Чары Ру >> Хари-бхакти-виласа >> виласа XX

Хари-бхакти-виласа - XX

1
(Слава Шри Чайтанйачандре)
Я предлагаю почтительные поклоны Шри Кришна Чайтанье. Если помнить о Нём, то даже трудное дело станет легко совершать, и если забыть Его, то даже лёгкие вещи станут сложновыполнимыми.
2
Когда человек устанавливает Божество так, как было описано ранее, требуется храм, и потому в этой виласе мы будем описывать, как построить храм.
3
(процедура постройки храма)
Существует множество различных храмов Верховного Господа. В соответствии с финансами человека, правилами и предписаниями шастр, нужно соорудить храм, подходящий для пребывания там Господа.
4
(слава сооружения храма)
(Вамана Пурана)
Тот, кто сооружает храм Господа Мадхавы, несомненно, удовлетворяет обитателей Вайкунтхи. Такой человек, несомненно, насладится блаженной жизнью в райских садах, украшенных фруктами и цветами, перед тем, как отправиться на Вайкунтху, чтобы наслаждаться вечным счастьем.
5
Тот, кто сооружает храм Господа Вишну, освобождает 8 поколений своей семьи, предшествующих его деду, от бесчисленных страданий материального существования, так, что они поднимаются в трансцендентную обитель Господа, Вайкунтху.
6
(говорится в Питргатхе)
Родится ли преданный Господа Вишну в нашей семье, принявшей священный обет и построившей храм Господа Хари?
7
(Агни Пурана)
Те, кто постоянно медитирует с чистым разумом, думая: «Мы построим храм Господа Хари», — освобождаются от всех греховных реакций, накопленных в течение предыдущих ста жизней.
8
(далее говорится)
Те, кто строит храм Господа Хари, быстро переносят 10 000 прошлых и будущих поколений своей семьи в обитель Господа Вишну.
9
(также говорится)
Если богатый человек строит храм Господа Хари, тратя сотни тысяч рупий, или если бедный человек строит храм Господа Хари, тратя половину этого количества или ещё меньше, — оба получают одинаковое благо.
10
(в третьей канде Вишну-дхармоттары говорится)
Строя храм Верховного Господа, Хари, человек достигает блага от совершения жертвоприношения коня и жертвоприношения Раджасуя.
11
О лучший из дваждырождённых, тот, кто строит храм Господа Хари, будет жить в обители Господа, Вайкунтхе, столько тысяч лет, сколько атомов в храме.
12
О брахманы, я описал вам строительство храма из глины. Человек обретает в 100 раз большее благо, построив храм из дерева.
13
Благо увеличивается в 10 раз, если храм Верховного Господа строится из мрамора. Человек достигнет в 10 раз большего блага, если построит храм из железа или стали, а если он строит храм из меди, то получит ещё в 10 раз большее благо.
14
Строительство серебряного храма дарует в 1000 раз большее благо, чем строительство глиняного храма; и если человек строит золотой храм, то это дарует ему благо в 100 000 раз большее. Тот, кто строит прекрасный храм из драгоценных камней, получит бесчисленное благо.
15
(Сканда Пурана)
Тот, кто строит храм Господа Кришны, освободится от всех греховных реакций, накопленных в течение предыдущих семи рождений, и все его предки освободятся от адской жизни.
16
Тот, кто строит храм Господа Вишну, будет жить в Его вечной обители столько тысяч лет, сколько частичек пыли лежит на полу.
17
Тот, кто рисует (расписывает) храм Господа Кришны, будет жить в обители Господа Вишну так долго, как существует океан.
18
(Нрисимха Пурана)
Преданная личность, строящая прекрасный храм Господа Нрисимхи, освободится от всех греховных реакций и достигнет высшей обители Господа Вишну.
19
(Хайаширша-панчаратра)
О брахмана, тот, кто просто думает о строительстве храма Верховного Господа, тотчас же освобождается от всех греховных реакций. Что тогда говорить о благе, которого достигает человек, по-настоящему строящий храм Господа в соответствии с предписанными процедурами.
20
Никто не может правильно описать благо, получаемое тем, кто строит храм Господа Вишну только из 8-ми кирпичей. Затем, представьте себе, какое благо получает тот, кто строит большой храм.
21
Тот, кто умирает, положив первый кирпич в конструкции храма, несомненно, достигнет блага от совершения огненного жертвоприношения.
22
(Вишну-рахасйа)
Даже те, кто в детстве, играя, строил храм Господа Васудевы из глины, поднимутся в трансцендентную обитель Господа Хари.
23
(Али Пурана)
Тот, кто восстанавливает старый храм, рисуя на нём известью, может не бояться никаких ядовитых созданий, таких, например, как змеи.
24-27
(правильное время для сооружения храма)
(Матсйа Пурана)
Тот, кто строит храм Верховного Господа в течение месяца Чаитра, получит ужасную болезнь. Тот, кто строит храм Верховного Господа в течение месяца Ваишакха, обретёт большое богатство. Тот, кто строит храм Верховного Господа в течение месяца Джйештха, встретится со смертью. Тот, кто строит храм Верховного Господа в течение месяца Ашадха, получит драгоценности, слуг и домашних животных. Тот, кто строит храм Верховного Господа в течение месяца Шравана, получит много друзей. Тот, кто строит храм Верховного Господа в течение месяца Бхадра, встретится с большими потерями. Тот, кто строит храм Верховного Господа в течение месяца Ашвина, потеряет свою жену. Тот, кто строит храм Верховного Господа в течение месяца Карттика, станет очень процветающ. Тот, кто строит храм Верховного Господа в течение месяца Аграхайана, получит много зерна. Тот, кто строит храм Верховного Господа в течение месяца Пауша, будет бояться воров. Тот, кто строит храм Верховного Господа в течение месяца Магха, станет очень  мудрым; и тот, кто строит храм Верховного Господа в течение месяца Пхалгуна, получит золото и множество хороших детей. Таковы качества и недостатки касательно времени строительства храма.
28
Перед началом строительства храма нужно наблюдать присутствие следующих звёзд: Ашвини, Рохини, Мула, Уттарашадха, Уттара Бхадрапада, Уттара Пхалгуни, Мргашира, Свати, Хаста и Анурадха.
29
Считается благоприятным начинать строительные работы во все дни, кроме Воскресенья и Вторника. Среди различных йог, или совершенных комбинаций планетарных позиций, можно начать строительство во время любой йоги, кроме Ваджра, Вйагхата, Шула, Вйатипата, Атиганда, Вишкумбха и Паригха.
30
Лучшие мухурты, или благоприятное время, для начала строительства храма — Швета, Маитра, Махендра, Гандхарва, Абхиджит, Рохини, Ваираджа и Савитра.
31
Высота и диаметр колонн должны быть определены, когда видны благоприятные звёзды, получившие сильное аспект от солнца и луны. Другое время должно быть отвергнуто при открытии строительства храма.
32
(Хайаширша-панчаратра)
Тот, кто учён, не должен начинать строительства храма в течение сезона дождей. Нужно также избегать дней от Экадаши убывающей луны до новолуния, так же, как и начальных дней двух недель растущей луны. Нужно также избегать 4-х и 9-х дней убывающей луны, так же, как и 14-го дня убывающей луны.
33
При открытии строительства храма нужно избегать вторника, а также дней, когда случается землетрясение, метеорный дождь, солнечное затмение, опасная ситуация, смерть родственника, сильный шторм и когда звезда подавлена Сатурном.
34
Тот, кто разумен, должен начать строительство храма, когда солнце и звёзды находятся в благоприятном положении. Полярная звезда считается благоприятной, также как и Мула, Джйештха, Пушйа, Ревати, Хаста, Свати и Шравана.
35
Стхирамша и стхира лагны считаются благоприятными для тех, кто строит храм. В этой лагне, 4-е, 7-е или 10-е места должны быть заняты благоприятными планетами. В 9-м или 5-м доме должны присутствовать благоприятные планеты, такие как Брхаспати, и 3, 6, 10 и 11 дома могут быть заняты греховными планетами. При таком расположении планет нужно начать строительство храма.
36
Процедуры строительства храмовой комнаты уже были описаны в связи с инсталляцией Божества. Теперь мы опишем некоторые соображения по этому поводу.
37
(подходящее место для храмовой комнаты)
(Хайаширша-панчаратра)
Тот, кто разумен, не должен сооружать храм, захватывая землю, принадлежащую древнему храму, даже если там могут быть руины, не должен он и строить новый, равный или большего размера храм.
38
Должно быть достаточно места между старым храмом и новым. Высота нового храма должна быть равна высоте старого. Тот, кто разумен, не должен захватывать землю старого храма, который ещё стоит.
39
(процедура очищения места)
(Деви Пурана)
Обязанность каждого – установить Божество Господа Вишну, повелителя полубогов, а также божества главных полубогов, таких как Махадева, Рудра и Брахма, в освящённом месте. Тот, кто отвергает установление Божества в предписанной манере, несомненно, встретится с пугающими обстоятельствами.
