убийства
коровы, убийства брахмана и интимной связи с женой своего духовного
учителя.
265
(Касательно пищи, предложенной Господу, находим в Гаруда-
пуране следующий стих)
Человек должен всегда предлагать Господу пищу с листьями туласи.
266
Неописуемая слава туласи, которая очень дорога Верховному Господу,
провозглашается во всех писаниях. В этой книге мы кратко опишем её.
267
(Слава туласи)
(Её естественное величие в Сканда-пуране описывается так)
Давным-давно, во время пахтания молочного океана для блага всех живых
существ, Господь Вишну создал туласи, содержащую в себе суть всех
медицинских трав.
268
(поэтому говорится)
Не существует лучшего принимающего пожертвование, чем брахмана. Нет
лучшего пожертвования, чем подарить корову. Нет воды священнее, чем
вода Ганги, и нет лучшего листика, чем листик туласи.
269
(Поэтому в Вишну-рахасйе говорится)
Человек должен предлагать листья, которые порваны и прекрасные манджари
туласи, явившейся из океана молока и предложившей себя Господу Хари.
270
(туласи очень дорога Господу)
(Нарада-пурана)
О брахмана, до прихода туласи, которая очень дорога Кришне, цветы, такие как
малати, проявляли свою гордость.
271-272
(Вишну-рахасйа)
Все виды туласи, красные или зелёные, дороги Шри Кришне, как Двадаши
убывающей и прибывающей луны дороги Ему. Драгоценные камни, такие
как Каустубха, могут гордиться только до тех пор, пока листья туласи и её
манджари недоступны. Другими словами, такие драгоценные камни не
имеют большой ценности в присутствии туласи.
273
(Агастйа-самхита)
Мудрая Туласи-деви раньше совершала суровые аскезы и затем попросила
благословение. Благодаря этому она стала очень дорога Господу Кришне
среди всех видов цветов и листьев.
274
(В беседе между Ямой и брахманом из Ваишакха-махатмйи, раздела Падма-
пураны)
Среди всех видов листьев, листья туласи очень дороги Господу Кешаве.
275
(также говорится)
Всегда и во всех обстоятельствах, туласи очень дорога Господу Вишну.
276-277
(Нарада сказал в Карттика-махатмйе, разделе Падма-пураны, Уттара-кханды)
Я не способен описать славу поклонения Господу с предложением листьев
туласи. Туласи очень дорога Господу Хари в форме шалаграма-шилы.
Показывая идеальный пример целомудрия, Вриндадеви поклонялась
Господу Хари в своих предыдущих жизнях и потому достигла этого очень
прославленного положения.
278
(В конце истории Вринды в той же книге говорится)
Приятные слова, сказанные Вриндадеви, несомненно, находятся в гуне
благости, а её гнев — в гуне невежества. В соответствии с этими двумя
качествами Вринды, Господь Хари проявляет два различных настроения.
Это причина, по которой туласи имеет два различных цвета. Хотя
черноватая туласи, несомненно, дорога Кришне, зелёная туласи особенно
дорога Ему.
279
(В беседе между Маркандеей и Индрадйумной из Дварака-махатмйи)
Лакшми, несомненно, дорога Господу Вишну, но туласи более дорога Ему.
280-281
(Сканда-пурана)
Как йоги очень привязаны к отречению, и вожделенные люди очень привязаны
к сексу — Господь Хари больше привязан к туласи, чем ко всем другим
растениям. Господь Хари отвергает малати, мукту и цветы лотоса, сильно
желая листья туласи, даже если они вялые или сухие.
282
(Следующий стих сказан Нарадой Дхруве в Шримад-Бхагаватам)
Человек должен поклоняться Господу, предлагая Ему чистую воду, чистые
цветочные гирлянды, фрукты, цветы и овощи, доступные в лесу, или
собранную свежую траву, маленькие почки цветов или даже кору деревьев,
и, если возможно, предлагая листья туласи, которые очень дороги
Верховной Личности Бога.