40
О лучший среди полубогов, земля, на которой человек хочет построить храм, должна иметь все хорошие признаки, такие как очень хороший аромат и прекрасный цвет. Такая благоприятная земля дарует все виды благ.
41
(Матсйа Пурана)
Нужно сначала тщательно проверить землю, где будет строиться храм. Затем нужно спланировать храм в соответствии с правилами и предписаниями, касающихся  архитектуры. Земля белого цвета подходит для брахманов, красноватая земля подходит для кшатриев, желтоватая земля подходит для вайшйев и черноватая земля подходит для шудр. Таким образом нужно выбирать землю для сооружения храма.
42
Сладкая земля подходит для брахманов, острая земля подходит для кшатриев, и горькая земля подходит как для вайшйев, так и для шудр.
43-44
Чтобы проверить качество земли, нужно вырыть маленькую яму и смазать вокруг коровьим навозом. Затем поместить глиняный горшок, полный гхи, за пределами ямы, имея 4 тампона гхи, указывающих в четырех направлениях. Если свет ламп распространяется равномерно во всех 4-х направлениях пока горит гхи, то нужно понять, что это место подходит для членов любой из 4-х варн для строительства храма.
45
Благоприятным считается, если после заполнения ямы песком остается лишний песок. Если недостаточно пыли, чтобы наполнить яму, то это считается неблагоприятным, и если просто недостаточно пыли для заполнения дыры, то это считается ни благоприятным, ни неблагоприятным.
46
Дальнейшее исследование можно провести, пахтая землю плугом и сажая различные семена. Если семена прорастают и вырастают за 3 дня, то земля считается лучшего качества. Если семена прорастают только через 5 дней, то земля считается среднего качества, и если они прорастают через 7 дней, то земля считается очень бедной и должна быть отвергнута.
47-50
(Хайаширша-панчаратра)
О благочестивый, земля, где пасутся и играют со своими телятами и быками коровы; где прекрасные леди наслаждаются жизнью в компании прекрасных мужчин; где на востоке находятся королевский дворец, жертвенная арена или дом брахманов священников; где можно найти сладкий аромат кашмирского сандалового дерева, камфоры и агуру; где растут лотос, жасмин, джати, патала, маллика и цветы нага кешара; где есть аромат йогурта, молока, гхи, вина или риса; или где слышны благоприятные звуки – нужно понять, что она подходит для членов всех варн, чтобы построить храм Верховного Господа.
51-53
Ачарья должен отвергнуть кусок земли, производящий плохой запах или неблагоприятные звуки; разноцветный, неудачный, круглый или в форме полумесяца; узкий кусок земли, длина которого в 2 раза больше ширины; бесцветный, выцветший, изогнутый, в форме иглы, двухцветный, цвета сита для просеивания зерна, в форме рта коровы, треугольный, шестиугольный, в форме трезубца или змеи, неподходящий для установления правильных направлений или в форме телеги.
54
(далее говорится)
Говорится, что существует 4 вида земли, хорошо подходящей для строительства храма. Это супадма, бхадрика, пурна, дхумра, или вегини.
55
Земля, украшенная сезамовыми растениями, кокосовыми деревьями, травой куша и тростником в четырёх направлениях, а также цветами лотоса, особенно голубыми лотосами, называется супадма.
56-57
Земля, украшенная рекой, океаном, святым местом, цветущими растениями, деревьями кшири, садами, ползучими растениями, кустарниками, цветущими лианами, деревьями, древесина которых подходит для предложения священному огню, и чистая, — называется бхадра.
58-59
Земля, где много бакулы, ашоки и деревьев ашваттха; окружённая кустарниками мадхави, также как и муга, нишпава, кодрава, шука, дханйа и деревьями пуннага; расположенная за горами и содержащая маленькие ручейки, — известна как пурна.
60-61
Земля, где растёт много билвы, акунды, снухи и деревьев пилу; твёрдая и наполненная гравием; полная колючек; или являющаяся местом для игр грифов, шакалов, ворон и ястребов, называется дхумра и должна быть отвергнута.
62-64
Земля считается благоприятной, если при ее проверке можно обнаружить наклон в сторону востока или севера, если она легко доступна и покрыта зеленой травой или слегка затоплена, если после выкапывания ямы и обратного ее наполнения остается излишек почвы, если по цвету земля похожа на цветок кусумбха, если она плоская, если лампа гхи горит и пламя не колеблется и если вода не впитывается в нее быстро. Если цвет земли беловатый, шафрановый, желтоватый или черноватый, то она подходит для брахманов, кшатриев, вайшйев и шудр (соответственно).
65-66
Священная земля, производящая аромат гхи, красной сандаловой пасты или вина; обладающая сладким, острым, кислым или горьким вкусом; покрытая травой куша, тростником и травой дурба, должна считаться  подходящей для строительства храма.
67
(процедура приобретения земли)
(в той же книге говорится)
Нужно разбросать урад дал, куркуму, поджаренный рис-сырец, йогурт и ячменный порошок по всему участку земли, до окружающей стены как подарок для блага всех существ, живущих здесь.
68
Нужно также предложить эти вещи привидениям. Затем, повторяя мула мантру, нужно вбить в землю 8 колышков в восьми направлениях.
69
ракшасашчапи бхуташча
йе’смимс тиштханти бхутале
те сарвве вйапа гаччханту
стханам курййаммахам харех
Нужно сказать: «Пусть все привидения и демонические создания, живущие на этом участке земли, оставят её, поскольку я буду строить здесь храм Господа Хари». После обращения к духам таким образом нужно очистить землю.
70
Тот, кто разумен, должен совершить огненное жертвоприношение в соответствии с авторитетными правилами и предписаниями для удовлетворения главных божеств планет и направлений.
71
Затем ачарья должен совершить чарухому, повторяя мула мантру, следующей за повторением мантры, начинающейся с васуданта, предлагая заключительное подношение в священный огонь.
72
Тот, кто учён, должен затем возделать землю плугом, сделанным из дерева асана, который должны тянуть коричневые быки или быки другого цвета.
73
Тот, кто искусен в повторении мантр, должен очень хорошо одеться, надеть различные украшения и начать вспахивать землю плугом, сделанным из дерева асана, начиная с востока. Он должен повторять 12-ти сложную мантру, разровняв землю, и затем посадить соответствующие семена.
74
Когда из земли вырастают побеги, учёный человек должен накормить ими коров. Духовный учитель должен затем снова вспахать землю, выровняв ее, чтобы начать строительство храма.
75
(Матсйа Пурана)
В городе или деревне, земля, на которой будет строительство храма, должна быть квадратной. Если земля не квадратная, то нужно выбрать квадратный участок и там обосноваться.
76
(метод выбора соответствующего направления)
(Хайаширша-панчаратра)
Нужно отделить квадратный кусок земли, где будет построен храм и затем землю вокруг него надо тоже разравнять. Земля, на которой будет строиться храм, должна быть ровной, гладкой, как поверхность зеркала. Нужно начертить 8 ориентиров (колышков), длиной 12 пальцев, на земле, чтобы распределить кусок земли.
77
Утром и вечером нужно воткнуть в землю колышки в середину квадрата на земле, чтобы измерить длину их тени утром и вечером.
78
Измерив тень кончика колышка, нужно выбрать направления, такие как восток и запад. Затем, наблюдая движение солнца, нужно найти, где север и где юг.
79
Нужно также выбрать направление, наблюдая за тенью от колышка в чистый день во время весеннего равноденствия. Таким образом, в течение осени и весны нужно выбирать направления.
80
Альтернативно, с помощью процедуры пушпаведха, когда появляется знамением в виде звёзд Свати и Читра, выбирается восточное направления, а также с помощью процедуры мадхйа йога, или дхрува, нужно выбрать северное направление.
81
Чтобы измерить землю, нужно использовать квадратный мрамор или хорошо сделанные кирпичи, поместив их в 4-х направлениях.
82
Определив направления и размеры, нужно накормить брахманов на этой земле и с сконцентрированным умом угостить сладким рисом 12 возвышенных Вайшнавов.
83
(Матсйа Пурана)
Если в теле хозяина земли появляется зуд или жжение, когда начинается строительство храма, то нужно устранить кости мёртвых животных, захороненных на этой земле. Место, где хранятся кости мёртвых животных, создаёт страх, поэтому человек должен освободиться от них.
84
(Хайаширша-панчаратра)
Если, во время строительства храма, хозяин земли чувствует страдания от жара, видит стервятника или слышит звук страдающего животного, то нужно понять, что в этом месте есть кости стервятников или плотоядных животных. Таким образом земля должна быть тщательно проверена.
85
(приготовление васту-мандалы)
(Матсйа Пурана)
Тщательно проверив землю, нужно сбрызнуть её пятью продуктами коровы, а также различными медицинскими травами (раствором). Затем нужно нарисовать квадрат на земле, используя золотые гвозди, и далее разделить его на 81 часть.
86
Сначала нужно смазать всю землю коровьим навозом и водой и затем нарисовать 10 прямых линий с востока на запад, используя золотые гвозди. Нужно использовать верёвку, чтобы выпрямить линии, и затем снова нарисовать 10 прямых линий с севера на юг. Таким образом, нужно нарисовать на земле 81 квадрат.
87-88
Тот, кто знает науку васту, или конструирования, должен разделить землю на 81 квадрат и поклоняться там полубогам. Во внешних квадратах нужно поклоняться 45-ти полубогам, 32-м полубогам — во внутренних, и 13-ти – в середине. Теперь услышь их имена и места от меня.
89-92
Имена 32-х полубогов, которым надо поклоняться во внешних квадратах – Шикхи, Парджджанйа, Джайанта, Индра, Сурйа, Сатйа, Бхрша, Акаша, Ваю, Пуша, Витатх, Грхакшата, Яма, Гандхарва, Бхрнгараджа, Мрга, Питргана, Дауварика, Сугрива, Пушпаданта, Варуна, Асура, Шоша, Папа, Рога, Ахи, Мукхйа, Бхаллта, Сома, Сарпа, Адити и Дити. Теперь услышь об именах 13-ти полубогов, которым нужно поклоняться в средних квадратах.
93
Разумный человек должен поклоняться Апа, Савитре, Джайа и Рудре в 4-х углах – северо-востоке, юго-востоке, юго-западе и северо-западе.
94
Брахме нужно поклоняться в середине. Существует 8 других полубогов, находящихся вокруг Брахмы. Вот их имена.
95
Арйама, Савита, Вивасван, Вибудхадхипа, Митра, Раджа Йакша, Пртхвидхара и Апаватса находятся вокруг Брахмы.
96
Апа, Апаваста, Парджанйа и Агни находятся в квадратах около 4-х углов.
97
Есть ещё 12 других полубогов, находящихся в двух квадратах вне этих ранее упомянутых квадратов.
98
Арйама, Вивасван, Митра и Пртхвидхара находятся с 4-х сторон от Брахмы в 3-м квадрате.
99
Теперь я опишу тебе вамшу и раджджу. От Рогапады до Ваюпады одна вамша. Подобно этому, от Питрипады до Шикхипады другая вамша.
100
Таким же образом, от Мукхйи до Бхрши одна вамша; от Шоши до Витатхи другая вамша; от Сугривы до Адити третья вамша; и от Бхрнги до Парджанйи четвёртая вамша.
101
Существует 6 династий вамша. Иногда они относятся к раджджу.
102-103
Когда два квадрата диагонально касаются друг друга, они называются падамадхйа, или сама, и подобные трезубцам углы называются марма. Не нужно строить колонны, где эти квадраты соединяются таким образом. Нужно быть очень осторожным, чтобы избегать тилаведхи и килотсршта упагхат, или дырок, сделанных для вбивания колышков в землю. Васту пуруша или управляющее божество, живёт на арене, начиная с шикхипады до конца вамши.
104-105
Агни нужно поклоняться, как находящемуся на голове васту пуруши, которая опущена вниз. Апе нужно поклоняться, как находящемуся в его рту, Пртхвидхаре и Арьяме — на его сосках, Апаватсе – на его груди, Дити и Парджанйе — на его глазах, а Адити и Джайанте — на его ушах.
106
Сарпе и Индре нужно поклоняться, как находящимся на его плечах. Пяти полубогам, возглавляемым Сурьей, нужно поклоняться на его правой руке, и пяти полубогам, возглавляемым Чандрой, нужно поклоняться на его левой руке.
107
Рудре и Раджайакшме нужно поклоняться на его левой руке, а Савитре и Савите — на его правой руке.
108
Вивасвану и Митре нужно поклоняться на его желудке. Пуша присутствует на его правом боку, и Папайакшма — на его левом боку.
109
На его левом ребре находятся Асура и Шоша, и Витатха и Грхакшата находятся на его правом ребре.
110
Яма и Варуна находятся на его бёдрах, Гандхарва и Пушпака находятся на его коленях, Бхрнгарага и Сугрива находятся на его бёдрах сразу ниже талии, и Дауварика и Мрга находятся на его талии.
111
Джайа и Индра находятся на его гениталиях, Питрганы находятся на его стопах; и в серде васту пуруши поклоняются Брахме. Таким образом, существует 25 полубогов, находящихся на теле васту пуруши.
112
Только в храме Брахмы должны быть 64 квадрата васту. Иначе должен быть 81 квадрат. В других храмах Брахма находится в 4-х квадратах в середине, считая углы как каждый квадрат.
113
Во внешних углах должно быть 8 квадратов, и с двух сторон должно быть 4 квадрата.
114
(Хайаширша-панчаратра)
Тот, кто учён, должен одеться в белые одежды, умастить своё тело белой сандаловой пастой и украсить себя различными украшениями перед выяснением настоящих признаков васту пуруши. Для храма Верховного Господа васту пуруша должен иметь 64 части тела, для дома должна быть 81 часть.
115
Кусок квадрата земли должен быть разделён на 8 частей, как горизонтальных, так и вертикальных. Это деление земли должно производиться золотыми гвоздями, и каждый квадрат должен быть поделён на различные разделы.
116-127
Шива находится в углу, Парджанйа в первом квадрате, Джайа во 2-м, Суреша в первом, Сурья в первом, Сатйа во 2-м, Бхрша в 1-м, Вйома в половинном квадрате, Агни в половинном квадрате, Пуша в половинном квадрате, Витатха во втором квадрате, Грхакшата в первом квадрате, Ваивасвата в первом квадрате, Гандхарва во втором квадрате, Бхрнагарага в первом квадрате, Мрга в половинном квадрате, Питрийаны в половинном квадрате, Дауварика в первом квадрате, Сугрива во втором квадрате, Пушпадантака в первом квадрате, Варуна в первом квадрате, Асура во втором квадрате, Шоша в первом квадрате, Папа в первом квадрате, Рога в половинном квадрате, Йаджнешвара в первом квадрате, Нагараджа во 2-м квадрате, Махадеви в первом квадрате, Адити в половинном квадрате, Апа в первом квадрате, Апавали во 2-м квадрате, Арйама в 4-м квадрате от востока, Савита в первом квадрате, Савитри  в первом квадрате и Вивасван  в 4-м квадрате. Индра, Чандра и Джайа — в первом квадрате, Митра в 4-м квадрате с запада, Рудра — в первом квадрате, Якшма — в первом квадрате, Дхарадхара — в 4-м квадрате с севера и 4-х головый Брахма — в 4-м квадрате в середине.
128
(процедура поклонения управляющему Божеству)
(Матсйа Пурана)
Теперь я опишу процедуру для строительства храма. О знающий управляющее Божество, после проверки васту тот, кто учён, должен сначала попытаться умиротворить управляющее Божество.
129
Пометив весь кусок земли и разделив его на 81 часть, нужно вырыть яму глубиной один фут и 1 фут в ширину, а затем совершить огненное жертвоприношение, предлагая торты как подношение.
130
Ячмень и чёрные сезамовые зёрна нужно также предложить как подношение в священный огонь. Нужно поместить дрова деревьев кшири, палаша, кхадира и фиг в священный огонь.
131
Нужно также предложить подношения травы куша, травы дурва, священного дерева, мёда, гхи и дерева билва в священный огонь. Когда огненное жертвоприношение завершается, нужно предложить различную пищу и другие подарки главному Божеству.
132-133
В это время нужно предложить полубогам их любимую пищу. Шикхидеве нужно предложить рис, смешанный с гхи на северо-востоке, и рис, смешанный с гхи и цветами лотоса, нужно предложить Парджанье.
134-148
Тот, кто предлагает жёлтый флаг Джаяанте; торт — Курме; пять видов драгоценностей, торт и молнии — Индре; серый и красный балдахины — Сурье; гхи и рис с молоком — Сатйе; рыбу — Брше; торт шашкули — Антарикше; ячменный порошок — Ваю; жжёный рис – Пуше; жареный турецкий горошек – Витатхе; мёд и рис – Грхакшате; старый рис – Яме; ароматный рис – Гандхарве; рог буйвола – Мрге; кхичари Питрганам; палочку для чистки зубов — Дауварике; чёрный торт – Бали; торт — Сугриве; сладкий рис – Пушпаданте; цветок лотоса и траву куша – Варуне; золотой торт и вино – Асуре; жареный рис – Шоше; игуану – Пападжакшме; ладду, приготовленный в гхи, – Роге; цветы и фрукты – Наге; гхи – Мукхйе; жареные шарики мунг-дала — Баллате; сладкий рис, смешанный с гхи, – Чандре; торт и водяную лилию — змеям; пури, сделанные из пшеничной муки, – Адити; и пури из белой муки – Дити.