283
(В раса-лиле, десятой песне Шримад-Бхагаватам, следующие стихи сказаны
гопи)
О милостивая туласи, для кого стопы Говинды очень дороги, видишь ли ты
непогрешимого, который идёт, нося тебя и окружённый роем шмелей?
284
(поэтому в Сканда-пуране говорится)
О Нарада, благо, достижимое тем, кто поклоняется Господу Кешаве с
предложением всех видов цветов и листьев, может быть достигнуто просто
поклонением Ему с предложением всего лишь одного листика туласи.
285
(В Ваишакха-махатмйе, разделе Падма-пураны, говорится)
Даже Господь Ананта не способен сосчитать благо, которого достигает
поклоняющийся Господу Мадхаве с предложением листьев туласи. Это благо больше,
чем от предложения цветов лотоса и малати.
286
(Из беседы между Девадутой и Викундалой в Магха-махатмйе, разделе Падма-
пураны)
Человек, предлагающий Господу Вишну золотые цветы, инкрустированные
драгоценными камнями и жемчугом, не обретает даже 1/16 блага того, кто предлагает Ему листья туласи.
287-289
(Агастйа-самхита)
Тот, кто поклоняется Господу Хари три раза в день с предложением тысяч
голубых лотосов в течение 100 лет, не обретает блага, достижимого тем,
кто поклоняется Господу с листьями туласи.
290
(также говорится)
О великий аскет, для членов всех варн и ашрамов не существует лучшего блага
в поклонении, чем предложение листьев туласи.
291
(поэтому в Нарада-пуране говорится)
Старые цветы и фрукты должны быть отвергнуты в поклонении, но старые
листья туласи и воду Ганги нельзя отвергать.
292
(туласи уничтожает греховные реакции того, кто предлагает их Господу)
(Падма-пурана)
Ямараджа, повелитель грешников, лично ищет и затем прощает реакции в
результате греховной деятельности, совершённой сознательно или
неосознанно человеком, который однажды совершил поклонение Господу
Хари с предложением Ему ароматных, чистых, нерваных листьев туласи.
293
(Сканда-пурана)
Тот, кто поклоняется Господу Двараки с 100 000 листьев туласи,
освобождается от всех греховных реакций, накопленных за миллионы
предыдущих жизней.
294-295
(В Брахма-пуране говорится)
Просто совершая поклонение Божеству Господа Кешавы с листьями туласи,
человек освобождается от реакций греха убийства брахмана. Что говорить о
тех, кто поклоняется Верховному Господу Хари с листьями туласи? В
действительности, все его греховные реакции аннулируются.
296-297
(также говорится)
Листья туласи, предложенные голове Господа Мадхавы, полностью
уничтожают все реакции от презренной греховной деятельности. Человек,
который с преданностью чистит храм Господа Хари три раза в день,
сбрызгивая его водой с листьями туласи, освобождается от реакций всех
видов греха.
298
(В аванти кханде Сканда-пураны говорится)
Даже если Ямарадж и его слуги в ярости, они не смогут причинить вреда
человеку, который поклоняется Господу Хари, уничтожающему несчастья
своих преданных, с листьями туласи.
299
(Агастья-самхита)
Нет сомнения, что если человек, греховный или благочестивый, поклоняется
Господу Вишну с листьями туласи, то он не будет страдать от страшной
адской боли. Я обещаю это.
300
(Туласи уничтожает врагов человека)
Давным давно, чтобы убить Краунчу, шестиглавый Карттикея поклонялся
Господу Хришикеше со свежими листьями туласи и так выполнил свою
миссию.
301
(Туласи дарует все богатства)
(Агастйа-самхита)
О могучий аскет, делая гирлянду из листьев туласи, помещая в промежутках
цветы и предлагая ее Господу, человек увеличивает своё духовное
богатство.