Это подарки, которые нужно предложить полубогам, находящимся в своих соответствующих квадратах. Предложи сгущёное молоко Апе, йогурт – Апаватсе, траву куша и ладду, смешанный с чёрным перцем, – Савитри; торт с гуром – Савите; гхи и сандаловую пасту – Джае; сладкий рис и красную сандаловую пасту – Вивасвану жёлтый рис – Индре, жареный рис – Митре, сладкий рис, смешанный с гхи – Рудре, приготовленное и сырое мясо – Раджайакшме, мясо – Пртхвидхаре, мясо – Кушманде и сладкий рис – Арьяме.
Таким образом, полубогам нужно предложить соответствующие подарки, повторяя их имена и добавляя намах в конце. Нужно также предложить пять продуктов, полученных от коровы, ячмень, сезамовые семена, рис-сырец, гхи, приготовленный рис и различную приготовленную и сырую пищу Брахме.
149
Там, где таким образом поклоняются и предлагают прекрасные подарки полубогам, всегда будет царить мирная атмосфера. Позднее всем полубогам нужно предложить золото, а Брахме — корову.
150
Слушай теперь внимательно, как я опишу тебе то, что нужно предлагать демоницам.
151-153
Предложи рис с мясом и волокна, смешанные с гхи, – Чараки, находящейся в северо-восточном углу. Предложи рис с мясом и жёлтый рис, смешанный с кровью, – Бидари в юго-восточном углу. Предложи рис, смешанный с йогуртом и костями, смешанными с кровью и желтоватую кровь Путане в юго-западном углу и предложи рыбу, мясо, вино и другие алкогольные напитки Папе в северо-западном углу.
154
Поскольку Вайшнавы не предлагают рыбу и мясо, они должны просто предложить сладкий рис полубогам и полубогиням, повторяя их имена в дательном падеже, начиная мантру с ом и заканчивая намах.
155
Затем йаджамана должен омыться водой, содержащей медицинские травы. Всем собравшимся брахманам и гостям также нужно предложить поклонение с преданностью.
156
Умиротворив управляющее божество таким образом, нужно начать работать над строительством храма.
157-158
Перед началом строительства какой-либо постройки, дома или сада, или перед началом реставрационных работ, или перед формальным входом в дом, нужно умиротворить управляющее Божество так, как было описано. Вся земля должна быть покрыта верёвками, и должны повторяться различные молитвы, такие как Ракшогхна-сукта и Павамана-сукта. Должно быть повторение святых имён Господа, а также танцы, игра на музыкальных инструментах и повторение благоприятных мантр брахманами, для создания благоприятной атмосферы.
159-160
Тот, кто учён и жаждет совершить эти ритуалы для умиротворения управляющего Божества, дома или в храме, никогда не будет страдать. Ему больше не нужно бояться никакой болезни, и он может не беспокоиться о потере своих друзей или богатства. Такие люди проживут 100 лет и затем отправятся в рай на одну кальпу.
161
(Хайаширша-панчаратра)
После того, как ачарья отметит все квадраты и наполнит их цветным песком, йаджамана, который может быть полон материальных желаний, должен предложить следующие дары полубогам.
162-171
Он должен предложить сладкий рис, смешанный с гхи, Ишане; цветы, воду и сандаловую пасту — Парджанье; жёлтый флаг – Джайанте; драгоценности и гхи – Сурешваре; серый и жёлтый балдахин – Сатье; мясо – Бхрше; торт – Вйоме; сандаловую пасту – Агни; жареный рис и поджареный ячмень — Пуше; золото – Витатхе; рис, смешанный с мёдом, – Грхакшате; рис и мясо – Яме; сандаловую пасту – Гандхарве; птичье мясо – Бхрнге; сезамовые семена – Мрге; кхичади – Питрганам; веточку для чистки зубов – Даубарике; ячмень и рис – Сугриве; траву куша — Пушпаданте; цветы лотоса и водяные лилии – Варуне; сок сахарного тросника – Асуре; рис с гхи – Шоше; ячмень – Папе; пирожное, запечёное в гхи, – Йоге; цветы нага – Наге; пищу, которую жуют, – Мукхйе; жареный рис – Бхаллате; сладкий рис, смешанный с мёдом, – Чандре; голубые водяные лилии – Сарпе; сладкий рис и сок – Шри; пури – Адити; сгущёное молоко – Апе; йогурт и молоко – Апавали; ладду – Арйаме; траву куша и воду – Савите; и торт, сделанный с гуром, — Савитри.
172-174
Он должен предложить красные цветы и красную сандаловую пасту Вивасвану; жёлтый рис с гхи – Индраджайе; (savories) чеснок (?), запеченный с гхи, – Митре; сладкий рис, смешанный с гуром, – Рудре; приготовленное и сырое мясо – Раджаджакшме; сырое мясо носорога – Пртхвидхаре; необрушенный рис, сезамовые зёрна, пять продуктов коровы, приготовленный рис, траву куша, сандаловую пасту и цветы – Брахме.
175
Нужно предложить сырое мясо и сладкие шары Сарвасканде на востоке; и нужно предложить белые цветы лотоса, гхи, и мясо Видари на юго-востоке.
176
Нужно предложить кхичади, торт и мясо Ямарадже на юге, и нужно предложить ячмень, сезамовые семена и кровь – Путане на юго-западе.
177-178
Нужно предложить кровь и мясо Джамбхаке на западе; сезамовые семена, ячмень, смешанный с кровью, и мясо с костями — Папе на северо-западе; жирную кровь — Пилипиччхе на севере; и мясо козла — Варахи на северо-востоке.
179
О лучший из полубогов, йаджамана, полный материальных желаний, должен также предложить дары духам, демонам и гоблинам. Если йаджамана лишён материальных желаний и является чистым преданным Господа Вишну, он должен поклоняться всем этим полубогам с предложением травы куша, цветов и необрушенного риса.
180
Когда полубогам поклоняются в такой манере, они даруют мир и процветание человеческому обществу. Тем не менее, если им не поклоняются, они будут завидовать йаджамане, а также жрецу.
181
О лучший из полубогов, нужно с верой поклоняться полубогам, предлагая им прекрасные цветы и сандаловую пасту. Затем тот, кто учён, должен начать строить дом или храм.
182-183
(процедура постройки фундамента)
(в той же книге говорится)
О лучший среди полубогов, в центре земли, относящейся к брахмастхане, нужно поклоняться Господу Васудеве. Нужно также поклоняться Лакшми-деви и другим спутникам Господа, повелителя чувств. Позднее нужно поклоняться четверичным экспансиям Господа Васудевы, предлагая Им падью, аргхйу, сандаловую пасту, цветы, благовония, лампу гхи и пищу.
184
Затем в том же самом месте нужно поклоняться Бхуми-деви, энергии Верховного Господа, поддерживающей землю, очень красивой и украшенной небесными драгоценностями.
185-186
После медитации на удовлетворённую и улыбающуюся Бхуми-деви нужно с преданностью совершить ей поклонение и предложить поклоны. Нужно прославлять её и медитировать на неё с полной концентрацией. Затем нужно медитировать на Верховную Абсолютную Истину, повелителя полубогов, и поклоняться Ему с любовью и преданностью, поскольку Господь Хари является истинным руководящим Божеством.
187
Тот, кто учён, должен соорудить платформу на брахмастхане с необрушенным рисом и затем установить на ней горшок с крышкой.
188-191
Тот, кто хорошо сведущ в повторении мантр, должен взять новый горшок, сделанный из золота, серебра или глины, наполнить его различными семенами, медицинскими травами, золотом, серебром, драгоценностями, водой и перетянуть тканью. Этот горшок нужно украсить пятью видами веток, белой сандаловой пастой и цветами. Его нужно замотать в белую ткань и поклоняться, предлагая сандаловую пасту, цветы и благовония. Ачарья должен установить этот горшок на брахмастхане. Он должен поклоняться 4-х головому Брахме, повторяя соответствующие мантры и предлагая ему сандаловую пасту, цветы, благовония, лампу гхи и вкусную пищу, помещённую в этот горшок.
192
Вне мандалы ачарья должен сесть лицом на восток и затем удовлетворить 9 главных Божеств 9-ти планет, предлагая им различные предметы поклонения.
193
Разумный человек, знающий множество мантр, должен удовлетворить полубога, Брахму, предлагая ему 100 подношений сезамовых зёрен и ячменя, смешанных с гхи.
194
Тот, кто искусен в науке повторения мантр, должен удовлетворить других полубогов, предлагая им 10 подношений. Затем он должен встать и предложить заключительное подношение в священный огонь, повторяя мантру, начинающуюся с ваусада анта.
195
Затем ачарья должен обойти брахмастхану, поливая воду на землю из горшка с носиком.
196
Следуя той же процедуре, нужно разбросать 7 видов семян: ячмень, пшеницу, необрушенный рис, сезамовые семена, канан, сама и нивара. Рекомендовано, чтобы священная яма была вырыта в чистом и прекрасном месте.
197
Затем должна быть вырыта яма глубиной один фут с помощью золотой лопаты. В центре этой ямы нужно вырыть другую, примерно, в 4 пальца глубиной и затем смазать всю яму коровьим навозом, смешанным с водой, и украсить её сандаловой пастой.
198
Затем ачарья должен сесть лицом на восток, предложить белые цветы и необрушенный рис в яму и медитировать на 4-х рукую форму Верховного Господа.
199
О лучший среди полубогов, затем ачарья, хорошо сведущий в повторении мантр,должен принести горшок, установленный на брахмастхане, сопровождая это звуками барабанов, гонгов и благоприятных мантр из Вед, и предложить Верховному Господу аргхйу с водой, повторяя мантру, начинающуюся с ом намо варунайа.
200
Яму затем нужно заполнить ароматной и свежей водой из горшка с носиком, в который помещены все виды драгоценных камней. Затем ачарья должен предложить белые цветы в яму, медитируя на трансцендентную вибрацию ом.
201
Нужно проверить воду, вылитую в яму. Если вода в яме крутится по часовой стрелке, то это благоприятно, а если крутится против часовой стрелки, то неблагоприятно.
202
Разумный ачарья должен снова наполнить яму зерном, таким как превосходный рис и ячмень, а также чистым песком, собранным с поля.
203
О лучший среди полубогов, предолжив аргхйу в соответствии с правилами и предписаниями, йаджамана должен дать ачарье золото, корову, дхоти и чадар.
204
Затем йаджамана должен совершить поклонение астрологам, художникам и Вайшнавам в соответствии со своими возможностями. Он должен накормить брахманов и организовать танцы, пение и музыкальное сопровождение.
205
Затем он должен рыть яму в земле до тех пор, пока не найдёт воду.
206
Если в яме находят неблагоприятный объект, например, кость или если размер ямы меньше среднего роста человека то это не так плохо. Если человек находит в яме кость до того, как добрался до воды, то это считается неблагоприятным.
207
Поэтому, чтобы заложить основу, нужно продолжать рыть яму до тех пор, пока не найдена вода. Эта яма, которая углубляется до камней, также известна как кумарика. Нужно разровнять поверхность ямы прочным инструментом и совершить в этом месте огненное жертвоприношение.
208-209
(далее говорится)
После огненного жертвоприношения нужно снова заполнить яму песком и сломанными кирпичами. Воду из золотого горшка надо снова и снова выливать в яму, пока идёт заполнение. Затем, используя инструмент, сделанный из дерева палаша, нужно сровнять яму с поверхностью земли.
210-211
Учёный ачарья должен очистить всю арену пятью продуктами, полученными от коровы. Он должен также сбрызнуть священной водой из святого места паломничества, содержащей золото, рис и веточки манго, хранимой в золотом или медном горшке, повторяя соответствующие мантры. При следовании этой процедуре земля очищается, даже если есть какой-то недостаток.
212
(характеристики камня)
(Матсйа Пурана)
Сначала мы вкратце опишем характеристики камня хорошего качества. Затем мы опишем, как закладывать камень в основание.
213
Плита и кирпичи в основании должны быть высшего качества. Они должны быть привлекательные, совершенной прямоугольной формы и твёрдые. Такие камни или кирпичи нужно использовать для постройки храма.
214-215
Камни, используемые для строительства храма, считаются формой знания, и кирпичи считаются формой блаженства. Каменные плиты должны быть плоскими, неизломанными, гладкими, привлекательными, прославленными и украшенными знаками травы куша, травы дурва, флагом, зонтиком, чамарой, якорем, колонной, черепахой, рыбой, куском фрукта, зеркалом, слоном, молнией, птицами, оленем и быком. Такие плиты и кирпичи всегда считаются благоприятными.
216
Каменные плиты, украшенные благоприятными символами, такими как свастика, алтарь или цветок лотоса, всегда считаются благоприятными, поскольку даруют все цели жизни. Каменные плиты, помеченные отпечатком копыта коровы или лошади, также считаются прославленными и благоприятными.
217
Тем не менее, если каменные плиты или кирпичи украшены символами плотоядных животных или птиц, они не считаются желанными и прославленными.
218
Нужно тщательно избегать использовать камни неправильной формы, слишком длинные, слишком короткие, сломанные, треснутые, бесцветные, а также камни, имеющие дырки и лишённые хороших характеристик.
219
Камни, украшенные знаками благоприятных животных или другими благоприятными объектами, с рекомендуемыми характеристиками, упомянутыми в писаниях, всегда считаются благоприятными.
220
(характеристики кирпича)
(в той же книге говорится)
Теперь услышь это краткое описание характеристик кирпичей от меня.
221
Чтобы строить храм Верховного Господа, нужно использовать кирпичи одного цвета, совершенным образом приготовленные, правильного размера, прекрасные, твёрдые и совершенной прямоугольной формы.
222
Нужно тщательно избегать тех кирпичей, которые содержат фрагменты костей, куски горелого дерева и т.д., а также чёрных, наполненных грязью и частичками камня, неправильно изготовленных, слишком старых, сломанных, неровных или деформированных.
223-226
(Хайаширша-панчаратра)
Услышь теперь с вниманием, как я опишу размер и характеристики кирпичей. Длина кирпича должна быть 12 пальцев. Кирпич должен быть гладким, ровным, широким и пройти хорошую проверку. Кирпичи должны быть полностью обожжёнными, одного цвета, привлекательные, чистые и прямоугольной формы. Кирпичи со сломанными углами, слишком узкие, полные частичек камней, чёрные, полные нечистых вещей, таких как кости, деформированные, неровные, сломанные, сухие, очень старые, имеющие плохой запах или выглядящие, как кусок глины, а не как кирпич, — не должны использоваться при строительстве храма.
227
(процедура закладки камня в основу)
(Матсйа Пурана)
При строительстве храма из мрамора, нужно заложить мраморное основание, а при строительстве храма из кирпича — кирпичное.
228
О благоприятная леди, когда храм строится из камня, должно быть каменное основание, и когда храм строится из кирпичей, то нужно заложить кирпичное основание. Главная основа должна быть заложена под главным алтарём.
229
(Хайаширша-панчаратра)
Нйаса должна совершаться на кирпичах, когда храм строится из кирпичей. Нйасу нужно совершать на каменных плитах, когда храм строится из каменных плит, и нйасу нужно совершать крупном песке, когда при строительстве храма используется крупный песок.
230
После завершения нйасы на камнях, нужно провести для них церемонию адхиваса. Кирпичи должны быть формально установлены в яме.
231
Затем нужно предложить дакшину духовному учителю и дать ему совершить ритуал питха бандха. Чтобы получить ещё наставления касательно адхивасы для камней и ритуала питха бандха, нужно проконсультироваться с утверждениями Господа Хайаширши в Хайаширша-панчаратре.
232-233
(процедура совершения питха бандханы, или закладки камня для основания)
(Хайаширша-панчаратра)
Чтобы совершить питха бандхану, или заложить камень в основание, нужно использовать камень, размер которого должен быть пропорционален размеру храма Господа Васудевы. Если длина камня для основания размером в половину высоты храма, то это называется уттама. Если она равна ¼ от высоты храма, то это называется мадхйама, и если размер ещё меньше этого, то называется каништха. Учёный человек должен установить первоклассный камень для основания при постройке храма.
234
(характеристики храма)
(Матсйа Пурана)
Совершив поклонение управляющему Божеству и предложив ему подарки как было ранее описано, нужно разделить весь участок земли на 16 частей. Фундамент должен находиться на центральных четырёх частях.
235
Оставшиеся 12 частей нужно использовать для основания, пола и т.д. Высота фундамента должна быть равна высоте 4-х частей, на которых будет строительство.
236
Должен быть путь вокруг храма для его обхождения. Разумный человек должен соорудить 4 выхода в 4-х направлениях.
237
Длина храмового дворца должна быть в 2 раза больше главного храма, и его ширина должна быть в три раза больше, чем ширина главного храма. Он должен быть украшен благоприятными рисунками, чтобы выглядеть очень красиво.
238
Тот, кто учён, должен разделить главный храм на пять частей. Входные ворота должны составлять одну часть.
239
Внутренний двор должен быть сооружён перед главным входом и должен быть больше, чем храм. Таким образом были описаны главные характеристики храма.
240-242
(далее говорится)
О брахманы, существуют различные классы храмов: Меру, Мандара, Каилаша, Кумбха, Симха, Мрга, Виманачхандака, Шривркша, Баладхичхандхака, Бартула, Сарвабхадрака, Гаджа, Нандана, Нандиварддхана, Хамса, Врша, Гаруда, Падмака и Самудгака. Теперь услышь об их характеристиках.
243
Храм, имеющий 100 куполов и 4 входа, высота которого в 16 раз больше его длины, известен как храм Меру.
244-245
Высота храма Мандара в 12 раз больше длины; высота храма Каилаша в 10 раз больше длины; храм Виманачхандака имеет множество куполов и дверей, и он очень высокий; высота храма Нандиварддхана в семь раз больше длины; и храм Нандана имеет 20 куполов.