302-303
(Туласи дарует высшее благочестие)
(Сканда-пурана)
Предложение листьев туласи и манджари голове Господа Кришны дарует
большее благо, чем пожертвование миллионов золотых монет. Что говорить
о потере времени при посещении святых мест для того, кто поклоняется
Божеству Господа Хари со свежими листьями туласи?
304-305
(Агастья-самхита)
Какой смысл совершать различные жертвоприношения и раздавать щедрую
дакшину человеку, который делает гирлянду из листьев туласи,
помещая между ними цветы и предлагая её голове Господа
Рамачандры? Какой смысл идти в места паломничества для такого
человека? Такому преданному нет необходимости раздавать пожертвования
и совершать суровые аскезы.
306-307
Человек, который тщательно контролирует свою речь после очищения тела,
поклоняется Господу Вишну, предлагая Ему гирлянду из листьев туласи,
обретает благо от совершения миллионов жертвоприношений. Поклонение
Господу Вишну с гирляндой из листьев туласи – это лучший способ
освободиться для тех, кто упал в тёмный колодец материального
существования.
308
(Гаруда-пурана)
О лучшая из птиц, человек, который срывает листья туласи из своего сада и
даёт их тому, кто поклоняется Господу Хари, – получает 1/13 блага,
даруемого поклоняющемуся.
309
(Также говорится)
Человек, который поклоняется Господу Вишну, предлагая Ему гирлянду
листьев туласи, обретает благо от совершения 10 жертвоприношений коня
с каждым предложенным листиком туласи.
310
(Поэтому в Вишну-рахасйе и Сканда-пуране говорится)
Тот, кто поклоняется Господу Вишну с предложением листьев туласи с
любовью и преданностью, автоматически поклоняется полубогам, асурам и
почитаемым человеческим существам. Другими словами, поклоняясь
Господу, каждый становится удовлетворён.
311
(Каши-кханда)
Тому, кто поклоняется шалаграма-шиле, предлагая листья туласи, поклоняются
с гирляндой цветов париджата в обители полубогов.
312
(Туласи дарует конечную цель жизни)
В этот век Кали тот, кто поклоняется Господу Вишну с предложением листьев
туласи, несомненно, прославлен.
313
(Агастья-самхита)
Путь освобождения широко открыт для того, кто предлагает Господу
Рамачандре листья туласи, цветы и фрукты. Это факт, что он достигнет
полного совершенства.
314
(Туласи дарует освобождение)
(в беседе между Девадутой и Викундалой из Падма-пураны)
Тот, кто поклоняется Господу Хари вместе с Его супругой с предложением
туласи манджари, не войдёт снова в утробу матери, поскольку такой
человек обретает освобождение от материального рабства.
315
(Гаруда-пурана)
Глупые люди будут бродить внутри этого мира греховной деятельности до тех
пор, пока не начнут совершать поклонение Господу Хари с предложением
листьев туласи с чистой преданностью.
316
(Верховный Господь сказал в той же книге)
Тот, кто собирает листья туласи и предлагает их, поклоняясь Мне, не родится
снова, но обретёт освобождение.
317-318
(Агастйа-самхита)
Те, кто поклоняется Господу Раме с предложением листьев туласи каждый
день, достигают вечной обители Верховного Господа, которая редко
достижима. Такие преданные никогда не получают опыт рождения в этом
материальном мире. Человек, который поклоняется Господу Хари с
предложением подходящих фруктов, листьев и цветов, не будет больше
страдать от пребывания в материнской утробе.
319
(Туласи дарует обитель Вайкунтхи)
(Падма-пурана)
О вайшйа, те, кто выращивает растения туласи и поклоняется Господу Хари с
предложением её листьев, будут счастливо жить в обители четырехрукой
Верховной Личности Господа.
320
(Также говорится в этой пуране)
Тот, кто поклоняется Господу Джанрдане с предложением черноватых и
зеленоватых листьев туласи, достигает вечного положения спутника
Господа Вишну после оставления своего настоящего тела.