246
Храм Сарватобхадра имеет 16 куполов различных планов, а также множество пиков.
247
Храм с чандрашалой (маленькая комната, построенная на крыше, для осмотра пространства с высоты птичьего полёта) и пятью куполами, выполненный в форме клюва попугая, называется Балабхичхандака.
248
Храм Вршабха высокий, подобен быку, круглый и без углов. Храм Симха в форме льва, храм Мрга в форма оленя, и храм Кумбха в форме горшка, а его высота в 9 раз больше длины.
249
Храм с пятью куполами и 16-ю углами, имеет характеристики, называемые ангулипута, и известен как Самудгака. В таком храме существует также две чандрашалы, по одной с каждой стороны, и его высота в два раза больше длины.
250
Храм Хамса в форме лебедя. Он не слишком большой и не слишком высокий, и него 16 углов и различные пики.
251
Храм Мргараджа украшен множеством прославленных чандрашал. Шея храма очень широкая и его высота в 6 раз больше длины.
252
Храм Гаджа обычно имеет множество чандрашал, и храм Гаруды знаменит как царь храмов.
253
Его высота в семь раз больше длины, и он окружён множеством прекрасных храмов. С четырех направлений его окружают широкие лужайки.
254
Существует другой храм Гаруды, высота которого в 10 раз больше длины. Храм Падмака имеет 16 углов, находится в середине двух участков земли. Форма и пропорции храма Шри Врикша похожи на цветок лотоса.
255
Храм Врша удовлетворяет все желания человека. У него есть 5 куполов и его высота в три раза больше его длины. Размер его главного алтаря 4 квадратных фута.
256
Таким образом, существует в целом 20 видов храмов, как было описано Мной. Другие храмы классифицируются некоторыми авторитетами как состоящие из трёх групп семи, восьми или пяти различных храмов. Все эти храмы более или менее похожи на храм Симхи.
257
Любой храм, имеющий чандрашалу, должен иметь шею на восточной стороне. Если храм построен из кирпичей, дерева или каменных плит, то должны быть соответствующие колонны.
258
Храм Меру должен быть высотой 50 хаст (хаста – это размер, равный 24 ангулам, или пальцам, и это, примерно, 460 мм), храм Мандара — 45 хаст высотой, храм Каилаша должен быть 40 хаст высотой, и храм Бимана должен быть высотой 34 хасты.
259-260
Храм Нандивардхана должен быть 32 хасты высотой, храм Нандана должен быть высотой 30 хаст, храм Сарватобхадра должен быть также высотой 30 хаст, и храмы Вартула и Падмака должны быть высотой 20 хаст. Мрга, Симха, Кумбха и храмы Балабхи Чхандаки, которые очень дороги полубогам, должны быть 16 хаст высотой.
261
Шривркша, Мргараджа, Самудгака и храмы Гаджа должны быть высотой 20 хаст, каким должен быть и храм Хамсы.
262
Нужно знать, что храм Гаруда должен быть высотой 8 хаст, и храм Врша должен быть высотой 10 хаст. Таковы размеры и характеристики различных храмов.
263-264
Храм Якшей, Ракшасов или Нагов должен быть высотой 7 хаст. Первые 7 видов храмов, начиная с Меру, дарует поклоняющемуся великое счастье. Следующие 8 видов храмов, начиная с Шри Вркш, дарует меньше процентов счастья поклоняющемуся, и оставшиеся 5 видов храмов, начиная с Хамсы, даруют малое количество счастья поклоняющемуся.
265
(Хайаширша-панчаратра)
Теперь услышь от Меня о храмах в целом.
266
Земля, на которой построен храм, должна быть квадратной и поделенной на 16 частей. Должны быть места для 4-х входов, и 1/12 земли должна использоваться для закладки основания.
267
Учёный человек должен сделать высоту и ширину джангха равной 4-м частям земли, и размер манджари должен быть в два раза больше этого.
268
Путь для обхода храма должен быть в 4 раза больше длины манджари. Он должен быть одинаковой ширины по периметру всего храма.
269
Джагати должно быть построено перед храмом и должно быть высотой как горные пики. Альтернативно, оно должно быть в три раза выше и прекрасно украшено.
270
Передняя лужайка мандапы должна быть соединена с гарбха-сутрой. Его длина должна быть ¼ больше, чем гарбха-сутра, и должна быть украшена колоннами.
271
Иначе, главная мандапа может быть сделана пропорционально размеру главного алтаря. После рисования 81 квадрата на земле и совершения огненного жертвоприношения для удовлетворения управляющего Божества, нужно начать строить мандапу.
272
После совершения соответствующих нйас на земле нужно совершить поклонение полубогам, находящимся в каждом квадрате. Как было ранее описано, существует 32 полубога, находящихся в квадратах, помеченных вне земли, где строится храм.
273
Так я описал тебе главные характеристики храма. Теперь услышь о размерах храма, который должен быть пропорционален размеру Божества.
274
Пиндика или подставка Божества должна быть построена в соответствии с размером Божества. Это считается благоприятным. Подставка Божества должна быть в половину размера алтаря, и главная стена должна быть высотой как алтарь.
275
В соответствии с длиной основания должна быть сделана высота. Духовный учитель должен убедиться, что пики храма в два раза выше стены основания.
276
Путь обхождения храма должен быть поднят, так чтобы он был на ¼ высоту как храмовые пики. Передний двор должен окружать арену так же, как и дорога вокруг храма.
277
Ворота, через которые проезжает колесница, должны быть 1/8 высоты храма. Колесница должна быть построена в соответствии с размером входа.
278
Вход может быть 1/3 высоты храма. Божества Господа Рамачандры и Его спутников должны быть помещены на три колесницы.
279
Сооружая пик храма, нужно воспользоваться для измерения верёвкой и драгоценными камнями. В середине пика должна быть фигура льва.
280
После выбора суканасы нужно соответственно продолжить строительство. Ту же процедуру нужно также провести со всех сторон храма.
281
Выше суканасы должна быть шея храма, где должен быть установлен горшок. Высота шеи должна быть больше, чем высота алтаря.
282
(далее говорится)
На верхушке шеи должно быть установлено Божество Гаруды. Выше него должны быть установлены 8 главных Божеств восьми направлений.
283-284
Вот эти Божества: Варахадева на востоке, Нрисимха на юге, Шридхарадева на западе, Хайаширшадева на севере, Парашурама на юго-востоке, Рамчандра на юго-западе, Ваманадева на северо-западе и Васудева на северо-востоке.
285-286
(далее говорится)
Кровать Господа должна быть помещена на востоке, асана должна быть помещена на юго-востоке, поднятая платформа должна быть сооружена на юге, колесница должна быть на юго-западе, йоганидра должна быть на западе, йогасана должна быть на северо-западе и место для практики йоги должно быть организовано на севере.
287
Все купола и окна храма должны быть украшены различными растениями, ползущими растениями и разноцветными ароматными цветами.
288-289
Разумный человек должен устранить все неблагоприятные элементы с помощью Васу, Бхаргавы и Ртвиков в храмах каништха, мадхйама и уттама, чтобы потом не было трудностей, технически называемых лалата ведха. Теперь услышь описание айамы.
290
О безгрешная, если человек желает построить храм 20 хаст высотой, размер апа, или арйама, должен быть 20 пальцев.
291
Мандапа с одной колонной называется дхваджа, и мандапа с двумя колоннами называется веди. Если мандапа  больше этого, то должны быть 4 колонны, поднятые в 4-х углах.
292
(некоторые особые характеристики мандапы)
(Матсйа пурана)
Теперь я опишу тебе характеристики различных мандап. Мандапы должны быть построены в соответствии с размером храма.
293
О лучший из брахманов, существует три вида мандап. Слушай внимательно, как я открою тебе их названия.
294-297
О брахман, существует 27 разновидностей мандап. Вот они: Пушпака, Пушпабхадра, Сувртта, Амртанандана, Каушалйа, Буддхисанкирна, Раджабхадра, Джайаваха, Шривркша, Виджайа, Вастукирна, Шрутиндхара, Йаджнабхадра, Вишала, Самлишта, Шатрумардана, Бхагапанча, Нандана, Манава, Манабхадрака, Сугрива, Харшана, Карникара, Падардхака, Симха, Шйамабхадра и Субхадра.
298-304
Мандапа с 64 колоннами называется Пушпака, мандапа с 62 колоннами называется Пушпабхадра, мандапа с 60 колоннами называется Сувртта, мандапа с 58 колоннами называется Амртанандана, мандапа с 56 колоннами называется Каушалйа, мандапа с 54 колоннами называется Буддхисанкирна, мандапа с 52 колоннами называется Раджабхадрака, мандапа с 50 колоннами называется Джайаваха, мандапа с 48 колоннами называется Шривркша, мандапа с 46 колоннами называется Виджайа, мандапа с 44 колоннами называется Вастусанкирна, мандапа с 42 колоннами называется Шрутиндхара, мандапа с 40 колоннами называется Йаджнабхадра, мандапа с 38 колоннами называется Вишала, мандапа с 36 колоннами называется Самлишта, мандапа с 34 колоннами называется Шатрумардана, мандапа с 32 колоннами называется Бхагапанча, мандапа с 30 колоннами называется Нандана, мандапа с 28 колоннами называется Манава, мандапа с 26 колоннами называется Манабхадрака, мандапа с 24 колоннами называется Сугрива, мандапа с 22 колоннами называется Харшана, мандапа с 20 колоннами называется Карникара, мандапа с 18 колоннами называется Пададхика, мандапа с 16 колоннами называется Симха, мандапа с 14 колоннами называется Шйамабхадра, мандапа с 12 колоннами называется Субхадра.
305
Мандапа может быть треугольной формы, а также круглой, восьмиугольной, квадратной или с шестнадцатиугольной формы.
306
Треугольная мандапа дурует царство; восьмиугольная мандапа дарует победу; круглая мандапа дарует долгую жизнь; мандапа с 16 углами дарует хорошее потомство; и квадратная мандапа дарует богатство. Мандапа с этими характеристиками считается благоприятной, в противном случае она создаёт опасную ситуацию.
307
(процедура выбора входа)
(Хайаширша-панчаратра)
Если мандапа находится в деревне и смотрит на восток, дверь должна быть на востоке. Если мандапа квадратная, дверь должна быть на восточной стороне, и если мандапа смотрит на юг, север или запад, то дверь должна быть на восточной стороне.
308
(далее говорится)
Дверь должна быть красивой, позолоченной, серебряной или медной, и её высота должна быть в два раза больше её ширины.
309
Разумный человек должен также покрыть медную часть золотом. Подгоняя дверь, ачарья должен попросить брахманов повторять благоприятные мантры, сопровождая это игрой на барабанах и гонгах и повторением благоприятных молитв.
310
С обеих сторон двери должны быть крепко сложенные божества двух охранников входа. Они должны выглядеть как Вишваксена, главнокомандующий, и держать посохи в своих руках. Этих двух охранников двери зовут Чанда и Прачанда.
311-312
Верхняя часть двери должна быть украшена драгоценными камнями, а над украшениями покрыта медью. Выше двери должно быть установлено Божество Лакшми-деви с дикпалами, омывающими Её водой из горшков. Дерево с двумя ветками, сделанными из меди, должно быть помещено над входом и украшено листьями и ползучими растениями.
313
Двери должны быть разделены на 1, 3, 6 или 9 секций, но не более этого. В каждой такой секции должны быть изображены различные воплощения Господа Вишну.
314
(Матсйа Пурана)
Разделив мандапу на 64 раздела, нужно воздвигнуть вход посередине.
315
Высота двери должна быть в два раза больше её ширины. Дверная рама должна быть больше, чем дверь, чтобы дверь правильно подошла.
316
Дверь мандапы должна быть ¼ высоты храма. Если возможно, все входы должны быть обиты медью.
317
3, 5, 7 или 9 ветвей декоративного дерева должны расширяться на обе стороны двери.
318
Есть три классификации входов: каништха, мадхйама и уттама.
319
Если размер входа 140 пальцев, то это первоклассный вход. Такой прославленный вход дарует долгую жизнь, хорошую зерновую пищу и богатство.
320
Если размеры входа 108 пальцев, то это также первоклассный вход. Если размеры его 120 пальцев, то это считается средний вход, и если его размеры только 8 пальцев, то он считается низшим.
321
Так я описал благоприятную дверь в храме. Если человек устанавливает двери не в соответствии с этими характеристиками, то они создадут беспокойства в умах людей.
322
Обязанность человека – тщательно избегать беспокоить элементы двери в главном храме.
323
Если дверь покрыта веткой дерева или колонной, если она рядом со стеной, закрыта флагом или сразу за сточной канавой или ямой, то такая дверь не подходит для храма.
324
Если в двери есть недостаток, то могут проявиться разные неблагоприятные вещи, такие как страдания, нежелательные путешествия, голод, страх, неудача, тюремное заключение, болезнь, бедность, ссоры, оппозиция и потеря богатства.
325-326
(процедура постройки стен)
(Хайаширша-панчаратра)
Высота храмовой стены должна равняться ¼ высоты храма. Если Божество высотой пять футов, то подставка должна быть один фут высотой. Высота колонны Гаруды может быть между 1 или 30 футами.
327
(посадка деревьев вокруг храма)
(Матсйа Пурана)
Нужно посадить различные фруктовые деревья на востоке храма. На юге нужно посадить деревья кшира. На западе нужно соорудить озеро, наполненное цветами лотоса и водяными лилиями, и на севере нужно сделать цветочный сад и пальмовые деревья.
328
В 4-х направлениях от храма должны быть стационарные или текущие резервуары воды. Храм должен быть окружён глубокой ямой и высокими окружными стенами.
329
На юге храма должен быть уединённый прекрасный сад. На севере должен быть храм вселенских матерей. На юго-востоке должна быть кухня, и на юго-западе должен быть храм Ганапати.
330-331
На западе главного храма должен быть храм Лакшми-Нарайаны. На северо-западе должен быть цветочный сад. На севере должна быть жертвенная арена и место для складывания маха-прасадных цветочных гирлянд от Господа. На западе и севере должно быть место для предложения даров, а перед храмом должно быть Божество Гаруды. Таким образом, благоприятный двор должен быть сооружён для блага всех живых существ.
332
Храм Верховного Господа должен быть украшен алтарями, мандапами, колокольчиками, балдахинами, колоннами, входами, флагами и постоянно блаженными преданными. Тот, кто строит храм таким образом, всегда будет любим Лакшми-деви и после смерти получит поклонение на райских планетах.
333
(реставрация храма)
(в третьей канде Вишну-дхармоттары говорится)
Если храм Верховного Господа разваливается из-за прошедших лет, то царь этого царства будет страдать так же, как и храм.
334
Нет сомнений, что реконструкция старого храма Господа Хари, восстановление его до изначального положения, дарует в два раза большее благо, чем постройка нового храма.
335
(Вишну-рахасйа)
Тот, кто реконструирует полуразвалившийся храм, обрушившийся храм Господа Вишну или защищает его от дальнейшего разрушения, квалифицирован жить в обители Господа Вишну.
336
(Агни Пурана)
Тот, кто восстанавливает полуразвалившийся, сломанный или потрескавшийся храм Господа Хари, обретает благо в два раза большее, чем при строительстве нового храма.
337
(Деви Пурана)
В сто раз благочестивее восстанавливать старый храм Верховного Господа, чем строить новый. Поэтому нужно тщательно поддерживать старые храмы.
338
(Хайаширша-панчаратра)
О безгрешная, тот, кто роет колодец; сооружает пруд или озеро; восстанавливает храм Верховного Господа или место встречи Вайшнавов; получает в 100 раз больше благо, чем тот, кто строит храм Господа.
339
Обязанность Вайшнава – учить все процедуры для установления Божества и строительства храма Верховного Господа из Хайаширша-панчаратры.
340
Какой смысл писать больше о хорошо известных процедурах для строительства храма Верховного Господа? Процедура установления Божества Верховного Господа подобна этому.
341
(в той же книге говорится)
Обязанность каждого – восстанавливать старый храм Верховного Господа, так же, как обязанность каждого — установить Божество Верховного Господа.
342
Затем нужно организовать фестиваль празднования свадьбы Туласи-деви, которая сильно удовлетворяет Господа Кришну и прославляется Вайшнавами для Верховного Господа в соответствии со своими возможностями.
343
(процедура установления и церемония свадьбы Туласи-деви)
(мудрец Васиштха сказал)
Теперь я опишу в деталях свадьбу Туласи-деви в соответствии с правилами и предписаниями. Ранее, Брахма рассказал об этом мне, и эта беседа записана в панчаратре.
344
Чтобы начать её, надо вырастить Туласи-деви в саду или дома. Когда Туласи-деви будет три года, нужно начать поклоняться ей.
345
Свадьба Туласи-деви должна совершаться в присутствии Юпитера и Венеры, когда солнце путешествует в северном полушарии. Иначе нужно совершать эту церемонию на Бхишма панчаку, или на полнолуние.
346
Сначала нужно соорудить мандапу для свадьбы, вырыть священную яму, организовать алтарь. Затем нужно совершить ритуал приглашения благоприятного и установить божества вселенских матерей. Как и в случае других свадеб, нужно совершить церемонию шраддха для вселенских матерей.
347
Тот, кто хорошо сведущ в Ведической литературе и литературе, соответствующей Ведической, должен выбрать инструктора среди собравшихся брахманов и указать 4 жрецов для совершения свадебной церемонии.
348
Затем, в соответствии с Вайшнавской традицией, нужно поклоняться горшку варддхани. Затем нужно организовать мандапу для церемонии свадьбы и принести туда Божества Лакшми-Нарайаны.