321
(Вишну-рахасйа)
Тот, кто с преданностью поклоняется Господу Кришне с предложением
черноватых листьев туласи, достигнет вечной обители, где Господь Вишну
постоянно виден вместе со Своей супругой Лакшми.
322
(Из беседы между Ямой и Бхагиратхой в Брихан-нарадия пуране)
Тот, кто поклоняется лотосным стопам Господа Хари с предложением свежих
листьев туласи, никогда не вернётся в этот полный страданий мир после
достижения обители Верховного Господа.
323
(Гаруда-пурана)
Те, кто дают листья туласи саннйаси и другим преданным для их поклонения
Господу Кришне, также достигают верховной обители Господа.
324
(В Хари-бхакти-шуддходайе мы находим следующее утверждение, сказанное
Ямадутами брахману-преданному Вишну)
Мы не можем коснуться человека — будь он благочестивым греховным, —
поклоняющегося Господу Хари с предложением листьев туласи,
поскольку его забирают Вишнудуты.
325
(Поэтому в Сканда-пуране говорится)
Мудрец, который отказался от всех материальных желаний, поклоняясь
Сверхдуше, и преданный, который поклоняется Господу Вишну с
предложением листьев туласи, считаются равными по статусу.
326
(Туласи очень дорога Господу)
(Брахма-пурана)
Господа Кешаву очень легко удовлетворить ароматными листьями туласи,
цветами малати и молоком коричневой коровы.
327
(конец истории Вринды из Карттика-махатмйи, раздела Падма-пураны)
Таким образом, Вринда, которая была Туласи в своей предыдущей жизни, стала
очень дорога Господу Вишну. Вот почему – если Верховному Господу,
уничтожающему демонов, совершают поклонение с предложением её
листьев, то он становится сильно удовлетворён.
328
(Сканда-пурана)
Принимая поклонение с предложением листьев туласи, Господь Ачьюта
становится более доволен, чем если Ему поклоняются с предложением
цветов, сделанных из золота и драгоценных камней.
329-330
(В беседе между Брахмой и Нарадой из Сканда-пураны)
Предлагая Господу Кешаве листья туласи вместе с цветами, фруктами и водой,
преданный обретает в 100 000 раз большее благо, чем если бы он предлагал их
без листьев туласи. Всё должно предлагаться Господу с листьями туласи,
помещёнными на верхушку. В действительности, это гарантирует
преданному благосклонность Господа.
331-334
(в беседе между Маркандеей и Индрадйумной из Дварака-махатмйи говорится)
О царь, тот, кто поклоняется сыну Деваки с гирляндой из свежих листьев
туласи и цветов, несомненно, обретёт тоже благо и конечную цель тех, кто
практикует мистическую йогу, совершает жертвоприношения,
путешествует в святые места паломничества, с верой служит своей матери,
следует обетам на Двадаши, занят в воспевании и танцах перед Божеством,
бодрствует всю ночь для Его удовлетворения, поклоняется Господу Вишну,
изучает Веды, изучает Вайшнавскую литературу и жертвует такую
литературу. В этом нет сомнений.
335
(Особое благо от поклонения туласи в месяц Карттика)
(В Гаруда-пуране описывается благо, достижимое в месяц Карттика)
О великая птица, результат, которого человек достигает, раздавая 10 000 коров,
может быть достигнут предложением Верховному Господу лишь одного
листика туласи во время месяца Карттика.
336
(Из беседы между Брахмой и Нарадой в Сканда-пуране)
О лучший из мудрецов, те, кто поклоняется Господу Хари с предложением 100
000 листиков туласи во время месяца Карттика, несомненно, продвинутся
на пути чистого преданного служения, включающего освобождение, с
каждым предложенным листиком туласи.
337-338
(В той же Пуране говорится)
Мой дорогой сын, все греховные реакции того, кто поклоняется Господу Джанардане с
предложением листьев туласи во время всего месяца Карттика, накопленные за время последних 10 000 жизней, будут
вырваны с корнем. Благо, которого человек может достичь, совершением 100
жертвоприношений коня и раздачей большого количества драгоценных
камней и других драгоценных вещей в дар, может быть достигнуто просто
поклонением Господу Кешаве с предложением листьев туласи во время
месяца Карттика.
339
(также говорится)
О мудрец, человек, который срывает листья туласи и затем предлагает их,
поклоняясь Господу Хари, повелителю полубогов, в течение месяца
Карттика, несомненно, достигнет высшего предназначения.
340
(В Карттика-махатмйе, разделе Падма-пураны, говорится)
Господь Кешава становится сильно удовлетворён преданным, который делает
гирлянду из листьев туласи и манджари, затем предлагая её Ему. В
действительности, Он награждает такого преданного резиденцией в
духовном мире.
341-342
(благо, достижимое в месяц Магха)
(В Сканда-пуране говорится)
Человек, который после омовения в священной реке, поклоняется Господу
Мадхаве с предложением свежих листьев туласи во время месяца Магха,
освобождает 100 поколений своей семьи. Человек, который во время месяца
Магха поклоняется Господу Джанардане с мягкими листьями туласи и
манджари, получает благо от совершения всех видов жертвоприношений.
343
(Их слава во время чатурмасйи)
(Сканда-пурана)
Поклоняясь черноватой личности, Господу Джанардане, с гирляндой из листьев
туласи во время четырех месяцев чатурмасйи, человек получает благо от
совершения 10 000 жертвоприношений коня.
344-345
(Результат от предложения туласи во время месяца Ваишакха)
(Из беседы между Ямой и брахманом в Ваишакха-махатмйе, разделе Падма-
пураны)
Поклоняясь Господу Мадхусудане с предложением черноватых и зеленоватых
листьев туласи, особенно в месяц Ваишакха, преданные могут стать
качественно равными Господу Нарайане. Те, кто поклоняется Господу
Хари, врагу демона Мадху, три раза каждый день во время всего месяца
Ваишакха с предложением листьев туласи, больше не будут проходить
через мучительное рождение в этом материальном мире.
346
(процесс срывания туласи)
(Вайу-пурана)
Если кто-то срывает листья туласи, не совершив предварительно омовения,
конечно же, совершает оскорбление. Из-за этого вся его хорошая работа
считается просто бесполезным трудом.
347-348
(мантра срывания туласи)
(Сканда-пурана)
туласйамртаджанмаси
сада твам кешаваприйа
кешавартхе вичинвами
варада бхава шобхане

тваданга самбхаваих патраих
пуджайами йатха харим
татха куру павитранги
калау малавинашини
О прекрасная! О Туласи-деви, ты явилась из нектара, и ты всегда очень дорога
Господу Кешаве. Я срываю твои листья для поклонения Господу Кешаве и
поэтому, пожалуйста, благослови меня.
О обитель чистоты! О уничтожающая осквернение века Кали! Милостиво
помоги мне, так чтобы я был способен поклоняться Господу со свежими
листьями.
349
(Гаруда-пурана)
мокшаикахето дхарани прашасте
вишнох самастасйа гурох прийети
арадханартхам вараманджарикам
лунами патрам туласи кшамасва
О Туласи-деви! Ты единственная причина освобождения. Нет в этом мире кого-
то более великого, чем Ты. Ты духовный учитель каждого, и ты очень
дорога Господу Вишну. Поэтому, для поклонения Господу, Я срываю твои
лучшие листья и манджари. Пожалуйста, прости меня.
350
После повторения этой мантры и предложения поклонов туласи-деви, человек
должен аккуратно сорвать её листья и манджари своей правой рукой,
каждый по очереди, и поместить их на чистую тарелочку.