349
Сначала, нужно совершить жертвоприношение для блага своего дома, следующее за поклонением вселенским матерям. Затем нужно совершить ритуал нанди мукха перед инсталляцией золотого Божества Господа Хари.
350
Затем, в благоприятный момент, нужно покрыть серебряное Божество Туласи-деви сари и чадаром, повторяя мантру, начинающуюся с васах шатена, когда солнце садится на западе.
351
Нужно предложить браслеты рукам Туласи-деви, повторяя мантру, начинающуюся с йадавадхнети и затем предложить её руку Господу Вишну, повторяя мантру, начинающуюся с ко’дадити.
352
Затем ачарья должен отправиться к священной кунде, находящейся за ведикой, или алтарём, вместе со жрецами и совершить огненное жертвоприношение, предлагая 9 подношений в священный огонь.
353
Всё должно быть совершено экспертным ачарьей, включая и Вайшнавскую церемонию свадьбы. Затем он должен совершить особое огненное жертвоприношение в соответствии с правилами и предписаниями.
354
Должна повторяться такая мантра: ом намо бхагавате кешавайа намах сваха, ом намо бхагавате нарайанайа намах сваха, ом намо бхагавате говиндайа намах сваха, ом намо бхагавате вишнаве намах сваха, ом намо бхагавате мадхусуданайа намах сваха, ом намо бхагавате тривикрамайа намах сваха, ом намо бхагавате ваманайа намах сваха, ом намо бхагавате шридхарайа намах сваха, ом намо бхагавате хришикешайа намах сваха, ом намо бхагавате падманабхайа намах сваха, ом намобхагавате дамодарайа намах сваха, ом намо бхагавате упендрайа намах сваха, ом намо бхагавате прадьюмнайа намах сваха, ом намо бхагавате анируддхайа намах сваха, ом намо бхагавате ачьютайа намах сваха, ом намо бхагавате анантайа намах сваха, ом намо бхагавате гадине намах сваха, ом намо бхагавате чакрине намах сваха, ом намо бхагавате вишваксенайа намах сваха, ом намо бхагавате ваикунтхайа намах сваха, ом намо бхагавате джанарданайа намах сваха, ом намо бхагавате мукундайа намах сваха и ом намо бхагавате адхокшаджайа намах сваха.
355
Затем йаджамана, его жена и другие члены его семьи, а также его друзья должны обойти Туласи-деви и Господа Вишну 4 раза.
356-358
В течение свадебной церемонии Туласи-деви, нужно повторять шатакумбха-сукту, павамани-сукту, шанти-сукту, нав-сукту, джива-сукту и Вайшнава-самхиту, оставаясь около алтаря и священного огня. Женщины должны повторять благоприятные звуки и петь песни, прославляющие Туласи-деви, сопровождая звуками раковины и боем в барабаны и гонги. Йаджамана должен предложить заключительное подношение перед совершением абхишеки.
359
Нужно подарить быка Брахме. Пожертвовать ачарье новую одежду, корову, и кровать и дать одежду и дакшину выбранным жрецам.
360
Таким образом, нужно совершить инсталляцию и поклоняться Туласи-деви с Господом Вишну. Все греховные реакции, накопленные в течение этой жизни, полностью устраняются, если просто смотреть на Туласи-деви.
361-362
Тот, кто хорошо засевает растение туласи, с верой поливает её и прославляет её свадьбу с Господом Вишну, в соответствии с правилами и предписаниями, несомненно, достигнет освобождения от материального существования и поднимается в трансцендентную обитель Господа, Вайкунтху. Там он будет счастливо жить в обществе Верховного Господа, Господа Вишну.
363
Процедуру для установления растения туласи находим в Вишну-ямале.
364
(заключение)
Тот, кто интересуется какими-то темами больше, чем описано в Хари-бхакти-виласе, может обратиться к такой литературе или услышать об этом непосредственно из уст духовного учителя.
365
В писаниях говорится больше о правильном этикете, но, чтобы не увеличивать объём этой книги, мы не стали писать всё.
366
Все обязанности, которые мы описали, в особенности предназначены для богатых домохозяев – преданных, а не для тех, кто находится в отрешенном укладе жизни.
367
Правильный этикет обязателен для тех, кто хочет стать отрешенным преданным. Только при соблюдении правильного этикета, преданное служение становится устойчивым. Постоянно воспевая святые имена Господа, человек быстро становится на платформу чистого преданного служения.
368
Обязанности великих преданных, полностью непривязанных к материалистической жизни, включающие характеристики беспримесных преданных, мы находим в 10 виласе. Некоторые особые характеристики будут теперь описаны.
369
(обязанности беспримесных преданных)
Характеристики беспримесного преданного служения уже были описаны. Тот, кто разумен, должен знать эти признаки, которыми обладают беспримесные преданные.
370
Нужно стараться держаться подальше от испражнений славы, матери всех анартх, от которой очень сложно отказаться, даже отказавшись от всего.
371
(поэтому Верховный Господь лично сказал такой стих в Шримад-Бхагаватам 11.18.28)
Учёные трансценденталисты, посвятившие себя развитию знания и потому отрёкшиеся от внешних объектов, или Мои преданные, отказавшиеся даже от желания освобождения, отвергают обязанности, основанные на внешних ритуалах и параферналиях. Потому их поведение выше правил и предписаний.
372
Преданные, твёрдо сосредоточенные на лотосных стопах Господа Кришны, находятся на платформе спонтанного преданного служения. Какой смысл им соблюдать строгие обеты, препятствующие их преданному служению?
373
Господь Кришна сказал: Нет возможности обрести благочестие просто выполняя предписанные обязанности или (получить?) греховные реакции, просто занимаясь греховной деятельностью, для Моих преданных, безразличных к мирской деятельности, относящихся равно ко всем живым существам и безоговорочно преданных Мне.
374
(Брахма-ваиварта Пурана)
Все греховные реакции того, кто принял полное прибежище у лотосных стоп Господа Мадхавы, уничтожаются. Поэтому, какой ему смысл соблюдать строгие обеты, создающие препятствия на пути поклонения Господу?
375
(в беседе между Брахмой и Нарадой касательно соблюдения поста, записанной в Вишну-рахасйе)
Разум того, кто не привязан к объектам чувств, всегда чист, поскольку он постоянно занят удовлетворением Господа Вишну. Поэтому ему нет необходимости соблюдать суровые аскезы. Такая деятельность предназначена для тех, чьи чувства не контролируются.
376
Для того, кто урегулировал свои ужасные чувства с помощью своего очищенного ума, нет необходимости посещать множество святых мест, принимать ритуальное омовение, совершать жертвоприношения, повторять мантры и соблюдать обеты.
377
Тот, кто контролирует свои чувства, умиротворён, всегда думает о благе всех живых существ и кто всегда находится под покровительством Кришны, не будет страдать от боли голода и т.д.
378
Те, кто постоянно помнит Господа Вишну с чистым сердцем, освободятся от всех видов страха и достигнут трансцендентной обители Господа.
379
Те, кто прославляют Господа Хари рано утром, в полдень, в полночь и в конце дня, несомненно, пересекут океан материального существования.
380
Счастлив ли человек или заражён болезнью, в гневе или умиротворён, если он просто прославляет Господа Хари в любом состоянии своего бытия, он вернётся в обитель Господа Вишну.
381
Тот, кто постоянно помнит Господа Кришну в любом положении материального существования, будь то в утробе матери, в детстве, в старости, или в болезни, не будет больше связан рождением и смертью.
382
Поскольку почти все беспримесные преданные Господа Кришны привязаны к повторению и памятованию Его трансцендентных игр с любовью и преданностью, они не заинтересованы всем, что можно найти в материальном мире.
383
Если преданный развивает особый вкус к служению Господу в настроении слуги или друга, он должен продолжать поклоняться своему Господу с помощью мантр, полученных от духовного учителя, чтобы питать свои эмоции.
384
Такие преданные спонтанно привязаны к совершению вечных обязанностей и соблюдении этикета, описанных в священных писаниях. В действительности, писания прославляют трансцендентные качества такого беспримесного преданного Господа Кришны, и мы также пытаемся прославлять их.
385
Когда же голова этой падшей души будет смазана пылью с лотосных стоп возвышенных преданных, постоянно соблюдающих этикет, чтобы достичь преданного служения лотосным стопам Шри Шри Радха-Дамодары?
386
Пусть я стану подобным медовому шмелю и приму прибежище в питье нектара с лотосных стоп великих преданных, не имеющих интереса в достижении 4-х целей человеческой жизни, тех, чьи сердца подобны озёрам, наполненным водой трансцендентного нектара экстатической любви к лотосным стопам Господа Мукунды, сына Нанды, Чья красота побеждает сладость освобождения.

Эта книга была составлена в доме Нанды Махараджа во Вриндаване в течение месяца Карттика, в 1465 году эры Шака, когда солнце вошло в Весы.

Так заканчивается перевод Двадцатой виласы Шри Хари-бхакти-виласы.