351
(Слава срывания туласи)
(Сканда-пурана)
Тот, кто поклоняется Господу Васудеве с предложением листьев туласи после
повторения мантры для срывания их, получает благо в миллионы раз
большее, чем от какой-либо благочестивой или преданной деятельности,
которую он совершает.
352-353
(также говорится)
Пальцы того, кто срывает листья туласи из их сада каждый день для
поклонения шалаграма-шиле, несомненно, прославлены. Земля, где растут
растения туласи, также прославлена. Хотя в смрити говорится, что
человек не должен срывать туласи на полнолуние, новолуние, Двадаши или
в воскресенье, – преданные Господа Вишну избегают срывать туласи только
на Двадаши.
354
(запреты на срывание туласи)
(Вишну-дхармоттара)
О брахманы, Вайшнавы никогда не должны срывать туласи на Двадаши.
355
(В Гаруда-пуране говорится)
Благочестивый человек, который желает долгой продолжительности жизни, не
должен срывать туласи на Двадаши и траву дурва в Воскресенье. Если он
делает это, то его продолжительность жизни, несомненно, уменьшится.
356
(Из беседы между Кришной и Сатьей из Карттика-махатмйи, раздела Падма-
пураны)
Человек, который срывает листья туласи на Двадаши и листья дхатри во время
месяца Карттика, очень быстро отправится в темнейший ад.
357
(поэтому говорится)
Нет недостатка в срывании туласи для Верховного Господа, сбора дерева для
огненного жертвоприношения и сбора травы для коров на новолуние.
358
После завершения поклонения Верховному Господу таким образом, человек
должен, в соответствии с правилами, лежащими в основе его сампрадайи,
совершить различные нйасы, повторить предписанные мантры и затем
поклоняться каждой букве повторяемой мантры.
359
(поклонение параферналиям Господа)
Совершая нйасу, человек должен также поклоняться мантрам, буквам и словам
мантры, а также флейте, саду, Шриватсе и камню Каустубха.
360
После этого он должен предложить Господу цветы три раза, повторяя мула-
мантру и прося Его разрешения начать поклонение Его спутникам.
361
Затем он должен пригласить каждого спутника Господа, омыть их и совершить
для них поклонение с предложением сандаловой пасты и цветов.
362
(поклонение спутникам Господа)
С четырёх сторон алтаря преданный должен поклоняться спутникам Господа –
Васудаме, Судаме, Даме и Кинкини. Поклоняясь им, он должен повторять
ом васудамайа намах.
363
(Второй круг спутников)
Вне алтаря человек должен поклоняться анга-деватам как находящимися в 4-х
углах, повторяя соответствующие мантры, начинающиеся с их имён.
Например: хрим хрдайайа намах, ширасе сваха и т.д.
364-365
(третий круг спутников)
За вторым кругом человек должен поклоняться восьми главным царицам
Господа Кришны, как находящимся в 8-ми лепестках лотоса. Это Рукмини,
Сатйабхама, Нагнаджити, Сунанда, Митравинда, Сулакшана, Джамбавати и
Сушила. Это третий круг спутников Господа.
366-367
(четвёртый круг спутников)
После этого он должен поклоняться Васудеве, Деваки, Нанде, Йашоде,
Балараме, Субхадре и другим пастухам-обитателям Враджа, очень
хорошо одетым и находящимся на восьми лепестках лотоса. Человек
должен также поклоняться гопи, находящимся на небольшом расстоянии от
Господа Кришны, вследствие своей скромности. Это четвёртый круг
спутников Господа.
368-369
(пятый круг спутников)
После этого он должен поклоняться дереву мандаре позади Верховного
Господа, следующему за пятью небесными деревьями, удовлетворяющими
все желания. За ними, в 4-х углах, человек должен поклоняться деревьям
сантане, парижате, калпаврикше и харичандане. Это пятый круг
спутников.
370-371
(шестой круг спутников)
За ними человек должен поклоняться полубогам, таким как Индра, Агни, Йама,
Наирита, Вайу, Варуна, Кувера, Ишана, Ананта (находящийся между
Наиритой и Варуной) и Брахма (находящийся между Индрой и Рудрой),
повторяя соответствующие мантры. Они очень хорошо одеты, и им нужно
поклоняться с их спутниками, оружиями и транспортом. Это шестой круг
спутников Господа.
372-373
За ними человек должен поклоняться ведущим спутникам Господа вместе с их
оружием и украшениями. Эти спутники находятся в 8-ми направлениях. У
них различные цвета и характеристики.
Затем он должен поклоняться ваджре, шакти, данде, кхадге, паше, анкуше,
палице и тришуле в 8-ми направлениях, а также чакре и падме,
находящимся сверху и снизу, соответственно.
374
(седьмой круг спутников)
(Слава поклонения спутникам Господа)
(Вишну-дхармоттара)
Просто вспоминая оружия Господа Шри Хари, такие как шанкха, чакра, гада,
падма, плуг, палка или копьё, человек освобождается от всех греховных
реакций. Это 7-й цикл спутников Господа.
375
Поклонение этим семи кругам спутников Господа дарует все виды счастья.
Если человек неспособен поклоняться всем семи кругам спутников
Господа, то он должен совершить поклонение, по крайней мере, трём
особым спутникам: Анге, Индре и Ваджре.
376
Преданные Верховного Господа знают, что поклонение этим спутникам
особенно предназначено для тех, кто желает победить своих врагов или
преследует другой подобный мотив. Для тех, кто имеет такое желание,
невозможно соприкоснуться с Кришной без милости одного из Его
спутников, таких, например, как Рукмини.
377
Преданные Верховного Господа должны сначала поклоняться Его
возлюбленным спутникам, таким как Шри Радха и другим из первого круга,
медитируя на них. Хотя, из скромности, они могут стоять на некотором
расстоянии от Господа – во время поклонения они остаются с Его стороны.
378-379
После этого он должен совершить поклонение мальчикам-пастушкам,
ровесникам Кришны. После этого он должен поклоняться старшим
пастухам, таким как Нанда, и старшим женщинам-пастушкам, таким как
Яшода и Рохини. Далее должно следовать поклонение коровам, телятам,
быкам, оленям и другим животным. Во время поклонения Верховному
Господу человек не должен забывать поклоняться полубогам,
возглавляемым Брахмой.
380-381
Человек должен поклоняться Господу Балараме, который иногда находится с
Кришной, а иногда с мамой Рохини. Нарада Муни нужно поклоняться как
путешествующему в радости и счастье где-то рядом. Человек
должен заниматься медитацией и поклонением таким образом. Какой бы метод
поклонения не был подходящим и удовлетворял бы преданных, - он
принимается Шри Кришной и святыми личностями.
382-383
(в молитвах мудреца Кардамы, из 3 песни Шримад-Бхагаватам)
Мой дорогой Господь, хотя Ты не имеешь материальной формы, Ты обладаешь
Своими бесчисленными формами. Они истинно Твои трансцендентные
формы, приносящие наслаждение Твоим преданным. Ты настолько
милостив к Своим преданным, что проявляешь Себя в особой вечной
трансцендентной форме, о которой Твои преданные постоянно думают.
384
(поклонение святому имени Господа)
После этого он должен поклоняться 8-ми главным именам Кришны, предлагая
цветы. Если человек способен поклоняться Господу в вышеуказанной
манере, то он должен затем поклоняться 8-ми святым именам Господа. Это
наградит его благом от всех видов поклонения.
385-386
Вот эти восемь имён: Шри Кришна, Васудева, Нарайана, Деваки-нандана,
Йадушрештха, Варшнеха, Асуракранта-бхара-хари и Дхарма-стхапака.
Этим святым именан нужно поклоняться, произнося имена в дательном
падеже, заканчивая каждое словом намах. Например: Шри Кришнайа
намах.

Так заканчивается перевод седьмой виласы Хари-бхакти-виласы.